Главные вкладки

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»
    рабочая программа по окружающему миру на тему

    Кочетова Галина Владимировна

     

    «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx61.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №17»

                                     ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

    «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

       Воспитатель: Кочетова Галина Владимировна

                                                            Новомосковск 2017

                           Пояснительная записка.

    Всё хорошее в людях – из детства!

    Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем:

    Удивиться, узнать, полюбить!

    Мы хотим, чтоб земля расцветала,

    И росли, как цветы, малыши,

    Чтоб для них экология стала,

    Не наукой, а частью души!

           Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

           Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.        

            Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

             В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

             Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

             Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.      

             Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

             В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

             Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

              Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

                                                Литературный обзор.

            Проблема развития познавательной активности детей была актуальна в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.      

            Л.С.Выготский писал: « Интерес - как естественный двигатель детского поведения, является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

            Еще в 1953 году отечественный психолог Н.С. Лейтес показал, что всех одаренных детей, независимо от различий в возрасте, темпераменте, различий в самом проявлении этой одаренности отличает общая черта - познавательная потребность. Все обследованные одаренные дети активно стремятся к интеллектуальной деятельности, часто довольно сложной по содержанию. Близкие к этому результаты были получены и зарубежными исследователями, начиная с Ч. Спирмена, считавшего, что именно «умственная активность» или любознательность лежит в основе одаренности человека. В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

              Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

              Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».        

              Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сенситивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

             Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

              Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в 20 веке. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья.

            С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.      

            Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

                 Обзор программ экологического воспитания. 

         В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.

       - Программа В. И. и С. Г. Ашиковых "Семицветик" (1997). Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.  Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру.

        - Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998). Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально- активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. - Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999). Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников. Она создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников и ориентированная на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

          - Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания. Она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

          - Программа А. И. Ивановой «Живая экология». Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.

           - Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

           - Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых 7 проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.      

         - Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник". Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре.

            В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

             Примером может служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой , а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья " Планета детства " , в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И . Грекова ).

             Таким образом, обзор программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую заинтересованность авторов в интенсификации экологического образования детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности.

             Создавая свою систему работы и сопровождающий его комплекс занятий, я основывалась на разработках: Николаевой С. Н., Бондаренко Т. М., Гончаровой Е. В., Егоренкова Л. И., Ивановой А. И.

                                            Актуальность. 

                Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.          

              Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.    

             Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

            Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.        

             Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

             И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

             Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

                                           Новизна опыта.

               Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

                         Ведущая педагогическая идея.

                  В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.

             В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

            Я считаю, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.    

               Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию.

             Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

            Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.

               Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

             Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности Предлагаемая система позволяет решать следующие задачи:  

    • расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;
    •  конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;
    • учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. Уметь сравнивать;
    •  развивать интерес к родному краю;
    •  учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
    •  учить наблюдать различные явления природы;
    •  закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
    •  учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
    •  подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
    • закрепить умение правильно вести себя в природе.    

           Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.    

        Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

         В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

          С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

          Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Складываются новые модели организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду в контексте личностно - ориентированной парадигмы образования.    

           Инструментом в создании таких моделей для меня служит интеграция. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка.

          Интеграцию я понимаю как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.

         Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности:

     в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);

     театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

     изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);

     музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.

         Всё это позволяет интегрировать различные образовательные сферы.

         Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.

          Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:

    1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

    2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

    3 блок – работа с социальным окружением.

               В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

    Цель: Воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

    Задачи:

    - Формирование экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

     - Создание в детском саду благоприятных условий работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.

    - Пропагандирование экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

     - Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности

    - Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой

    - Воспитание эстетических чувств и патриотических, средствами природы

    - Экологизация быта и семейных традиций.

                                      Формы и методы работы. 

         В работе по экологии использую разные формы обучения и воспитания.

    с педагогами:

    -индивидуальные и групповые

     -консультации,

    - семинары,

    - семинары практикумы,

     -педагогические советы,

    -открытые мероприятия.

     -выпуск экологических буклетов.

    с дошкольниками:

    - занятия в форме эвристической беседы;

    - практическая деятельность в природе;

    - экскурсии, целевые прогулки, наблюдения;

    - природоохранные акции;

    - проведение экологических викторин , праздников, досугов, театрализованных представлений;

     - чтение экологических сказок, рассказов;

     - экологические игры;

    -выставки детских работ;

    -организация конкурсов

    с родителями:

    - консультации

    - викторины

    -папки-передвижки

    - конкурсы, выставки

         В практической деятельности применяю разные методы: систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный труд детей и взрослых в природе.

    Принципы построения педагогического процесса.

         В своей работе я опиралась на следующие принципы:

    1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает  

    использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

    2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;

    3. принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;

    4. принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;

    5. принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

    6. принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

                                  Результативность работы.

              В результате моей работы по данной теме дети многое узнали, многому научились, они вступили на путь осмысления природы и проникновения в нее. Детей уже волнуют разные необычные факты, события, происходящие в живой и неживой природе, накапливается познавательный баланс, содержащий знания и информацию. А них заложено начало гуманного отношения к природе. Ярко проявляются чувства сострадания и сопереживания.

        Дети проявляют заботу о тех, кто в этом нуждается (птицы, растения и т.д.).

         Дети научились заботиться о животных и растениях, знают как вести себя в природе, умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения.

            Своей работой я подвела детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может и должен сохранять и приумножать ее красоту!

            Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием.

    • сформированы начала экологической культуры у детей , повысился интерес к объектам живой и неживой природы;
    •  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, вопросы детей носят познавательный характер;
    •  повысился уровень экологической воспитанности детей; дети учатся практическим действиям по охране природы;
    •  развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, качественно изменилось отношение детей к природе.
    •  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

    Ожидаемые результаты педагогов:

    - внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов.

                    Адресная направленность опыта

         Я считаю, что данный опыт будет полезен всем воспитателям ДОУ, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям – обогатить свой опыт и передать его своим детям.

                            Технология опыта.

            Работая по данной теме, в течение двух лет мною было разработано тематическое планирование по каждому возрасту (приложение № 1, 2, 3)      

          Разработана система экскурсий (приложение № 4).

          Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.

         Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные игры, отгадывание загадок (приложение №5). Большое значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

         Разработала авторский календарь природы для детей (приложение № 6)      

         Широко использую сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей.

         Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра (приложение № 7)

     Ее характеризуют следующие моменты:

    1) она имеет короткий и несложный сюжет;

    2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

    3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;

    4) игру проводит воспитатель;

    5) воспитатель руководит всей игрой.

          Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

    1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

    2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

     3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

       Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме  получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

          Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

         Включение родителей в нашу работу обязательно.

                     Технология состоит из трех разделов

    Первый раздел

    «Экологизация образовательного процесса»

     Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.

          Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.

         Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.      

              Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

    - экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды;

     - экологическое просвещение родителей;

    - подготовку и переподготовку кадров;

    - оценку окружающей среды;

    - координацию с другими учреждениями.

           Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

            Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны методиста и руководителя помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым 18 условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

            Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

             В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

             Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

    Второй раздел

    «Эколого – оздоровительная работа» 

    Задача: — формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

         Раздел предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей);

    - обучение детей элементарным приёмам самомассажа;

     - закаливание;

    - профилактика плоскостопия;

    - совершенствование двигательных навыков;

    - развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок;

    - обучение правилам безопасного поведения в природе.

             Взаимодействовать с окружающей средой (лес, луг, озеро) и погодно- климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества 19 (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

            Большое внимание уделяется применению фитотерапии (использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний), ароматизированных подушечек, способствующих оздоровлению детей в группах раннего возраста.

    Третий раздел

    «Эколого – развивающая среда ДОУ»

    Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.

           Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

           Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры — осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.      

            Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

            Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований; лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал, диафильмы о природе).

           В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

           В методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

          В библиотеке представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, 20 М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.

           В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

            На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку , мы старались использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас нашёлся старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной , очень высокой берёзе есть гнездо.

           Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, мы наглядно покажем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и поговорить о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.    

             Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

            В разное время мы можем посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.    

             Экскурсии- один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень 21 трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии: "Насекомые - наши помощники или вредители?", "Золотой луг", "Зелёный лягушонок". Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

             Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

             На прогулках, экскурсиях дети учатся не только видеть красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе : “ не сори ”, “ не шуми ”, “ не груби ”. Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком (сад, огород), учатся беречь и ценить ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают. Помогают нам всегда в этом сказочные герои: гном, лесовичок, леший. Вместе с детьми они читают стихи, загадывают и разгадывают загадки, играют в экологические игры, рисуют, трудятся, делают поделки, сочиняют сказки и рассказы.

                 Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе и поэтому в групповой комнате постарались создать среду, где можно экспериментировать, (т.е. экологическую лабораторию). В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда, стаканчики, пластиковые бутылки, лупа, фильтр, трубочки, ведерки, колбы, образцы песка, глины, объекты наблюдения). Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов с водой, почвой, посева семян, колировка рассады. Приобрели клеенку на стол, родители изготовили ящики для посева, дети принесли из дома стаканчики из под 22 йогуртов, упаковку из под мороженого, пластиковые бутылки. Тем самым не только сэкономили средства, но и наглядно показали детям возможность вторичного использования материалов, которые выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. В лаборатории мы ставим опыты с детьми, учим детей размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача воспитателей – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

              Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

              На занятиях дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь со сведениями о живой и неживой природе, с понятием эволюции, с происхождением человека, его развитием. Дети узнают о Земле, как о планете Солнечной системы, звездах и планетах. В экспериментальной деятельности и на практических занятиях дети знакомятся со свойствами воды и воздуха посредством проведения опытов, узнают, что такое притяжение, свет и его отражение и др. У ребенка совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

             Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

              Слушание, рассматривание книг, иллюстраций, картин, игры, 23 заучивание стихов о природе, помогают закрепить получение знания, умения и навыки, расширяют созидательные возможности детей. Ребенок накапливает нравственный опыт отношения к миру, оценивает себя в этом мире, приобретает умение целесообразно вести себя в природе. У него повышается уровень экологической воспитанности. Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других я использую магнитофонную запись "Звуки природы". Дети с умилением слушают "звуки природы" и работы получаются намного лучше.

            Тематика занятий построена так, что она дополняет воспитательно- образовательный процесс детского сада и помогает воздействовать на эмоциональное развитие ребенка. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски окружающего мира, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать.

               В детском саду ежемесячно проводится конкурс детских рисунков " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

               С детьми старших и подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

              Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом -Земля", "Зелёная планета". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

                                       Работа с родителями 

                        Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

             Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

             Ещё одна форма работы с семьёй- педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

             Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

    Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:

    -наличия базы, создание условий для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы;

    -использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания;

    - взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (руководитель, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

    -работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

           Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.

           Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.

              Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

             Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

             Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Педагог считает, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

          В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания детей и его содержанием существует определенные противоречия:

    - между проблемой изменения структуры мышления в сторону экологического, формирования целостной картины мира и сведением экологического воспитания к ознакомлению с природой;

    - между необходимостью повышать уровень экологического развития у дошкольного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду.

             Выявленные противоречия поставили перед педагогом проблему: может ли развивающая игровая деятельность стать естественным, социально – значимым средством экологического развития дошкольников, развитием познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

           Решение данной проблемы педагог видит в создании системы педагогической работы, направленной на формирование представлений о птицах, их важной роли в природе, побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их. Создание такой системы возможно при активном включении детей в различные виды и формы игровой деятельности, а также в условиях проведения целенаправленной работы в непосредственно-образовательной деятельности.

           В совместной работе с родителями нужно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

           До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями. Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры?

           Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

             Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей является технология проектирования.

                      Список используемой литературы

    1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

    2. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7.

    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

    4. Борндаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж 2010 5. Борндаренко Т. М.Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

    6. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

    7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

    8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: просвещение, 1980

    9.Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7. 10. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

    11. Елина Е.В., Зарубина О.Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий./ Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.

    12. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

    13. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 28

    14. Кирике Г. Ребёнок и природа. // Дошкольное воспитание, 1993г., № 7. 17. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

    15. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.

    16. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

    17. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

    18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.,, Академия, 1999г.

    19. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

    20. Николаева С.Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

    21. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., Новая школа, 1993г.

    22. Павленко И. Н. развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К. Ю. Белой. – М,: ТЦ Сфера, 2007 23. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/авт.-сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2011

    24. Психологические вопросы игры и обучения дошкольников. / Сборник статей. // Под ред. Эльконина Д.П. – М., Просвещение, 1957г.

    25. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.

    26. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г. 29

    27. Саморукова П.Г. Игры детей. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение,1983г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."

    В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

    Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"

    Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...

    Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

    В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

    Мастер - класс "Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки"

    Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и живо...

    Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....