План работы по самообразованию Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2024-2025 год
материал

Михалькевич Ольга Викторовна

План работы по самообразованию Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2024-2025 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_saoobrazovaniya_24-25.docx252.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Родничок»

План работы по самообразованию

Тема: «Финансовая грамотность

 детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

на 2024-2025 год

https://fs00.infourok.ru/images/doc/106/125959/img6.jpg

Составила воспитатель:

Михалькевич О.В.

п. Ушаково, 2024 г.

«… Я чувствую себя вправе сказать:

Да здравствует самообразование

 во всех областях! ...

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

Сами, побуждаемые

Собственной страстью,

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский

Актуальность

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни и, в частности, о финансово – экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таких этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях

Цель: 

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.        
          Задачи:
-         способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-        способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-         способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-         способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-        способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
-        уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
-        признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);        
-        рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;        
-         применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Этапы самообразования:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

          Предполагаемый результат:

      Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

     Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

      Дети:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

РППС:

  • картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
  • оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
  • приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
    приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

План работы с педагогами, детьми на 2021-2022 г.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Сентябрь  

1

Входная диагностика.

Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе.

2

Презентация - «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное  путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

3

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

4

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Дидактическая игра «Заветные желания»

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

                  Октябрь                                    

1

Беседа  - «Понятие цены, стоимости». Демонстрация мультфильма «Телефон».

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

2

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими  пользоваться, дать понятие код карты.

3

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»

 Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

4

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

                                   Ноябрь

1

Деловая игра - Раз не найден клад - беги в банке делать вклад.

Дать понятие, что такое вклад и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что  такое проценты.

2

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?»

Сформировать понятие  бюджет, какие виды бюджетов есть.

3

Беседа  - «Семейный бюджет»\

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников» (проведение игр и предоставление картотеки игр по финансовой грамотности детей)

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

4

Беседа – «Семейный  бюджет:  доходы семьи»

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия,  пенсия, пособие и т.д.)

                                    Декабрь

1

Деловая игра - «Семейный бюджет: расходы семьи»

Сформировать понятие об основных расходах семьи.

2

Деловая игра – «Правильный выбор: куда тратить деньги?»

Формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

3

Беседа – «Что такое налоги и зачем их  платить»

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов  в России.

4

Деловая игра – «Семейная копилка. Учимся экономить»

.

Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

5

Игра - «Хочу и надо».

Формировать представление детей о понятии «бюджет»

            Январь                                  

1

Беседа – «Что такое долг? Долг платежом красен»

Дать детям, понятие денежный долг.

2

 Игра – «Карманные деньги»

Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить.

3

Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

                         Февраль                    

1

Беседа – «Рекламы разные нужны»

 Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

2

Деловая игра - «Рекламное агентство»

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

3

  Беседа - «Благотворительная

  деятельность».

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

4

 Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

 Формировать представление

 о  потребностях и возможностях: А.С.  Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

                               Март

1

  Игра - «Путешествие

  в   страну профессий». 

Обобщить знания о профессиях.

2

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну».

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

3

Ролевые игры в профессии

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

4

Игра  - «Любой труд – оплачиваем»

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

1

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в народной мудрости)

Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Давать нравственную оценку поступкам героев

2

Игра - «Свой бизнес»

Выступление на педсовете «Экономическое развитие дошкольников»

Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

Формировать экономическое мышление;

Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

3

Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

Закрепить экономические знания в практической ситуации.

4

КВН - «Путешествие в денежную страну»

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

                                         Май

1

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

Изготовление различных поделок для ярмарки.

2

Формировать представление детей о рекламе. С. В. Михалков «Как старик корову продавал».

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

3

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

4

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка сформированности финансовой грамотности.

План работы с родителями

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Создание сборника консультаций и рекомендаций для родителей по темам:

- «Финансовая грамотность дошкольников»

- «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

- «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

- «Учите ребенка считать деньги»

- «Учите ребенка планировать семейный бюджет» или «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

- Рекомендации для родителей: «Учите видеть связь между трудом и деньгами», «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Оформление письменной консультации в группе ВК – «Финансовая грамотность дошкольников».

Октябрь

Оформление письменной консультации в группе ВК на тему «Знакомим детей с понятием «Бартер».

Ноябрь

Оформление письменной консультации в группе ВК на тему «Знакомим детей с понятием «Бартер».

Декабрь

Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Деньги» и «Финансы».

Январь

Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Реклама».

Февраль

Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Потребности: «необходимые» и «желаемые».

Создание игр и атрибутов к ним с родителями

Март

Оформление письменной консультации в группе ВК: консультация родителей на тему «Знакомим детей с понятием «Бюджет».

Экскурсия в магазин с родителями.

Апрель

Организация выставки игр и атрибутов, созданных родителями по теме.

Май

Подведение итогов

Литература по теме самообразования

        
1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

5. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

7. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

11.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

12.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

13.Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

14.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

15.Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.

16.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

17.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

18.Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

19.Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

20.Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.  Помочь детям дошкольного возраста войти в социально-  экономическую жизнь. Создание осн...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2020 - 2021г

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.Задачи:- сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному ...

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год

План работы по самообразованию. Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» на 2021-2022 учебный год...

План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» 2022-23г.г

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрени...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

Цель:  Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–шести лет войти в социально-экономическую жизнь, способствоват...