Пальчиковая гимнастика для развития речи у детей старшего возраста
материал (старшая группа)

Пальчиковая гимнастика для развития речи у детей старшего возраста

Важность пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon palchikovaya_gimnastika.zip17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для развития речи у детей старшего возраста

Важность пальчиковых игр неоспоримо, как на данный момент времени, так и в прошлом и о них написано немало. Ребенок получает огромную пользу для своего развития благодаря этим незатейливым играм. А когда же появились первые пальчиковые игры?

К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Еще в Китае во втором веке до нашей эры знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук и что упражнения для пальцев и рук, производят невероятный эффект на организм в целом, которые положительно влияют на деятельность мозга, а также гармонизируют тело и разум. Японская акупунктура тоже это подтверждает. У каждого из нас на ладонях, кистях, пальцах рук расположено огромное количество рефлекторных точек, а импульсы идут в центральную нервную систему, при стимуляции этих точек.  Таким образом  при массаже определенной точки, идет воздействие на внутренние органы, которые связаны с ней. Например: Большой палец отвечает за активность головного мозга; указательный палец – связь с желудком; средний – с кишечником; безымянный – с печенью и почками; мизинец – с сердцем. В дальнейшем именно немецким специалистам принадлежит приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой.  Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. Фребель сделал эти заключения на основе собственных наблюдений, так как в те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа.

 Наши предки тоже активно использовали народные пальчиковые игры, потешеки, которые сопровождали детство наших прабабушек и бабушек,но многие из них были  забыты или полузабыты, возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр. Со множеством народных пальчиковых игр ребенок встречался уже в колыбели, на коленях у мамы, бабушки. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Поиском и возраждением этих игр занимаются специалисты в течение последнего десятилетия, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми.

 Отечественные физиологи тоже подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

 Так В.М Бехтерев доказал, что простые упражнения рук улучшают речь ребенка.

 Педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Возрождаются и создаются игры и упражнения, направленные на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. А пальчиковые игры являются наиболее эффективными среди них.  Начинать можно с самого раннего возраста, ведь общение мамы с ребенком, приносит не только удовольствие, но и пользу. Но и в более позднем возрасте эти игры будут очень полезны ребенку, они будут укреплять мышцы пальчиков, развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В ваших руках уникальное, можно сказать, проверенное веками средство развития коры головного мозга.

5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ

ПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ:

Положительное воздействие на внутренние органы;

Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект;

Развитие обоих полушарий мозга;

«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

К чему же приводит занятие «пальчиковой гимнaстикой»?

Рaзвитие речи.

Выполнение упрaжнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Пaмять.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память,так как текст, подкреплённый действием, запоминается в несколько раз быстрее и на долго, чем при обычном прочтении. Зрительные образы быстрее связываются с текстом, малыш легче  разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений.

Подготовкa руки к письму.

Результативность освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приводит к хорошей гибкости и подвижности, что облегчит в дальнейшем овладение навыков письма. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Внимание.

Подражание это один из важнейших способов развития и обучения ребенка,  является одним из вражденных способностей, хотя оно развито не у всех детей одинаково, хотя и является одним из ведущих видов деятельности, оно зависит от умения удерживать внимание

Вообрaжение.

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи склaдываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «расскaзывать руками» целые истории.

Aртистизм.

Как правило, эмоционaльная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

Первые мaтематические понятия.

«Пaльчиковая гимнастика» - это незаменимый материал для формирования элементарных математических представлений ( прежде всего это счет, также ориентировка в пространстве и на листе бумаги). Это понятия  становятся понятны малышу, так как подкреплены жестами и наглядностью.

К моему большому сожелению родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики рук своих малышей, что приводит к недостаточности двигательных функций, которые проявляются во всех компонентах моторики:( плохая координация движения по самообслуживанию, в трудовых процессах, мимики, правильного и четкого звукопроизношения, выразительной речи, страдает также художественно- эстетическое развитие).

Так как учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Для себя я поставила цель, как можно чаще использовать " пальчиковую гимнастику" во всех образовательных процессах, тем самым формировать правильную устную речь, обогащать словарный запас, развить мелкую моторику рук, развивать внимание, память, мышление детей. Мне важно познакомить детей с новыми пальчиковыми играми и закрепить уже знакомые. Приимущество пальчиковой гимнастики заключается в том, что ее можно использовать в любой удобный отрезок времени, работать, как с группой детей, так и индивидуально.   И конечно же надо подбирать упражнения по пальчиковой гимнастике в соответствии с возрастными особенностями детей. Нельзя утомлять детей сложными играми, нужно выполнять простые упражнения-игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, потешками. Принцип от простого к сложному — от простых игр переходим к более сложным. При этом не надо забывать о систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений, ведь только тогда и происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребёнка.

Для того, чтобы занятия пальчиковой гимнастикой были продуктивными и интересными, я стараюсь придерживаться

следующим правилам:

1. Обязательное знание текста.

2. Собственная увлеченность.

3. Разогреть ладошки перед началом упражнений.

4. Вовлечение всех пальцев рук, при этом следить за правильностью выполнения движений (при необходимости помогать ребенку).

5. Ежедневное занятие около 5 минут.

6. Правильное соотношение слов с движениями.

7. Подбор иллюстраций к игре (музыкальное сопровождение приветствуется).

В итоге, хочется отметит, что тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка, активизирует речевые центры, развивает внимание, память, воображение и создает позитивную атмосферу в группе, вызывает положительные эмоции.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и

последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое

упражнение для развития памяти малыша.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение?

Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы, и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей дошкольного возраста" (по Цвынтарному В.В.)

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи у детей дошкольного возраста

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение  одной неде...

Представление опыта "Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей дошкольного возраста"

quot;Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей дошкольного возраста"....

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....

Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей раннего возраста и рекомендации по их проведению

Статья посвящена очень важной теме- развитие речи у детей раннего возраста.Центральное место отводится роли взрослого в организации пальчиковых игр с детьми.Статья включает в себя основные этапы и рек...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста....

Пальчиковая гимнастика в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика -эффективный инструмент развития мелкой моторики рук ребёнка, способствующим активизации центров головного мозга, отвечающих за речь....