Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий
консультация

Богатикова Татьяна Васильевна

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tnehnologii.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и технологии по ознакомлению дошкольников с миром профессий.

Сколько профессий, и все хороши:

Каждый способен найти для души.

Стряпает торты и кексы кондитер,

Груз на машине привозит водитель.

Смелый пожарный потушит огонь,

Спляшет на сцене артист под гармонь.

Ловит рыбак судака и треску,

Клоуны в цирке разгонят тоску.

В цехе портные одежду сошьют,

А продавцы её нам продают.

Каждое дело по-своему ценно,

И пригодится всегда непременно!

Сегодня государство делает ставку на человека труда. И вся система общего образования ставит целью формирование личности, готовой к труду. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Поэтому введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на следующей ступени образования.

Итак, труд как ценность. Что это значит:

Характеристика: В ценностных ориентациях данного порядка отражены радость труда, любимая профессия, труд как благо общества, возможность и необходимость трудиться с полной отдачей сил.

Механизм формирования : Создание ситуаций, позволяющих детям трудиться, заботиться о ближних; рассказы о профессиях родителей и знакомство с людьми труда.

Как же организовать работу, какими методами воспользоваться, для правильного формирования у дошкольников отношения к труду, к разным профессиям.

В этом нам всегда помогают хорошо знакомые нам методы и приёмы обучения. Это:

- непосредственно образовательная деятельность

- игры

- наблюдения

- совместная деятельность

- беседы

- чтение детской художественной литературы

- экскурсии и встречи с людьми разных профессий.

Но всегда интересно узнать и попробовать в своей работе что-то новое, необычное. И сегодня я хочу рассказать о новых, современных приёмах знакомства дошкольников с миром профессий.

1. Лэпбук. Лэпбук познакомит ребенка с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий.

Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

4. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта и тематической недели.

2. Профессиограмма. Одним из предполагаемых нововведений воспитательно-образовательной работы с детьми по ранней профориентации является «Профессиограмма». Профессиограмма - это таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии, состоящая из восьми секторов:

- место работы;

- материал для работы;

- форменная одежда;

- орудие труда;

- трудовые действия;

- личностные качества;

- результат труда;

- польза труда для общества.

Такая профессиограмма ложится на любую профессию.

3. Кейс-технология.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе реальных событий, а в проблемной ситуации, создаваемой воспитателем, ситуация не всегда выглядит реалистично, очень часто героями предложенных ситуаций являются либо сказочные герои, либо вымышленные персонажи.

Ситуации, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с детьми в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети. В проблемной ситуации есть одно правильное решение, а в кейс-метод предполагает наличие множества решений.

В дошкольном детстве рекомендуется использование практических кейсов, среди которых выделяем следующие формы:

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например – для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

Пример: рассказ Б. Житкова " На льдине". Льдину оторвало и понесло в море. Рассматривание иллюстрации, обсуждение: что делать? кто поможет? Вывод: помогут спасатели, работники МЧС.

4. Квест-игра.

Большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми. Профориентация не является исключением и так же требует от воспитателей интересных и нестандартных технологий знакомства детей с огромным миром профессий. Именно к таким технологиям относится квест.

Использование квестов позволяет уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Сюжет игры может быть предопределён или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»

Методические рекомендации педагогам «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения» Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важн...

Консультация для педагогов «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»

Консультация для педагогов   «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учётом социального окружения»...

Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с миром профессий

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности....

Методическая разработка "Создание условий по ознакомлению дошкольников с миром профессий."

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. И НАЧИНАЕТСЯ ОНО УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НОСИТ АКТУАЛЬНЫ...

«Лепбук, как современное средство работы педагога по ознакомлению дошкольников с миром профессий»

laquo;Лэпбук» — это не просто методическое средство, помогающее закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. htt...