План работы по самообразованию Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2024-2025 год
материал
План работы по самообразованию Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2024-2025 год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 252.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Родничок»
План работы по самообразованию
Тема: «Финансовая грамотность
детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
на 2024-2025 год
Составила воспитатель:
Михалькевич О.В.
п. Ушаково, 2024 г.
«… Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование
во всех областях! ...
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли
Сами, побуждаемые
Собственной страстью,
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К.И. Чуковский
Актуальность
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях
Цель:
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
- способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
РППС:
- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
- оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
План работы с педагогами, детьми на 2021-2022 г.
Месяц | Неделя | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | 1 | Входная диагностика. | Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе. |
2 | Презентация - «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. | Познакомить с историей возникновения денег. | |
3 | Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны? | Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. | |
4 | Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег. Дидактическая игра «Заветные желания» | Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. | |
Октябрь | 1 | Беседа - «Понятие цены, стоимости». Демонстрация мультфильма «Телефон». | Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги. |
2 | Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта». Игра – «Магазин» | Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. | |
3 | Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.) Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом» | Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. | |
4 | Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.) Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» | Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями. | |
Ноябрь | 1 | Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад. | Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты. |
2 | Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?» | Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть. | |
3 | Беседа - «Семейный бюджет»\ Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» (проведение игр и предоставление картотеки игр по финансовой грамотности детей) | Формировать первичные представления о семейном бюджете. | |
4 | Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи» | Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.) | |
Декабрь | 1 | Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи» | Сформировать понятие об основных расходах семьи. |
2 | Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?» | Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии. | |
3 | Беседа – «Что такое налоги и зачем их платить» | Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов в России. | |
4 | Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить» . | Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность». | |
5 | Игра - «Хочу и надо». | Формировать представление детей о понятии «бюджет» | |
Январь | 1 | Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен» | Дать детям, понятие денежный долг. |
2 | Игра – «Карманные деньги» | Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить. | |
3 | Беседа – «Что за деньги купить нельзя» | Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д. | |
Февраль | 1 | Беседа – «Рекламы разные нужны» | Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу. |
2 | Деловая игра - «Рекламное агентство» | Познакомить детей с понятием «рекламное агентство». | |
3 | Беседа - «Благотворительная деятельность». | Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие. | |
4 | Беседа - «Чем пахнут ремесла?» Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон». | Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность. | |
Март | 1 | Игра - «Путешествие в страну профессий». | Обобщить знания о профессиях. |
2 | Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну». | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | |
3 | Ролевые игры в профессии | Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности. | |
4 | Игра - «Любой труд – оплачиваем» | Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | |
Апрель | 1 | Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости) | Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; Давать нравственную оценку поступкам героев |
2 | Игра - «Свой бизнес» Выступление на педсовете «Экономическое развитие дошкольников» | Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; Формировать экономическое мышление; Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи. | |
3 | Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги» | Закрепить экономические знания в практической ситуации. | |
4 | КВН - «Путешествие в денежную страну» | Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре. | |
Май | 1 | Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) | Изготовление различных поделок для ярмарки. |
2 | Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал». | Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности. | |
3 | Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности» | Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. | |
4 | Диагностика по итогам изучения курса | Оценка сформированности финансовой грамотности. |
План работы с родителями
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Создание сборника консультаций и рекомендаций для родителей по темам: - «Финансовая грамотность дошкольников» - «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» - «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» - «Учите ребенка считать деньги» - «Учите ребенка планировать семейный бюджет» или «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» - Рекомендации для родителей: «Учите видеть связь между трудом и деньгами», «Учите ребенка выбирать и покупать товар» Оформление письменной консультации в группе ВК – «Финансовая грамотность дошкольников». |
Октябрь | Оформление письменной консультации в группе ВК на тему «Знакомим детей с понятием «Бартер». |
Ноябрь | Оформление письменной консультации в группе ВК на тему «Знакомим детей с понятием «Бартер». |
Декабрь | Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Деньги» и «Финансы». |
Январь | Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Реклама». |
Февраль | Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Потребности: «необходимые» и «желаемые». Создание игр и атрибутов к ним с родителями |
Март | Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Бюджет». Экскурсия в магазин с родителями. |
Апрель | Организация выставки игр и атрибутов, созданных родителями по теме. |
Май | Подведение итогов |
Литература по теме самообразования
1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
5. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
11.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
12.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
13.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
14.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
15.Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
16.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
17.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
18.Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
19.Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
20.Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
План самоообразования воспитателя...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям дошкольного возраста войти в социально- экономическую жизнь. Создание осн...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год
План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2022-23г.г
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрени...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...


