Консультация для педагогов "Триз как палочка - выручалочка для креативного педагога"
консультация (старшая группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям  инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ТРИЗ как палочка выручалочка для креативного педагога: обзор основных понятий ТРИЗ»

Своё выступление хотелось бы начать со слов советского писателя Генриха Сауловича Альтшуллера: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта».

Я расскажу об одной очень известной технологии, которая называется технология ТРИЗ. И как ее можно использовать в развитии креативных способностей дошкольников.

Что такое креативные способности дошкольников?

Креативные (творческие) способности представляют собой набор качеств, благодаря которым дошкольник мыслит нестандартно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности.

Что значит ТРИЗ? Теория Решения Изобретательских Задач.

Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, по его словам, «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

I этап. Ситуация – задача, которую нужно решить

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра «Да-Нетка» или «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы  (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Игра «Помоги Золушке»

«Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?».

Предположительные ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно раскатать пустой бутылкой или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; нарезать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжелым прижимать.

II этап. Противоречие – должен потому что, не должен потому что …

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Предложена ситуация

Например: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?».

Предположительные ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе; его будет хорошо видно на снегу; теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля, а гулять ему теперь надо только ночью; ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель выбирает объект и предлагает детям найти положительные и отрицательные качества данного объекта. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на первом этапе игры воспитатель называет «плохо», а дети «хорошо». Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

III этап. ИКР – оптимальный результат, полученный наименьшими затратами

На третьем этапе проходит работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

«Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .».

Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Например, сказка «Гуси – лебеди». Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .».

Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – «Крошечка –Хаврошечка».

Сказка по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».

Сказки от «живых» капель и клякс

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Глядя на них, ребенок сможет увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что напоминает?».

Далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы «живых» капель, клякс помогают сочинить сказку.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки-выручалочки. Учебно-развивающее пособие.

Пособие, которое поможет детям развивать зрительное внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве.Иллюстрации представлены ниже....

СЦЕНАРИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «ПАЛОЧКА – ВЫРУЧАЛОЧКА»

Составители СЦЕНАРИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «ПАЛОЧКА – ВЫРУЧАЛОЧКА»  нструктор по физической культуре:Тоскина Светлана Федоровна, музыкальные руководители:Борисова Татьяна Евгеньевн...

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

Палочки-выручалочки.

Презентация листов-заданий для детей старшего дошкольного возраста.Задания вам помогут посмотреть на обычные вещи с необычной стороны.Презентация адресована родителям и педагогам....

Мастер - класс "Палочки выручалочки"

Интеграция областей физическая культура, познание, музыка, художественная литература и социализация. В мастер- классе описаны способы использования нетрадиционного оборудования "Палочки - выручалочки"...

Игровое пособие «Театр на палочках» по сказке Сутеева В.Г. «Палочка-выручалочка».

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, помогает развить художественно-эстетические и творческие способности детей, их речь, память, мышление, внимание, сп...