Картотека игр для детей раннего возраста «Конструирование»
методическая разработка (младшая группа)

Герасимова Светлана Александровна

Картотека игр для детей раннего возраста

«Конструирование»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_konstruirovanie_ranniy_vozrast.docx54.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей раннего возраста

«Конструирование»

«Дом - башня из кубиков одного размера».

Программное содержание

  • Учить строить башню из кубиков, накладывать кубик на кубик.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить удерживать внимание
  • Активизировать пассивный и активный словарь детей (возьми, сделай, поставь дом, посади кошечку на домик, мяу-мяу)
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

Игровая мотивация: В гости кошечка пришла.

«Серенькая кошечка, села на окошечко,

Хвостиком махала, песню напевала.

Мяу-мяу-мяу»

Давайте построим домик для кошечки.

1-й этап: На виду у малыша постройте домик в замедленном темпе, комментируя при этом сои действия:

«Кубик на кубик, и еще кубик»

Прочтите рифмовку

« Тили - бом, тили - бом.

Вот построили мы дом»

Поставит наверх домика кошку.

Прочтите стишок: «Кто на домике сидит,

И на нас с тобой глядит

Мяу-мяу

Кто пищит

Мяу-мяу говорит».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы стоите, а ребёнок вам подражает, строит рядом.

Возьмите кубик, предложите ребенку взять такой же:

«У меня кубик и у тебя кубик. Положи кубик на стол. Возьми еще кубик. Положи кубик на кубик». Важно: Если у ребенка не получается, используйте меру помощи « Рука в руке»

Положите свою ладонь на руку малыша, помогая ему с вверху обхватить кубик и поставить кубик туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения. Предложения ребенку:

«Построить дом».

Используя меру помощи:

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

4-й этап. Выполнения двух последовательных действий: «Построй дом и посади на дом кошечку».

«Дом - башня из трех кубиков одного размера.

Программное содержание:

  • Учить строить башенку из трех кубиков одного размера. Накладывая кубик на кубик.
  • Развивать мелкую моторику. Учить удерживать внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей. (Возьми, сделай, поставь, дом, посади собачку на домик, гав-гав)

1-й этапИгровая мотивация в гости собачка пришла.

«Умная собачка в гости к нам пришла, хвостиком махнула и сказала гав-гав».

Давайте построим домик для собачки

На виду у малыша постройте домик в замедленном темпе, комментируя при этом сои действия:

«Кубик на кубик, и еще кубик»

Прочтите рифмовку

«Тили-бом, тили-бом.

Вот построили мы дом

Кто же будет жить в нем?».

Поставьте наверх игрушку (собачку)

Прочитайте рифмовку

«Умная собачка в гости к нам пришла, хвостиком махнула и сказала гав-гав».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы стоите, а ребёнок вам подражает, строит рядом.

Возьмите кубик, предложите ребенку взять такой же:

«У меня кубик и у тебя кубик. Положи кубик на стол. Возьми еще кубик. Положи кубик на кубик». Важно: Если у ребенка не получается, используйте меру помощи « Рука в руке»

Положите свою ладонь на руку малыша, помогая ему с вверху обхватить кубик и поставить кубик туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения. Предложения ребенку: «Построить дом».

Используя меру помощи:

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

4-й этап. Выполнения двух последовательных действий: «Построй дом и посади на дом собачку». Выбор игрушек из двух контрастных собачка птичка

«Машина»

Программное содержание:

  • Учить строить машину накладывать кубик на кирпичик. Познакомить с новой деталью кирпичик.
  • Обогащать сенсорный опыт детей, различать постройку по цвету, форме (кирпичик кубик)
  • Развивать внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (едет, би-би, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность(учить складывать кубики в коробку)

1-й этап. Игровая ситуация.

Заранее постройте образец, поставьте кубик на кирпичик-это машина.

Покажите ребёнку: «Посмотри, какая у меня машина. Би-Би гудит машина! Поехала машина»

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

Посадите на машину игрушку, покажите, как едет машина. Спросите, как гудит машина.

Спросите ребенка: « Миша ты хочешь такую машину? Посмотри, как её надо строить.

На виду у малыша постойте машину в замедленном темпе, комментируя при этом свои действия «На кирпичик я положила кубик, получилась маленькая машинка» Обыграйте постройку.

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

2-й этап параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает.

Возьмите кирпичик положите перед собой, предложите ребенку взять такой же: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Возьми кубик и положи на кирпичик, предложите ребёнку сделать тоже» Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи рука в руке. Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кубик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить машину

Используя меру помощи

Речевая инструкция.

Рука, в рука.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить машину и посадить на машину собачку. Выбор из двух контрастных игрушек собачка птичка.

«Автобус»

Программное содержание:

  • Продолжать учить строить машину. Накладывать кубик на пластину. Познакомить с новой деталью пластина.
  • Обогащать сенсорный опыт детей. Различать постройку по цвету, форме (пластина, кубик).
  • Развивать внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (едет, би-би . кубик, кирпичик)
  • Воспитывать аккуратность(учить складывать кубики в коробку)

Ход занятия

1-й этап.

Игровая мотивация.

Заранее постройте образец, кубик поставьте на пластину.

И покажите ребенку.

«Посмотри, какая у меня машина Поехала машина»

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

Посадите на машину игрушку, покажите, как едет машина. Спросите, как гудит машина.

Спросите ребенка: « Миша ты хочешь такую машину? Посмотри, как её надо строить.

На виду у малыша постойте машину в замедленном темпе, комментируя при этом свои действия «На кирпичик я положила кубик, получилась большая машинка» Обыграйте постройку.

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает.

Возьмите кирпичик положите перед собой, предложите ребенку взять такой же: «У меня пластина и у тебя пластина. Возьми кубик и положи на пластину, предложите ребёнку сделать тоже» Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи рука в руке. Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кубик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить машину.

Используя меру помощи

Речевая инструкция.

Рука, в рука.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить машину и посадить на машину собачку. Выбор из двух контрастных игрушек собачка птичка.

«Дорожки из кирпичиков одного цвета».

Программное содержание.

  • Учить строить дорожку из кирпичиков плотно прикладывая кирпичик к кирпичику.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Акцентировать внимание на цвете (красная дорожка).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (кап-кап, топ-топ, кирпичик, дорожка).
  • Воспитывать аккуратность складывать кубики в коробку).

1-й этап.

На виду у малыша постройте дорожку в замедленном темпе, комментируя при этом свои действия «Вот кирпичик, кирпичик к кирпичику и ещё кирпичик ровная дорожка получилась. Красная дорожка. Кто пойдет по дорожке» . (куколка матрешка)

Это девочка идёт топ, топ

Громко песенку поёт,

Дождик, дождик кап, кап.

Мокрые дорожки,

Всё равно пойду гулять,

не промокнут ножки.

Как идёт девочка? (топ, топ).

Как капает дождик? (кап, кап)

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает.

Возьмите кирпичик, предложите ребёнку взять такой же: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Возьми ещё кирпичик. Положи кирпичик к кирпичику».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить дорожку

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить дорожку для куклы.

«Дорожки из кирпичиков одного цвета».

Программное содержание.

  • Продолжать учить строить дорожку из кирпичиков плотно прикладывая кирпичик к кирпичику.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Акцентировать внимание на цвете(красная дорожка).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (кап-кап, топ-топ, кирпичик, дорожка).
  • Воспитывать аккуратность (складывать кубики в коробку).

1-й этап.

На виду у малыша постройте дом «Башня» для зайки около домика мы будем строить дорожку, комментируя при этом свои действия «Вот кирпичик, кирпичик к кирпичику и ещё кирпичик ровная дорожка получилась. Красная дорожка. Кто пойдет по дорожке».

«Зайка беленький гулял

Зайка беленький устал

Бежит зайка по дорожке

Не замочит зайка ножки»

2-й этап. Скажите, какая маленькая дорожка получилась, давай сделаем большую дорожку. Помогай мне.

Дайте, ребёнку 2-3 кирпичика и пусть он продолжит вашу постройку.

«Как зайка скачет. Прыг, прыг или топ-топ». Активизируйте речь ребёнка.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить дорожку

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построй дорожку для зайки.

«Стол»

Программное содержание.

  • Учить строить стол, накладывая кирпичик на кубик. Делать постройку устойчивой.
  • Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали двух видов- кубик, кирпичик.
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (стол, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Игровой приём.

Покажите ребёнку матрёшку и скажите: «К нам пришла матрёшка. Матрёшка хочет кушать. Давай построим ей стол.

Вот кубик. На кубик кладу кирпичик. Это стол. На столе тарелка в неё каша для матрёшки».

Обыграйте постройку.

Предложите ребёнку построить такой же стол, и матрёшка придет к нему в гости.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом

Возьмите кубик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик. Положите кирпичик на кубик».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить стол

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить стол и накормить матрёшку.

«Стул»

  • Программное содержание.
  • Учить строить стул, Прикладывая кирпичик
  • к кубик. Делать постройку устойчивой.
  • Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали двух видов - кубик, кирпичик.
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (стул, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Игровой приём.

Постройте дорожку.

«Шла матрёшка по дорожке,

У неё устали ножки

Посиди наша матрёшка

Отдохнут у тебя ножки».

К нам пришла матрёшка. Она шла по дорожке у неё у стали ножки.

Матрёшка хочет отдохнуть.

Мы построим для матрёшки стул.

Смотри, как я строю стул.

Вот кубик. Возьмите кубик, рядом поставьте кирпичик. Это стул».

Обыграйте постройку.

«Шла матрёшка по дорожке,

У неё устали ножки

Посиди наша матрёшка

Отдохнут у тебя ножки».

Предложите ребёнку построить такой же стул. И матрёшка придёт к тебе в гости.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом

Возьмите кубик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик и рядом поставьте вертикально с кубиком вот так. Получился стул».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить стул

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить стол и для матрёшки.

«Стул и стол для матрешки».

Программное содержание.

  • Учить сооружать постройку, используя разнообразный материал.
  • Учить сооружать два предмета разной конструкции. Строить стол и стул, используя приёмы наложения и приложения
  • Учить различать постройки.
  • Обогащать сенсорный опыт детей различать детали двух видов (кубик, кирпичик)
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Стол, стул, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Игровой приём.

Заранее постройте стол и стул. В гости к нам пришла матрёшка. Мы угостим её чаем посадите её на стул на стол поставьте чашку.

Предложите ребёнку построить стол и стул. И тогда матрёшка придёт к нему в гости.

Смотри, как я делаю стул. Вот кубик . Возьмите кубик рядом вертикально приставьте кирпичик, вот так. Это стул. Возьмите кубик на кубик положите кирпичик. Это стол. Обыграйте постройку.

« Шла матрёшка по дорожке,

У неё устали ножки

Посиди наша матрёшка

Отдохнут у тебя ножки».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом

Возьмите кубик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик, и рядом поставьте вертикально с кубиком вот так. Получился стул и т.д.».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить стул

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить стул и стол и для матрёшки.

«Стол и стул для кошки»

Программное содержание.

  • Продолжать учить сооружать два предмета разной конструкции. Строить стол и стул, используя приёмы наложения и приложения
  • Учить различать постройки.
  • Обогащать сенсорный опыт детей различать детали двух видов (кубик, кирпичик) Замена детали другим цветом.
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Стол, стул, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Игровой приём. В гости кошка к нам пришла.

«Киска Мурка к нам пришла,

Ластится, ласкается,

Все ребятам нравится».

Как кошка песенку поёт? «Мяу, мяу». Кошка хочет молока. Давай мы её угостим.

Смотри, как я делаю ей стул и стол. Вот кубик. Возьмите кубик, рядом вертикально приставьте кирпичик, вот так. Это стул. Возьмите кубик. На кубик положите кирпичик. Это стол. Обыграйте постройку.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кубик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик, и рядом поставьте вертикально с кубиком вот так. Получился стул и т.д.».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «стул и стол»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить стул и стол и для кошки.

«Загородка из кирпичиков»

Программное содержание.

  • Учить ставить кирпичик вертикально к поверхности стола
  • Обогащать сенсорный опыт детей различать и понимать слово « кирпичик. Акцентировать внимание детей на цвете (красный заборчик)
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Мяу, мяу, ко-ко, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Выполняйте, постройку комментируя при этом свои действия: «Построим для кошки загородку, что бы она ни убежала». При конструировании плотно приставляйте кирпичики друг к другу на узкое длинное ребро. Вы начинаете, а ребёнок заканчивает постройку.

«Это кто за загородкой

Сидит и смотрит на тебя

Кошка с котёнком,

курочка с цыплёнком.

Мяу-мяу, Ко-ко-ко,

Не ходите далеко».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кирпичик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Приставляйте плотно друг к другу кирпичики. Вот получилась загородка. Акцент на цвет.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию.

Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй загородку»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить загородку для кошки.

«Забор из кирпичиков для собачки»

Программное содержание.

  • Учить ставить кирпичик вертикально к поверхности стола
  • Обогащать сенсорный опыт детей различать и понимать слово « кирпичик. Акцентировать внимание детей на цвете (красный заборчик)
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Ай, ай, гав, гав, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап.

Выполняйте, постройку комментируя при этом свои действия: «Построим для собачки забор, что бы она ни убежала». При конструировании плотно приставляйте кирпичики друг к другу на узкое длинное ребро. Вы начинаете, а ребёнок заканчивает постройку. Обыграйте постройку.

«Вот собачка Жучка

Хвостик закорючкой

Зубки острые

Ай, ай.

Шёрстка пёстрая, гав, гав»

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кирпичик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Приставляйте плотно друг к другу кирпичики. Вот получилась загородка. Акцент на цвет красный.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй забор»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить забор для собачки.

«Скамейка для матрёшки»

Программное содержание.

  • Учить сооружать сложные постройки и соединять две строительные детали. Делать перекрытия на устойчивой основе, кладя кирпичик на углы двух опорных раздвинутых кубиков.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме и цвету(красный, синий).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (скамейка, устала, топ-топ, ля-ля-ля).
  • Воспитывать аккуратность(учить складывать кубики в коробку)

1-й этап.

Игровой момент. В гости к нам пришла матрёшка. Долго, долго по дорожке шла матрёшка. По полянки гуляла и цветочки собирала. Ох! Устала. Продолжайте, обращаясь к ребёнку: «Построим матрёшки скамейку?».

На виду у малыша стройте скамейку, комментируя при этом свои действия:

«Возьму кубик и ещё кубик. Возьму кирпичик положу сверху на кубики. Вот какая скамейка!». Обыграйте постройку.

«Матрёшка шла по дорожке топ-топ, села на скамейку песенки поёт ля, ля, ля.

2-й этап. Параллельная постройка. Используйте два комплекта кубиков, двух цветов красный и синий. Сделайте акцент на цвет.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кубик, и ещё кубик. Возьмите кирпичик и положите сверху на кубики. Вот какая скамейка получилась, обыграйте постройку. Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи

«рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй скамейку для матрёшки»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Цветные скамейки»

Программное содержание.

  • Продолжать учить сооружать сложные постройки и соединять две строительные детали. Делать перекрытия на устойчивой основе, кладя кирпичик на углы двух опорных раздвинутых кубиков.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме и цвету(красный, синий).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (скамейка, устала, прыгала, топ-топ, ля-ля-ля).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку)

1-й этап.

Игровой момент. В гости к нам пришёл зайка. Долго, долго по дорожке прыгал зайка прыг, прыг, у него устали ножки. Сядь немножко отдохни. Продолжайте, обращаясь к ребёнку: «Построим для зайчика скамейку?».

На виду у малыша стройте скамейку, комментируя при этом свои действия: «Возьму кубик и ещё кубик. Возьму кирпичик положу сверху на кубики. Вот какая скамейка!». Обыграйте постройку.

« Зайка беленький гулял

Зайка беленький устал

Сядь зайка, посиди и на деток посмотри.

2-й этап. Параллельная постройка. Используйте два комплекта кубиков, двух цветов красный и синий. Сделайте акцент на цвет.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кубик, и ещё кубик. Возьмите кирпичик и положите сверху на кубики. Вот какая скамейка получилась, обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи «рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй скамейку для зайчика»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Домик»

Программное содержание.

  • Познакомить с новой деталью призма.
  • Учить накладывать призму на кубик, возводить постройку вверх.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме (кубик, призма, крыша).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (крыша, домик, гуляла, пела песенку ля, ля, ля).
  • Воспитывать аккуратность (складывать кубики в коробку)

1-й этап.

Ребёнку предлагается образец. Воспитатель анализирует постройку, обращая внимание на домик в целом, затее на его части стены, крыша.

2-й этап. Дайте ребёнку кубик и призму попросите построить домик и посмотрите, сможет ли он сделать постройку самостоятельно.

Если у него не получиться используйте приём «параллельная постройка» Возьмите кубик поставьте на стол, возьмите призму поставьте на кубик.

Обыграйте постройку.

Вокруг домика ходит матрешка топ-топ.

Песенку поёт ля, ля, ля.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй домик для матрёшки»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Башня из двух кубиков

Программное содержание.

  • Продолжать учить возводить постройку вверх.
  • Различать величину кубика большой, маленький.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (большой, маленький, петушок, ку-ка-ре-ку).
  • Воспитывать аккуратность ( складывать кубики в коробку)

1-й этап. Игровой приём. Петушок прилетел к нам в гости.

«Маслина головушка.

Шёлкова бородушка.

Как ты рано встаёшь

Громко песенку поёшь!» Предложить ребёнку построить башню для петушка.

2-й этап «Параллельная постройка» У меня большой кубик и у тебя большой кубик. Поставь кубик на стол. У меня маленький кубик и у тебя маленький кубик поставь маленький кубик на большой». Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй башенку для петушка»

Используя меру помощи

1. речевая инструкция.

2. рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Диван»

Программное содержание.

  • Продолжать учить сооружать мебель.
  • Учить к кирпичику, поставленному на длинную узкую сторону приставлять кирпичик положенный плашмя.
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей. (Диван, куколка устала, кирпичик, баю-бай.)
  • Воспитывать аккуратность учить складывать кубики в коробку.

1-й этап. Игровой прием. Постройте дорожку

«Шла матрешка по дорожке

У нее устали ножки

Посиди наша матрешка

Отдохнут у тебя ножки»

Покажите ребёнку матрёшку и скажите: «Это матрёшка. Матрёшка устала и хочет посидеть. Давай построим ей диван. Один кирпичик положите на стол плашмя, а другой приложите к первому и поставьте его на бок. Положите на диван куколку и обыграйте постройку.

«Кукла, куколка бай, бай

Спи спокойно засыпай».

Предложите ребёнку построить такой же диван

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кирпичик и предложите ребёнку взять такой же. Один кирпичик положите на стол плашмя, а другой приложите к первому и поставьте его на бок. Вот какой диван получилась, обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи «рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. После того как ребёнок

сделает диван, скажите ему, что надо покачать куколку и спеть ей песенку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй диван для матрёшки»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Кровать»

Программное содержание.

  • Учить к кирпичику положенному плашмя, приставлять кирпичики, с боков поставленные на узкую сторону.
  • Развивать мелкую моторику, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей. (Кроватка, зайчик, кирпичик, баю-бай.)
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап Игровой момент. В гости к нам пришёл зайка. Долго, долго по дорожке прыгал зайка прыг-прыг у него устали ножки. Продолжайте, обращаясь к ребёнку: «Построим ему кроватку?» На виду у малыша стройте кроватку, комментируя при этом свои действия:

«Возьму кирпичик положу его на стол. Возьму ещё два кирпичика и приставлю их с боков (поставьте их на меньшее ребро с двух сторон в виде спинок). Вот так. Обыграйте постройку.

«Зайка беленький гулял

Зайка беленький устал

Ляжка зайка полежи

И немного отдохни».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кирпичик и предложите ребёнку взять такой же. Один кирпичик положите на стол плашмя, а два других приложите к первому, и поставьте их на короткую узкую грань. Вот какая кроватка получилась, обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи «рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. После того как ребёнок сделает диван, скажите ему, что надо покачать зайчика и спеть ему песенку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй кроватку для зайчика»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Диван и стол»

Программное содержание.

  • Учить сооружать постройку с использованием разнообразного материала.
  • Учить сооружать два предмета разной конструкции, объединяя их в один сюжет.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме кубик, кирпичик.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Стол, диван, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап. Игровой приём. Заранее постройте стол и диван. В гости к нам пришла матрёшка. Давай угостим её чаем посадим её на диван. На стол поставим чашку с чаем. Матрешка пьет чай.

Обыграйте постройку.

«В гости к нам пришла матрешка

Отдохни у нас немножко» Предложите ребёнку построить такой же диван и стол и пригласить матрёшку в гости.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом

Возьмите кубик предложите ребёнку взять такой же: «У меня кубик и у тебя кубик. Возьми кирпичик. Положите кирпичик на кубик. Вот стол. Возьмите кирпичик и предложите ребёнку взять такой же. Один кирпичик положите на стол плашмя, а другой приложите к первому и поставьте его на бок. Вот какой диван получилась».

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить стол и диван

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

4-й этап.

Выполнения двух последовательных действий.

Построить стол и диван. Пригласить матрёшку в гости.

«Кроватка и дорожка»

Программное содержание.

  • Учить сооружать два предмета разной конструкции, объединяя их в один сюжет.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме и цвету кубик, кирпичик, красный, синий.
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Кроватка, дорожка, топ-топ, баю- бай, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап. Игровой момент. Заранее постройте образец, дорожку и кроватку. Обыграйте постройку. В гости к нам пришёл зайка.

«Долго, долго по дорожке

Прыгал зайка прыг, прыг,

У него устали ножки».

Положите зайку на кроватку.

«Зайка беленький гулял,

Зайка беленький устал

Ляжка зайка полежи

И немножко отдохни».

2-й этап. Предложите ребёнку тоже построить дорожку, кроватку. Если ребёнок затрудняется самостоятельно построить постройку. Используйте приём параллельная постройка.

Вы строите, а ребёнок подражает. Стоит рядом Возьмите кирпичик, положите на стол, возьмите ещё кирпичик приставьте рядом. И т. Д. обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить кроватку и дорожку

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Баю-бай! Зайку я качаю

Зайка устал, целый день играл».

«Загородка из кирпичиков и кубиков для собачки»

Программное содержание.

  • Продолжать учить детей ставить кирпичики на короткую узкую грань, при этом чередуя строительные детали по форме.
  • Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали кубик, кирпичик.
  • Акцентировать внимание на цвете красный зелёный заборчик)
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (Ай-Ай, Гав-гав).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку)

1-й этап.

Заранее постройте загородку, чередуя при этом кубик и кирпичик.

Предложить ребёнку рассмотреть образец и проанализируйте его:

«Загородка красная, ровная, красивая. Я построила её из кубков и кирпичиков». Обыграйте постройку.

«К нам пришла собачка

Умная собачка громко

Громко, громко лает гав, гав, гав».

2-й этап. Предложите ребёнку тоже построить такой же заборчик, ограничиваясь только речевой инструкцией. «Сначала возьми кирпичи, поставь кирпичик на стол, а теперь возьми кубик, и поставь кубик рядом с кирпичиком и т.д.». Если ребёнок затрудняется самостоятельно построить постройку. Используйте приём параллельная постройка. Вы строите, а ребёнок подражает. Стоит рядом

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку построить зелёный заборчик для собачки.

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Ворота»

Программное содержание.

  • Продолжать учить делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей.
  • Развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивны, словарь детей (ворота, устала, летела, села пи-пи-пи).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап. На виду у малыша в замедленном темпе стройте ворота, комментируя при этом свои действия. Возьмите два кирпичика поставьте на узкую грань на стол, а третий кирпичик положите с вверху. Обыграйте постройку.

Птичка летала то высоко, то низко.

Летала, летала -устала

Прилетела на ворота села.

Отдохнула и опять полетела.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом

Возьмите два кирпичика поставьте на узкую грань на стол, а третий кирпичик положите с вверху. Вот получились ворота

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить ворота

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Ворота и заборчик»

Программное содержание.

  • Учить сооружать постройку для игры.
  • Закреплять приобретенные навыки строительства забора, ворот.
  • Развивать мелкую моторик. Координацию обеих рук, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивны, словарь детей(ворота, заборчик. кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап. Игровой приём. На столе у воспитателя игрушки петушок и курочка.

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масленая головушка

Шелкова бородушка

Что ты рано встаёшь

Громко песни поёшь.

Ку-ка-ре-ку».

Ой, ребята петушок может улететь! Что нужно сделать, чтоб петушок не улетел? Если дети не отвечают, воспитатель сам дает ответ. Давайте построим заборчик, и на виду у детей строит заборчик. Кто к нам в гости пришёл? Это кошечка пришла, как же она попадёт к петушку? Давайте построим ворота. Обыграйте постройку.

«Это кто за загородкой

Сидит и смотрит на тебя

Кошка с котёнком

Курочка с цыплёнком

Мяу-мяу, ко-ко-ко.

Не ходите далеко».

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, стоит рядом Возьмите кирпичик предложите ребёнку взять такой же положите на стол кирпичик . Возьмите второй кирпичик и приставьте его к первому и т. Д. Получилась загородка. Возьмите два кирпичика поставьте на узкую грань на стол, а третий кирпичик положите с вверху. Вот получились ворота. Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить ворота и загородку.

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

 «Цветные скамейки и дорожки»

Программное содержание.

  • Учить объединять постройки в сюжет.
  • Закреплять умения сооружать сложные постройки и соединять две строительные детали. Делать перекрытия на устойчивой основе, кладя кирпичик на углы двух опорных раздвинутых кубиков.
  • Развивать устойчивое внимание. Обогащать сенсорный опыт детей, различать детали по форме и цвету (красный, синий).
  • Активизировать активный и пассивный словарь детей (скамейка, устал, дорожка).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку)

1-й этап. Игровой момент. В гости к нам пришёл Мишка. Долго, долго по дорожке шёл у него устали ножки. Сядь немножко отдохни. Продолжайте, обращаясь к ребёнку: «Построим для Мишки скамейку?». На виду у малыша стройте скамейку, комментируя при этом свои действия: «Возьму кубик и ещё кубик. Возьму кирпичик положу сверху на кубики. Вот какая скамейка! Посидел наш Мишка и пошёл гулять по дорожке. Давай построим Мишке дорожку. Вот кирпичик, кирпичик к кирпичику и ещё кирпичик ровная дорожка получилась». Обыграйте постройку.

2-й этап. Параллельная постройка. Используйте два комплекта кубиков, двух цветов красный и синий. Сделайте акцент на цвет.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом

Возьмите кубик, и ещё кубик. Возьмите кирпичик и положите сверху на кубики. Вот какая скамейка получилась, обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи

«рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить «Построй скамейку и дорожку для Мишки»

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

«Дом и машина»

Программное содержание.

  • Учить сооружать постройку для игры.
  • Закреплять приобретенные навыки строительства дом, машина.
  • Развивать мелкую моторик. Координацию обеих рук, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивны словарь детей (дом, машина, кубик, кирпичик).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап Игровая ситуация.

Заранее постройте образец, поставьте кубик на кирпичик-это машина.

Покажите ребёнку: «Посмотри, какая у меня машина. Би-Би гудит машина! Поехала машина»

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

Посадите на машину игрушку, покажите, как едет машина. Спросите, как гудит машина. Миша ты хочешь такую машину? Посмотри, как её надо строить.

На виду у малыша постойте машину в замедленном темпе, комментируя при этом свои действия «На кирпичик я положила кубик, получилась маленькая машинка.

Предложите ребёнку построить дом. Дайте ему кубик и призму, сможет ли он сделать постройку самостоятельно. Если у него не получиться используйте приём «параллельная постройка» Возьмите кубик поставьте на стол, возьмите призму поставьте на кубик. Обыграйте постройку.

Рифмовка: Би-би гудит машина!

Дайте, дайте пассажира!

Повезу его домой.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает.

Возьмите кирпичик положите перед собой, предложите ребенку взять такой же: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Возьми кубик и положи на кирпичик, предложите ребёнку сделать тоже» Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи рука в руке. Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кубик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить машину

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в рука.

Обыграйте постройку.

«Ворота, дорожка и дом»

Программное содержание.

  • Учить сооружать постройку для игры.
  • Закреплять приобретенные навыки строительства.
  • Развивать мелкую моторик. Координацию обеих рук, устойчивое внимание.
  • Активизировать активный и пассивны словарь детей (дом, ворота, дорожка, кубик, кирпичик, призма, крыша).
  • Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку).

1-й этап. Игровой приём. На столе у воспитателя матрешки. Где будут жить матрешки. Если дети не отвечают, воспитатель дает ответ сам. Ребята, матрёшкам нужен дом. Давайте построим дом. Матрешки выдут за ворота и пойдут гулять по дорожке.

2-й этап. Параллельная постройка.

Вы строите, а ребенок подражает, строит рядом. Возьмите два кирпичика поставьте на узкую грань на стол, а третий кирпичик положите с вверху. Вот получились ворота. Предложите построить ребёнку дорожку: «У меня кирпичик и у тебя кирпичик. Возьми ещё кирпичик. Положи кирпичик к кирпичику. Вот получилась дорожка». Обыграйте постройку.

Важно, если у ребенка не получается, используйте меру помощи « рука в руке». Положите свою ладонь, на руку малыша помогая ему сверху обхватить кирпичик и поставить его туда, куда требуется по заданию. Обыграйте постройку.

3-й этап. Выполнения поручения.

Предложите ребёнку: построить ворота и загородку.

Используя меру помощи

  • Речевая инструкция.
  • Рука в руке.

Обыграйте постройку.

Конструктивная деятельность

«Геометрические фигуры»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.

Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…» 

«Найди и назови фигуру»

 Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания. 

 «Флажки и гирлянды»

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил. 

 «Куриное семейство»

Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

Материал: сюжетная картинка с изображением куринного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры, Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать  круги на бумаге. 

 «Паруса»

Цель игры: познакомить детей с формой «треугольник», развивать мышление.

Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.

Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.

В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру       вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге. 

 «Выкладывание картинок»

Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры.

Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. 

 «Конструирование по схеме»

 Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры. Детям дают карточку с контурными  схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится. 

 «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу. 

 «Найди фигуру»

Цель игры: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.

Материал: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали. 

«Найди пару»

Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих

Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту,  (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов. 

 «Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину. 

«Накладываем детали»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали). 

Конструктивные игры для детей 4-5го года жизни.

 « Выкладывание фигур»

Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: » Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?» 

 «Найди лишнее»

Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

 «На что похоже?»

Цель игры: развивать наглядно- образное мышление детей.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар — колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

 «Конструируем из палочек»

Цель игры: развитие логического умения детей.

Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.

Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

 «Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.

Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет.     Предложите ребятам поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке. 

 «Вспомни, на что похоже»

Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает. 

 «Посчитай и сконструируй»

Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов  человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

 «Обустрой комнату»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат — табуретка, прямоугольник — кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой. 

 «Соотношение геометрических тел и фигур»

Цель игры: учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор.

Ход игры. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой.

Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали. 

 «Накладываем детали»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Ход игры. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой — строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель

задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения. 

Конструктивные игры для детей 5- 7го года жизни.

«Построй по модели»

Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.) 

 «Создай схему»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами — получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам. 

 «Моделирование по схеме»

Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой — схемы сооружений. Дается задание —  отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали. 

 «Ошибки в узоре»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?» 

 «Составь из палочек»

Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

Материал: счетные палочки.

Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

«Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

«Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)». 

 «Найди ошибку»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.

 «Что изменилось»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: строительные детали.

Ход игры. Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось. 

 «Меняясь местами»

Цель игры: развитие памяти и логического мышления детей.

Материал: листы бумаги, строительные детали, фломастеры.

Ход игры. Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

 

 «Роботы»

Цель игры: развитие логического мышления детей.

Материал: карты с изображением роботов.

Ход игры. На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы.

«Сколько роботов изображено».

«Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей».

3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других».

4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

«Разрежь и сложи»

Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.

Материал: плотная бумага, ножницы.

Ход игры. Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерностъ: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

 

 «Моделирование»

Цель игры: развитие воображения и логического мышления детей.

Материал: плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

Ход игры. Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей раннего возраста

Данная картотека пригодится как воспитателям, так и родителям!...

Картотека подвижных игр детей раннего возраста

Для работ с детьми раннего возраста составила картотеку подвижных игр. Для удобства составления календарного планирования очень удобно использовать картотеку. Надеюсь воспитателям понравится и они смо...

Картотека физкультминуток для детей раннего возраста.

                                             « Идём гулять»...

Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала и развитие элементов творчества в конструктивной деятельности

Квалификационная  работа  на  тему: «Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала и развитие творчества в конструктивной деятельности»...

Картотека игр для детей раннего возраста «Конструирование»

middot;         Развивать мелкую моторику.·         Учить удерживать вниманиеАктивизировать пассивный и активный...

Конспект занятия для детей раннего возраста конструирование из кубиков «Заборчик»

Задачи: формировать словарь по теме, развивать звукопроизношение в звукоподражаниях; учить строить из кубиков заборчик, ставя кубики на узкую длинную грань по образцу и с помощью воспитателя; развиват...