Комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи у детей дошкольного возраста
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Колесникова Ирина Владимировна
На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение  одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной пальчиковой гимнастики. Сначала делаются упражнения, потом гимнастика с движением обеих рук одновременно.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народные пальчиковые игры35.65 КБ

Предварительный просмотр:

   

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста. Каждый комплекс разучивается в течение  одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной пальчиковой гимнастики. Сначала делаются упражнения, потом гимнастика с движением обеих рук одновременно.

Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

Ладони на столе

на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.

Ладошка – кулачок – ребро

на счет «1 – 2 – 3».

Пальчики здороваются

на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным.

Человечек

указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.

Дети бегут наперегонки

движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно.

Пальчиковая гимнастика « ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК »

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. 

Педагог показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается им к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

ВТОРОЙ  КОМПЛЕКС

Коза

вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки

Козлята

то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук.

Очки

образовать два кружка - из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Зайцы

вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.

Деревья

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Пальчиковая гимнастика « БЕЛКА »

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Логопед и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС

Флажок

большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

Птички

поочередно большой палец соединяется с остальными.

Гнездо

соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

Цветок

то же, но пальцы разъединены.

Корни растений

прижать руки тыльной стороной  друг к другу, опустить пальцы вниз.

Пальчиковая гимнастика « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем,

слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ЧЕТВЁРТЫЙ КОМПЛЕКС

Пчела

указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.

Пчелы

то же упражнение выполняется 2-мя руками.

Лодочка

концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

Солнечные лучи

скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

Пассажиры в автобусе

скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

Пальчиковая гимнастика « ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС

Замок

на счет «1» - ладони вместе,

на счет «2» - пальцы соединяются в «замок».

Лиса и заяц  (лиса «крадется»

все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает»,  перебирая  пальцами, быстро двигается назад.

Паук

пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Бабочка

ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями».

Счет до 4-х

большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

Пальчиковая гимнастика «НУ-КА, БРАТЦЫ ЗА РАБОТУ»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А  малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

ШЕСТОЙ КОМПЛЕКС

«Двое разговаривают»

согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу

«Стол»

правую руку  согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Кресло»

правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально

«Ворота»

соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь

«Мост»

поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук

Пальчиковая гимнастика «ПО ГРИБЫ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел.

попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца

СЕДЬМОЙ КОМПЛЕКС

«Ромашка»

соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны

«Тюльпан»

полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка

Сжимание и разжимание  кистей рук на счет раз - два.

Пальчиковая гимнастика  «АЛЫЕ ЦВЕТЫ»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ладони соединены в форме  тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

ВОСЬМОЙ  КОМПЛЕКС

«Улитка с усиками»

положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их

«Раковина улитки»

(правая рука на столе, левую руку положить сверху)

«Ежик»  

ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх

«Кот»

средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх

«Волк»

соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх

Пальчиковая гимнастика «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!

начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

ДЕВЯТЫЙ КОМПЛЕКС

«Ножницы»

указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами

«Колокол»

скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их

«Дом»

соединить наклонно кончики правой и левой руки

«Бочонок с водой»

слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия).

«Пожарник»

упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней

Пальчиковая гимнастика «ПРЯТКИ»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

сжимание и разжимание пальцев рук

ДЕСЯТЫЙ КОМПЛЕКС

«Птички летят»

(пальцами обеих рук производить движения: вверх, вниз).

«Птички клюют»

большой палец  поочередно соединить с остальными

«Гнездо»

пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чашки

 

Пальчиковая гимнастика «СОРОКА»

Кашку варила                            

Детей кормила:            

Этому дала,                                

Этому дала,                                

Этому дала,                                

Этому дала,

А этому не дала

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

( При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, на словах «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца).


Приложение № 4

Приложение

«Тренируем пальчики – развиваем речь»

        

           Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте   6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 –3 минуты ежедневно.

        С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.

        Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой). Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами.

        Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

 Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, – получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

        Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

        Можно также использовать следующие материалы и игры:

  • наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;  
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);
  • мозаика по возрастающей сложности;
  • нанизывание бус, бисера, пуговиц;
  • наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
  • вязание, шитье, вышивание;
  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
  • лепка из глины или пластилина;
  •  игра «Театр пальчиков» с 1,5 лет.

Ребенку можно предложить поставить сказку о животных:

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы – это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут  двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, – это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

        Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра « Сорока – Белобока »:

Сорока – Белобока                   Взрослый чертит пальцем круги по ладони                            

Кашку варила                            ребенка, слегка щекочет ее.

Детей кормила:            

Этому дала,                                Загибает мизинец ребенка.

Этому дала,                                Загибает безымянный палец.

Этому дала,                                Загибает средний палец.

Этому дала,                                Загибает указательный палец.

А этому не дала -                       Вертит большой палец.

Зачем дров не рубил? Воды не носил?

Знай наперед:                            

Здесь водичка – холодненька,   Взрослый поглаживает запястье ребенка.

Здесь – тепленька,                       Поглаживает сгиб локтя.

Здесь – горяченька,                      Поглаживает плечо.

А здесь – кипяток, кипяток!        Взрослый щекочет ребенка.

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку – близость взрослого (мамы), простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.

         В двадцатые годы русский этнограф М.С.Андреев, путешествуя по разным странам, писал, что младенческие игры-потешки, очень похожие на русскую

«Сороку-Белобоку», встречаются у многих других народов. Например, в Ташкентском уезде у киргизов-казаков взрослый крутит пальцем по ладони малыша, приговаривая:

Большой палец;                       Средний тополь;

Утка с утятами;                        Струя воды;

                                                   Маленький ребенок.

 Потом трогает ладонь: «Здесь масло»,

запястье: «Здесь сыр»,

предплечье: «Здесь сласти»,

сгиб локтя: «Здесь рисовая шелуха».

щекочет ребенка под мышкой, приговаривая: «Кытик, кытик, кытик!»

        У жителей верховьев Аму-Дарьи, рушанцев, взрослый кружит пальцем по детской ладошке со словами: «Здесь зелень, родник, здесь куропатки воду пьют (перебирает пальчики):

Этот варит,

Этот огонь разводит,

Этот воду носит,

Этот еду раздает,

Другие едят, а этому не дают.

Фырр... Полетели на отверстие в крыше!»

        У афганцев в игре рассказывается о воробье, который не вовремя поскользнулся, у персов – о трусливых разбойниках, у индийцев – о хитром воре.

Вот английский вариант «Сороки»:

Round and round the garden,

Like a teddy bear.

One step... two step

Tikle you under there!

Перевести этот текст можно примерно так:

Кружим – топочем по саду,

Как косолапый мишка.

Один шажок... другой шажок...

И пощекочем под мышкой!

        У немцев тоже есть подобная игра: четыре трудолюбивых пальцы собирают сливы и относят их домой, а маленький жулик мизинчик все подъедает.

        Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же «магические» движения:

  • круги пальцем по ладони ребенка,
  • поочередное загибание пальчиков,
  • движение вверх по руке до подмышки, щекотка.

        В России также известно много игр, подобных «Сороке – Белобоке». Например, игра «Пальчики в лесу»:

Раз, два, три, четыре, пять          Взрослый держит перед собой левую руку          

                                                       ребенка ладонью к себе.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,           Загибает мизинец.

Этот пальчик чистить стал,        Загибает безымянный палец.

Этот резал,                                   Загибает средний палец.

Этот ел,                                        Загибает указательный палец.

Ну, а этот лишь глядел!              Загибает большой палец и щекочет ладошку.

        Имеется большое количество не только русских, но и украинских, болгарских и т.д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов. Вот, например, очень хорошая болгарская игра:

                                                               Пальцы обеих рук складываются

                                                               кончиками вместе.

Кто приехал?                                        Быстро хлопает кончиками больших

                                                               пальцев.

Мы, мы, мы!                                         Кончики больших пальцев прижаты

                                                               друг к другу, а кончики остальных

                                                               пальцев одновременно быстро хлопают.

Мама, мама, это ты?                             Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да!                                               Хлопают кончиками указательных

                                                                пальцев.

Папа, папа, это ты?                                Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да!                                                Хлопает кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?                         Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да!                                                Хлопает кончиками безымянных

                                                                  пальцев.

Ах, сестричка, это ты?                            Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да!                                                 Хлопает мизинцами.

Все мы вместе, да, да, да!                       Хлопает всеми пальцами.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

Комплекс заданий для развития речи детей дошкольного возраста

Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной. Этим детям доступны самые различные задания....

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

Статья о влиянии воздействия тонкой моторики на развитие мозга и,в частности, речи ребёнка....

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....