Консультация для педагогов " Познавательное развитие детей через экологическое воспитание"
консультация (старшая группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

В раннем возрасте формируется фундамент представлений о природе. Именно в этом возрасте дети нуждаются во взаимодействии с миром природы. Необходимым условием развития познавательной активности через ознакомление с природой выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений меджу человеком и  природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты исследований психологов, педагогов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач познавательного развития детей через экологическое воспитание. Теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, Д. Б. Эльконина). Идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского). Проявление познавательного интереса связано со следующими стадиями:

1. Любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

2. Любознательность  - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. 

На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.

3. Познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.

Все это является неотъемлемой частью развития познавательной активности.

Целевые ориентиры образования в младенческом

и раннем возрасте:

 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;  эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,  стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Также в раннем возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы. Необходимым условием развития познавательной активности через ознакомление с природой выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Начальные этапы познания действительности и развития познавательной активности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.

 «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных  «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Для формирования познавательной активности у детей через ознакомление с природой необходимо создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для деятельности каждого ребенка, и акцентироваться на зону ближайшего развития ребенка.

Создавая уголок природы и экспериментирования, мы старались соблюдать основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды: обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; предоставление права и свободы выбора; создание условий для поиска и экспериментирования.

В центре природы и экспериментирования располагаются:

Дидактический материал по темам:  «Овощи»«Фрукты»«Домашние животные»«Дикие животные»«Времена года»«Цветы».

Для рассматривания иллюстраций были подобраны ярко иллюстрированные произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.

Для наблюдения и осуществления ухода под присмотром взрослого подобраны комнатные растения в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ, оборудование для ухода за ними.

Настольно-печатные игры с экологической тематикой.

Картотека «Уход за комнатными растениями»«Дидактические игры экологической направленности»

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и формирования у ребенка познавательной активности. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает формирование познавательной активности у детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В соответствии с программой мы ведем работу по ознакомлению с живой и неживой природой. Ознакомление ведется всегда в форме игры и ориентируется на ребенка.

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе.

В организованную образовательную деятельность я включала:

- игры дидактические, с элементами движения и др.

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,

рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий;

-  ситуативные разговоры с детьми. Например, игра-беседа (с воспитателем, с «гостем»), когда в гости к детям приходят куклы-времена года, и каждая из них рассказывает о себе, о своих характерных особенностях, а герои часто просят у деток помощи, например, синичка просила накормить и обогреть её.

познавательно-исследовательскую деятельность

экспериментирование, конструирование

- продуктивную деятельность: рисование и лепка на экологическую тему : «Гроздья рябины»«Ежик на осенней полянке»«Листопад» и т. д. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

 Например: рисование «Цветочная поляна»«Падал первый снег», лепка «Летний луг»«Одуванчики»«Божья коровка». Посредством творчества у детей остается понимание увиденного.

Естественно, 20 минут в месяц на ознакомление с природой это ничтожно мало, поэтому основная работа по развитию познавательной активности через ознакомление с природой осуществляется в ходе режимных моментов.

Развитие познавательной активности в процессе игр-экспериментирований.

Дети очень любят игры-эксперименты. В возрасте 2-3 лет – это действенный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов,  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессыразвивается речь ребенкавоспитывается активность в образовательной деятельности, формируются представления о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

С детьми провели игры-эксперименты«Достань камешек» ( Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу), развитие внимания, координации движений, «Теплый – холодный» ( Цельзакрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная),«Что как плавает» ( Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов),«Найди шарик» ( Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой) и др. Дети изучают их свойства, играют с ними, обогащают словарный запас, проявляют творчество, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

 В уголке воды и песка малыши пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки; льют воду, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, окрашивали воду в разные цвета, замораживали её в формочках, приносили с улицы снег, наблюдали,  как он превращается в воду. Наблюдали и запоминали, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет – дети учатся делать элементарные выводы. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые эксперименты оставляют яркий след в душе ребенка.

Развитие познавательной активности в процессе наблюдений.

Планируя такую деятельность, мы придавали ей большое значение, так как дети усваивают знания непосредственно в окружающем их мире. Ребенок знакомится с предметами и их свойствами: цветом, формой, величиной, назначением. Например, снег белый, холодный, в руках быстро тает, или сухой песок не лепится. Во время наблюдений важно учить ребенка производить умственные операции: сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Например, рассматривая листья на деревьях (береза, ель, осина) обращать внимание детей на то, что листья имеют разную форму. Или как только земля освобождалась от снега, детям предлагалось поискать зелёную травку и первые цветы. С большим интересом дети знакомились с мать-и-мачехой, рассматривали её большие листья. Зимой мы укрывали «снежным одеялом» деревья и травку. Малыша следует ставить в такие условия, чтобы у него возникало желание задавать вопросы, как можно больше обращаться к взрослому. Организуя наблюдения, мы соблюдали определенные правила:

1. Создавать мотивационную установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали память, внимание, воспитывали любознательностьПознание какого-либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, стремились потрогать все, что зеленеет на огороде. На прогулке мы восторгались красотой природы, настраивались на положительные эмоции приобщении с природой.

В уголке природы представлен календарь природы. Мы с детьми ввели условные обозначения: солнце, туча для обозначения состояния погоды. В начале учебного года мы использовали понятия «солнце-солнечно»«туча – не солнечно». С середины учебного года мы ввели понятия «ясно-пасмурно»Осадки мы тоже отмечаем на нашем календаре: дождь-капельки, снег-снежинки. Детям очень нравится отмечать результаты своих наблюдений.

Развитие познавательной активности в процессе игр и досугов

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Мы использовали разнообразные игры: дидактические, подвижные, настольно-печатные, творческие. Тематика настольно-печатных игр разнообразна«Чей малыш?»«Малыш-следопыт»«Что где растет»«Времена года»«Чей домик» и др. С помощью таких настольных игр как «Дары лета»«Собираем урожай» дети учились узнавать некоторые отдельные признаки предметов, цвет, форму, группировать их по определенным качествам: овощи, фрукты. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения-легкого, быстрого усвоения детьми знаний.

В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек»«Посади божью коровку на цветок того же цвета» дети знакомились с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх у детей формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Определенные знания о природе дети получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач: повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворение потребности ребенка в активных движениях, уточнение знаний о различных объектах и их свойствах, развитие ориентировки в окружающем. Игры мы подбирали с учетом времени года, темы наблюдений. Например, в подвижной игре «Солнышко и дождик», дети закрепляли знания о природных явлениях и приучались согласовывать свои действия с другими детьми и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Развитие познавательной активности в процессе трудовой деятельности.

Элементарная трудовая деятельность в уголке природы, на клумбе и в огороде.  Ухаживали за комнатными растениями (герань, бальзамин, фикус, фиалка) временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, фасоли, рассады. В процессе систематического ухода за растениями уголка природы, огорода, клумбы мы стараемся сформировать у детей определённые трудовые навыки, закрепляя, таким образом интерес к природе и решая ещё одну экологическую задачу по формированию у детей умений и навыков по уходу за растениями.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, педагога, родителей и ребенка. Работа должна строиться с учетом эмоционального благополучия детей, разнообразия форм ознакомления ребенком с окружающим миром и должна быть направлена на формирование познавательной активности как средстве освоения мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

laquo;Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»...

Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».

На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует  способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюд...

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....

Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального районаБижбулякский район Республики Башкортостан    Опыт ра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Всестороннее развитие детей через экологическое воспитание"

Экологическое воспитание может стать мощным инструментом для всестороннего развития вашего ребёнка. В наше время, когда вопросы охраны природы становятся всё более актуальными, формирование экологичес...