Использование интерактивных методов обучения с детьми старшего дошкольного возраста (консультация для педагогов)
консультация (старшая, подготовительная группа)
Интерактивные методы позволяют сделать процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным. Они способствуют развитию у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения с детьми старшего дошкольного возраста
(консультация для педагогов)
Эта тема особенно актуальна, поскольку именно дошкольный период является фундаментом дальнейшего развития ребенка, формирования его познавательных способностей и личностных качеств. Интерактивные методы позволяют сделать процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным. Они способствуют развитию у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности. Использование игровых технологий, проектных заданий, дискуссий и экспериментов помогает ребенку активно включаться в образовательный процесс, развивает критическое мышление и умение решать проблемы.
Развитие речи ребенка происходит только в деятельности. Именно поэтому мы всегда создаем условия, стимулирующие активность детей. Так, организуя познавательную деятельность, используем различные методы интерактивного обучения.
Суть интерактивного обучения заключается в том, что начальный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех участников. Используя интерактивные методы обучения, мы стараемся создать такие условия, чтобы ребенок мог обсуждать проблемы с другими, задавать вопросы, активно действовать, искать, исследовать.
Метод решения проблем или «Дерево решений»
Метод решения проблем или «дерево решений» содержит несколько этапов. Сначала мы выбираем проблему, не имеющую однозначного решения (ситуации из жизни, эпизоды из сказок), например: «что нужно дереву для счастья?». Затем рассматриваем схему — «дерево решений», у которой ствол — квадрат — обозначает эту проблему, ветви — прямые линии — пути ее решения, а листочки — кружочки-ее решения. Дети подгруппами выполняют эту задачу с помощью рисунков и затем вместе с воспитателем обсуждают.
Метод «Микрофон»
Метод «микрофон» - это разновидность группового обсуждения определенной проблемы, позволяющая каждому ребенку высказаться в порядке очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение по определенному вопросу.
Часто мы используем этот метод в дидактических играх, таких как «закончить слово или предложение», «цепочка», «круг комплиментов» и т. д. Учим детей соблюдать определенные правила:
* говорить только тогда, когда вы получаете воображаемый микрофон;
* говорить быстро и кратко;
* не оценивать высказывания товарищей.
Применяя этот метод в работе с дошкольниками с 5-го года жизни, в начале года можно использовать игрушечный микрофон, а уже с конца года и со старшими дошкольниками можно использовать и воображаемый микрофон.
Метод многоканальной деятельности
Для того чтобы раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка, используют метод многоканальной деятельности. Многоканальное восприятие мира с помощью всех органов чувств, получение глубоких впечатлений на эмоционально-чувственной основе способствует прочному усвоению знаний детьми.
Поэтому, организуя любую деятельность, необходимо стараться вызвать у детей интерес к ней, недоумение и обязательно задействовать различные анализаторы, в частности с помощью методики, разработанной известными педагогами Ингрида Мурашковска и Татьяна Сидорчук. Методику построено на принципах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Рассматривают картину в такой последовательности:
* выделение объектов, изображенных на картине;
* представление объектов через мысленное восприятие их различными анализаторами.
Воспитатель. Дети, представьте себя настоящими исследователями, которым нравится все изучать, рассматривать, слушать. Ваша рука может легко превратиться в зрительную трубу (или слуховую). Ее следует лишь сложить так, чтобы образовалась труба. Попробуем увидеть сквозь эту трубу и назвать только один предмет из изображенных на картине.
После того как дети рассмотрели все объекты, изображенные на картине, им предлагают ряд творческих заданий, в частности:
* "прослушать" звуки картины сквозь специальные воображаемые наушники;
* вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
* мнимо "коснуться" к картине, определяя тепло или холодно, какая поверхность различных объектов (гладкая, шероховатая и др.);
* "почувствовать ароматы" картины;
* "выйти за пределы изображенного" и т. д.
Выполнение этих творческих заданий обеспечивает высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной, речевой активности, позволяет воспитателю на протяжении всего занятия поддерживать у детей хорошее настроение и интерес к процессу восприятия.
В результате использования элементов ТРИЗ, что является основой развивающего обучения, дошкольники лишаются ощущения скованности, неуверенности, у них развиваются логическое мышление, познавательная активность, речевая и общая инициатива.
Игротека
Общеизвестно, что игры помогают детям справиться с огромным потоком информации, необходимой для умения ориентироваться в окружающем мире.
Особое внимание следует уделять играм, которые направлены на развитие связной речи, формирование коммуникативной деятельности в целом и с помощью невербальных средств. Такие игры развивают смекалку, учат детей высказывать любые, даже самые неожиданные, предположения, чтобы найти компромиссный вариант решения проблемы, например, в игре «А что было бы, если бы..?»
Вместе с осознанием полифункциональности предмета у детей развивается воображение, а воображение, по высказыванию Альберта Энштейна, важнее знания, потому что знания ограничены, зато воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс, является источником эволюции.
Давайте вместе создадим условия, в которых каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и почувствовать радость познания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Мастер класс для педагогов «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества. Задачи: познакомить педагогов с техникой работы с бу...

Конспект интегрированной организационной образовательной деятельности с использованием упражнений нетрадиционных методов оздоровления с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В поисках золотой рыбки»
Конспект НОД по окружающему миру, с элементами развития речи и изо....

Мастер класс для педагогов: «Использование техники модульное оригами с детьми старшего дошкольного возраста»
Маг, что придумал бумагу цветнуюКрасную, желтую и голубую,Верил, наверно, что могут ребятаСделать фигурки из разных квадратов.Эти фигурки на всем белом светеЗнали лишь только японские дети.Символом ми...
Методическая разработка для педагогов ДОУ по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста
Целью методического пособия является оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации занятий и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста по...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Транспорт» с использованием интерактивной технологии «Соты» с детьми старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие...

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения с детьми старшего дошкольного возраста . Тема: «Осенние чудеса».
Цель занятия: познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации....
