Познавательно- исследовательский проект к Международному дню леса. Тема: «Деревья наши друзья» Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет гр.№11
проект (средняя группа)

Чикунова Марина Михайловна

Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру, интерес к экологической деятельности, любознательность.

Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les.docx752.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение

                                          «Детский сад №175»

                                   

 Познавательно- исследовательский проект к         Международному дню леса.

             Тема: «Деревья наши друзья»

                 Группа общеразвивающей направленности

                        для детей 4-5 лет гр.№11

                                        

                                                                               

                                                                               

                                                           Подготовила: воспитатель первой кв. к.

                                                           Чикуновой М.М.

                                                                                                                   

                                                         

                                      Оренбург, 2023 г.

Актуальность

Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья.

Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.

Формулировка проблем: «Что дают деревья для жизни людей: пользу или вред? «Нужны ли деревья вообще?»

Цель проекта: Формирование у детей представлений о деревья, как о живых объектах и объектах необходимых для жизни человека.

Задачи проекта:

  1. Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру, интерес к экологической деятельности, любознательность.
  3. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
  4. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
  6. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  7. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Тип проекта:

познавательно - исследовательский.

краткосрочный - неделя

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели


Предполагаемый результат:

Дети:

• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,

• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

Родители:

повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Воспитатели: накопление практических навыков проектной деятельности.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические: наблюдения, рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, игры, опыты. Экскурсии.


Продукт проектной деятельности: выставка творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья», коллективная работа «Чудо-дерево», выставка предметов из дерева разработанные рекомендации и консультации для родителей; интеллектуальная игра «Знаешь ли ты деревья?», созданная с использованием интерактивных технологий.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

- Определение актуальности и значимости проекта;

- Подбор методической литературы;

-  Подготовка развивающей среды.

-  Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.


Основной этап:

1. Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. 

-НОД «Деревья, которые нас окружают».

-НОД «Что растет в лесу?».

-НОД «Деревья-наши друзья»

-НОД «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

-«Как появляются деревья» (презентация)

-НОД «Почему нужно беречь и охранять деревья»

-НОД «Деревья в жизни человека»

-НОД «Как березу использовали в древности»

Опытно - экспериментальная и исследовательская деятельность. 1. Опыт «Корень – устойчивость дерева».

2. Исследование «Кора разных деревьев».

3. Опыт «Кораблик путешествия» (свойства дерева).

4. Исследование «Измеряем толщину дерева»

5. Опыт «Ветка тополя в воде».

6. Опыты с различным материалом (дерево, резина, стекло, железо, пенопласт, пластик)

7. Развлечение «Приключения Буратино» (сравнение свойств дерева и металла)

Дидактические игры 1. «Угадай дерево». 2. «С какого дерева листок?». 3. «Четвертый лишний». 4. «Так бывает или нет?».

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях»; «Какие деревья растут на участке»; «Как деревья помогают человеку»; «Как появляются деревья»; «Почему нужно беречь и охранять деревья»

Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке»; «Что я видел в парке?»

Словесные игры: «Опиши, я отгадаю»; «Вспомни – назови»; «Один – много».

Ознакомление с художественной литературой:

И.Семенова «Березка»; О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»;

А. Прокофьев «Наш лесок»; М.Ивенсен «Ёлочка»;

И.Токмакова «Ива»; П. Воронько «Липка»; Заучивание: П. Воронько «Берёзка».

3. Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян»; «Путешествие в лес»; Игры – драматизации: «Лесная история»; «Сказки старого дуба»; «Волшебный лес».

Настольно – печатные игры: «Времена года»; «Деревья наших лесов»; «С какого дерева листок»; «Ветки и детки»; «Сложи дерево».

Трудовая деятельность

- уход за деревом, уборка сломанных веток на участке

- уборка опавшей листвы

- оказание помощи в случае необходимости (подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки и др.)

Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»; «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»; «Как вести себя в лесу?»

4. Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие

Аппликация: «Березка»; «Деревья летом и осенью»; Коллективная аппликация с использованием природных материалов.

Рисование: «Дерево»; «Пейзаж»; «Елочка»; «Ветка рябины в вазе» (коллективное рисование); «Сказочное дерево».

Лепка: Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой»; «Дубок» (пластилинография); Коллективная работа: «Чудо-дерево».

Прослушивание музыки: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении;

Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Пение: «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой: «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой.

Досуги, развлечения: «Час загадки»; «Деревья мы сажаем, наш садик украшаем»; «КВН «Деревья родного края»; Викторина на «Международный день леса» (21 марта) Тема «Друзья леса»; Физкультурно – экологический досуг «День здоровья в лесу» Праздник для детей «День рождения леса».

Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:

И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «В сосновом бору», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию.

5. Образовательная областьФизическое развитие

Подвижные игры: «Поймай листок»; «1,2,3 к дереву беги»; «Найди пару»; «Кто быстрее добежит через препятствие к дереву»

Физкультминутки: «Клён»; «Листопад»; «Ветер дует нам в лицо»; «Береза».

Пальчиковая гимнастика: «Листья»; «Деревья»; «Елка»; «Собираем листики».

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Стендовая информация для родителей по теме проекта
  2. Рекомендации: «Чем занять ребенка на прогулке?»
  3. Консультации: «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка», «Влияние природы на духовное развитие ребенка», «Будем любить, и беречь природу»
  4. Совместная творческая деятельность: выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия».
  5. Акция «Подари книгу о природе»
  6. Папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем», «Прогулки в природу – основа здоровья ребенка»
  7. Издание мини –книжки «Узнай дерево»
  8. Создание коллекции «Семена деревьев»
  9. Привлечение родителей к акции «Наш лес. Посади свое дерево»


III. Заключительный этап: Подведение итогов проекта; Оформление выставки «Берегите деревья»; Презентация проекта «Деревья наши друзья»; Оценка достигнутых результатов.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Знакомимся с деревом

1.     Предложить детям познакомиться с новым другом поближе. Хорошо ли они знают свое дерево?

2.     Какой высоты дерево? Выше или ниже детей? Толще или тоньше?

3.     Какова ширина (диаметр) дерева?

4.     у детей есть друзья, знакомые, соседи. А у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? И т.д.

Изучаем листья

1.     На дереве много листьев или мало? Густая крона у нее или нет?

2.     Может ли тень нашего дерева двигаться?

3.     Исследование листьев: погладить руками сверху, снизу. Какой он?

4.     Как прикрепляется лист к ветке? И т.д.

Изучаем кору и ствол

1.     Предложить детям найти место, где ствол самый широкий, а где самый узкий?

2.     Погладить кору. Какая она?

3.     Есть ли на дереве дупла или трещины?

4.     Есть ли на коре вашего дерева следы, оставленные человеком?

Изучаем цветки

1.     Отметить время появления первых почек, из которых потом вырастут цветки.

2.     Цветки нашего дерева заметны из далека? Или вы нашли их не сразу?

3.     Чем пахнет цветок? Когда запах сильнее перед дождем или после? Ит.д.

Изучаем корни

1.     Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле?

2.     Если дерево старое, обследуйте прилегающие к нему участки. Може быть вы обнаружите, что некоторые корни выходят на поверхность земли и т.д.

Изучаем плоды и семена

1.     Поищите под деревом его семена. Какие они? Легкие, тяжелые? Большие, маленькие?

2.     Использует ли их как- нибудь человек семена, плоды таких деревьев как ваше? Для чего? И т.д.

Изучаем животных

1.     Какие животные (птицы, звери, насекомые) посещают наше дерево в разное время года?

2.     Детально с лупой обследуйте кору, листья, цветы. Каких насекомых вы обнаружили? И т.д.

Изучаем почву

1.     Каждую осень с дерева падают листья, куда они исчезают, если люди их не убирают?

2.     «Покормите» свое дерево: закопайте под ним остатки кожуры овощей, фруктов, яичную скорлупу, птичий помет. Для чего это делается? И т.д.

Изучаем снег

1.     Отметьте дату, когда од вашим деревом появился первый снег.

2.     Измерьте глубину снега.

3.     Понаблюдайте, где снег растает раньше, под деревом или на открытом месте? Почему и т.д.

Дождь и иней

1.     Опыт с использованием дождеметра.

2.     Любит ли ваше дерево дождь? Может ли он напоить растение? Меняется ли после дождя цвет листьев, коры, их запах? И т.д.

Родителям воспитанников были представлены папка-передвижка и памятка. В их содержании прописаны нормы поведения на природе для родителей и детей, а также мероприятия, направленные на сохранение и восстановление российских лесов.

Ребята средней группы «Капитошка» побывали в весеннем лесу. Они встретили доброго друга эколёнка Шалуна и дружно вспомнили правила поведения в лесу, собрали мусор, помогли диким животным найти своих детенышей, нашли спрятанную ягоду, отгадывали загадки, нашли листики, которые мечтали попасть на своё дерево, под снегом нашли первоцветы. В завершение путешествия ребята сделали коллективную аппликацию «Птицы». Ребята убедились, что лес – бесценный дар природы и его нужно беречь.

Ребята оформили своими рисунками выставку «Сохраним лес». Лес – это общий дом для животных и растений. Лес невозможно представить без деревьев. Лес – зелёный наряд нашей планеты, там, где лес – всегда чистый воздух. Для родителей представлена папка-передвижка: «Прикоснись к природе сердцем!», памятка «Берегите окружающую природу».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе Тема: «Зимующие птицы нашего края»

Цель проекта: Формирование экологической культуры детей через привитие любви к птицам. Задачи:Образовательные:Закреплять знания о  зимующих птицах.Расширять знания об условиях жизни в зимний...

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы» для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет.

Проект по патриотическому воспитанию « День Победы»для старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 4 до 7 лет....

Познавательно-исследовательский проект «Деревья - наши друзья».

Познавательно-исследовательский проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста и реализуется в течение всего учебного года. Участниками проекта являются не только дети и педагоги,...

Познавательно-исследовательский проект "Маленькие исследователи" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главн...

Познавательно - исследовательский проект для детей группы общеразвивающей направленности (6-7 лет) на тему: «Волшебная соль»

Каждый день мы сталкиваемся с самыми обычными и в то же время удивительными по своим свойствам  веществ. К таким веществам относится самая обыкновенная соль, та, что у нас на столах. Соль - одно ...

Педагогический познавательно – исследовательский проект по художественной литературе с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет «Здравствуй, сказка»

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок ...