«Использование цифровых практик во взаимодействии с семьями воспитанников»
методическая разработка

Тимофеева Галина Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение «Детский сад»

Обобщение опыта работы

«Использование цифровых практик во взаимодействии с семьями воспитанников»

Подготовили: Кызылова Е.Ю.-

воспитатель младшей группы

Тимофеева Г.Ю-

воспитатель младшей группы.

п. Карымкары

-2022-

«Использование цифровых практик во взаимодействии с семьями воспитанников»

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помощниками,

союзниками, участниками единого педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.»

В.А.Сухомлинский.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»). Федеральный закон «Об образовании» от г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 44 Федерального закона «Об образовании» написано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одна из актуальных задач педагогического коллектива дошкольных групп МБОУ«Карымкарская СОШ» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование цифровых практик во взаимодействии с семьями воспитанников»

Вопросы, связанные с проблемой взаимодействия детского сада с родителями, мы должны решать совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников.

В 2020 – 2021 учебном году мы набрали младшую группу, в которой впервые за много лет большинство воспитанников – дети раннего возраста, и конечно же их молодые родители.

Целью нашей работы в этом направлении считаем необходимость перехода ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управлении детским садом, необходимость определения основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка.

Задачи:

• Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения;

• Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка;

• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи;

• Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия;

• Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;

• Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;

• Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

• Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;

• Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

• Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

В связи с этим в младшей группе ДОУ мы разработали систему по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп. Система работы содержит структуру, принципы, формы и направления в построение работы с родителями по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС.

В условиях реализации ФГОС детскому саду необходимо «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и родители воспитанников стали открытыми друг для друга и помогали раскрытию индивидуальных способностей и возможностей у каждого ребенка. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также нами сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое

Направления работы с родителями

Направление

Цель направления

Познавательное

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Информационно-аналитическое

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Наглядно-информационное

дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме

Досуговое

призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы работы с родителями

Традиционные формы

Содержание

Коллективные

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

Индивидуальные

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

Наглядно-информационные

записи на аудио- и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Классификация нетрадиционных форм

Нетрадиционные формы

Содержание

Задача

Информационно-аналитические

социологические срезы, опросы, «почтовый ящик»

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации

Досуговые

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

Познавательные

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков

Наглядно-информационные

информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др.

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

Из всего вышесказанного видно, что работы запланировано очень много, идеи кипят. Но осуществить их во время пандемии очень сложно.

Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказалось много людей, включая детей. Сложнее всего на карантине приходится детям дошкольного возраста. Не посещая детский сад, не общаясь со своими ровесниками, долго сидеть у телевизора или компьютера – вредно, а рисовать, лепить, может быстро надоесть. Ребенка постоянно нужно чем-нибудь занимать. Для ребенка важны движение и игра. А в ситуации с карантином – это проблемно.

Для общения с семьями воспитанников детского сада, оказания консультативной помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей, а также для организации досуга и разных видов детской деятельности, помимо размещения информации на сайте ДОУ, нами были задействованы социальные сети.

В Инстаграмм была создана страничка нашей младшей группы «Карапузы», на которой размещается актуальная и значимая информация для родителей, фотоотчеты о мероприятиях и занятиях проводимых с детьми внутри группы, поздравления для детей и от детей с праздниками. (Праздник Осени, День Матери, Новый год). Изюминкой нашей странички стал «День открытых дверей» в онлайн формате, где мы представили вниманию родителей видеофильм обо всех режимных моментах нашей группы.

Для семей, находящихся на самоизоляции и карантине, были подготовлены и размещены в мессенджерахViberиWhatsApp:

- консультации по адаптации малышей к ДОУ, «Возрастные особенности детей 2-3лет, «Одеваем детей правильно», по заучиванию стихотворений и потешек, развитию речи и мелкой моторики пальцев рук и др.;

- рекомендации по организации игровой деятельности в домашних условиях («Играем с кубиками», «Фигурки из палочек», «Артикуляционная гимнастика» и рекомендации логопеда для запуска речи у детей раннего

Чтобы разбавить мрачные дни карантина мы предложили нашим семьям принять участие в творческих конкурсах. На что они откликнулись с большим удовольствием!

Дистанционно были проведены такие конкурсы «Этот чудо – мир потешек!», конкурс фотографий «Активный отдых всей семьей», акция «Водичка, Водичка!!!» направленная на привитие малышам культурно гигиенических навыков.

Таким образом, в период самоизоляции мы не потеряли связь с семьями воспитанников и ребятами, наоборот, старались укрепить наши отношения, помочь организовать домашнее обучение детей, сделать его максимально удобным, комфортным и не навязчивым, не смотря на удаленные условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Средняя группа.

Детский сад и семья – первый социум для ребенка. Семья — это общество в миниатюре,  от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Адлер Ф.Воспитывает вс...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...

Название практики «Взаимодействие с семьями воспитанников на основе социального партнерства»

Направление практики «Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка»...

Использование QR-кодов при взаимодействии с семьями воспитанников

Использование QR-кодов при взаимодействии с семьями воспитанников...