«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки (Игра на ложках)» Мастер-класс для педагогов.
материал

Полякова Оксана Викторовна

Ознакомление педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках,  как на музыкальных инструментах в целях  нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx19.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки (Игра на ложках)» Мастер-класс для педагогов.

Цель: ознакомление педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках,  как на музыкальных инструментах в целях  нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки.

Задачи:

  • познакомить участников РМО с ложками, как с народным музыкальным инструментом;
  • изучить историю возникновения ложек;
  • познакомить участников с приёмами игры на ложках;
  • воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту;
  • повысить уровень мастерства педагогов
    Слайд 1.

Введение.
     Нравственно-патриотическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса. Оно способствует формированию у воспитанников чувства любви к Родине, уважения к её культурному наследию, истории и традициям.
Слайд 2.
    Народная музыка отражает историю народа, его характер, ценности и духовные устремления. Через музыкальные произведения передаются традиции, обычаи, трудовые и праздничные обряды. Воспитанники, соприкасаясь с народной музыкой, начинают лучше понимать культуру своего народа, ценить его духовное богатство и  чувствовать свою причастность к общей истории.
Слайд 3.
Одним из эффективных средств такого воспитания выступает музыкальное искусство, а особенно использование народных инструментов. Один из ярких и доступных инструментов русской музыкальной культуры- деревянные ложки.
Русские деревянные ложки – это один из самых древних и узнаваемых народных инструментов.
Слайд 4.
Ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Затем украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.

Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.Так деревянные ложки стали часть музыкальной культуры.
Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках.

– Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит все вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. 
Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте,что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Слайд 5.
Давайте рассмотрим из чего состоит ложка.

Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок – это ручка, а коковка – это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках.

Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.
Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?
Слайд 6.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3или 4 ложки.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Итак, переходим к изучению игровых приемов:

«Рукой левой мы возьмём

Рукой правой мы возьмём

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра»
Слайд 7.

*1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).
Слайд 8.

*2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).
Слайд 9.

*3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).
Слайд 10.

*4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).
Слайд 11, 12.

*5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».

А теперь под музыку. Молодцы!
Слайд 13, 14.

*А теперь мы будем учиться играть приёмом «Молоточек» - в правой руке две ложки. Одна зажата между указательным и большим пальцами, другая между указательным и средним, «спинка» к «спинке». Держать умеренно крепко. Выполнять удары по ладони левой руки, по коленям.

«По ладошкам мы стучим

Весело играем.

По коленочкам стучим

Дружно повторяем»

Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.

Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.

Раз, два. Раз, два.
Слайд 15.

*Приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.

А теперь под музыку. Правильно, молодцы!

III часть Заключительная

Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.

А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,

Значит играем ансамблем.

Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали


Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Слайд 16.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа.
Для эффективного использования ложек в музыкально-патриотическом воспитании необходимо:
- Познакомить воспитанников с историей инструмента и традициями его использования;
- Научить правильным приёмам игры;
- Подбирать музыкальные произведения отражающие народные праздники и трудовые традиции;
- Проводить выступления перед родителями.
Выступления позволяют детям почувствовать себя частью большого культурного процесса.
И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Слайд 17.
Заключение.
Использование народных музыкальных инструментов, таких как русские ложки, в воспитательном процессе помогает формировать у детей нравственные и патриотические качества. Игра на ложках делает музыкальные занятия живыми, интересными и эмоционально насыщенными, усиливает связь поколений и способствует духовному развитию личности.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Презентация для педагогов ДОУ "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки" (10.12.2020)

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке....

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально - культурные традиции, его история  являются основой   для  гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных ка...

Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""

Духовно - нравственные ценности этноса, национально-культурные традиции, его история  - основа для гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных чувств - добросердечия, не...

Консультация для педагогов ДОУ "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

laquo;…музыка, как и всякое искусство,помогает детям познавать мир и воспитывает детей,причём воспитывает не только их художественный вкуси творческое воображение, но и любовь к своей Ро...