Сценарий естественно-научной олимпиады «Тайна затерянной лаборатории Профессора Почемучкина»
олимпиадные задания (подготовительная группа)

Глушкова Тамара Борисовна

Олимпиада для дошкольников 6-7 лет по естественно-научной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_2025.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий естественно-научной олимпиады «Тайна затерянной лаборатории Профессора Почемучкина»

Цель: В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха, магнитов и растений, развивать навыки экспериментирования, наблюдения, умение работать в команде.

Действующие лица:

  • Ведущий: Воспитатель (он же Главный Ученый).
  • Взрослый персонаж 1: Рассеянный Профессор Почемучкин (в халате, с очками на лбу, с растрепанными волосами).
  • Взрослый персонаж 2: Его верный помощник, робот Электроша (может быть в картонной коробке, украшенной мигающими гирляндами).
  • Дети: Юные ученые-исследователи (делятся на 2-3 команды, у каждой свой бейджик )

Реквизит:

  • Карта-схема «Затерянной лаборатории» (большой ватман с маршрутом и станциями).
  • Конверт с большим вопросительным знаком.
  • Для станций:
  • Станция «Водная»: тазы с водой, предметы из разных материалов (камень, монетка, деревянный кубик, резиновая игрушка, губка, металлическая ложка), пустые пробирки, воронки, пипетки.
  • Станция «Воздушная»: воздушные шарики, соломинки, миски с мыльной водой для пускания пузырей, перышки, веера.
  • Станция «Магнитная»: мощные магниты, коробка с предметами (металлические и немагнитные: скрепки, гайки, пластиковые игрушки, бумага, ткань).
  • Станция «Зеленая»: лупы, семена фасоли/бобов в стаканчиках с землей, разные листья деревьев, карточки с частями растения (корень, стебель, лист, цветок).
  • Сюрпризный момент: Сундук (коробка), наполненный «научными» призами: «Мыльные пузыри» (подпись: «Изучение свойств воздуха»), «Фруктовое желе» (подпись: «Полимерная субстанция»), «Волшебные кристаллы» (леденцы на палочке), медали «Лучшему ученому».
  • Ход мероприятия:

(Зал украшен как научная лаборатория: колбы с подкрашенной водой, схемы, глобус. Дети входят под «космическую» музыку).

Ведущий (Главный Ученый): Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня наш детский сад превратился в большую научную академию! А вы – не просто дети, вы – самые настоящие ученые-исследователи! Поприветствуйте друг друга! (Дети машут друг другу). Но наша встреча сегодня необычная. Ко мне поступило очень странное сообщение...

(Вбегает Рассеянный Профессор Почемучкин, что-то роняет, выглядит растерянным).

Профессор Почемучкин: Ой-ой-ой! Здравствуйте, коллеги! Вы мне очень нужны! Это катастрофа! Я – Профессор Почемучкин, и я потерял... я потерял ключ от своей главной лаборатории! А без него я не могу получить доступ к своим самым важным открытиям! Помогите мне, пожалуйста!

Ведущий: Профессор, успокойтесь! Расскажите, что случилось?

Профессор: Видите ли, я разработал устройство, которое создает радугу из мыльных пузырей! Но для его запуска нужен особый ключ. А я, такой рассеянный, оставил подсказки в разных уголках своей затерянной лаборатории и... забыл, где они! Все мои записи перепутались!

Ведущий: Не волнуйтесь! Наши юные ученые обязательно помогут вам! Ребята, готовы отправиться на поиски ключа и раскрыть тайну лаборатории Профессора?

(Дети отвечают «Да!»).

Профессор: О, благодарю! Мой верный помощник, робот Электроша, будет сопровождать вас! Электроша, выходи!

(Под веселую электронную музыку появляется робот Электроша (взрослый в костюме). Он двигается роботизировано, говорит механическим голосом).

Робот Электроша: При-вет-ству-ю, уче-ные! Я про-грам-ми-ро-ван на по-мощь. Для по-лу-че-ния пер-вой под-сказ-ки не-об-хо-ди-мо ак-ти-ви-ро-вать сен-со-ры ло-ги-ки. Ре-ши-те за-гад-ку.

Интрига / Загадка

Электроша: «Я и в озере, и в луже,
Я и в чайнике, и в супе.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Я прозрачна, невесома,
Но порой тяжела и грозна.
Кто я?»

(Дети хором отгадывают: «Вода!»).

Электроша: Вер-но! Пер-вая под-сказ-ка на-хо-дит-ся на стан-ции «Во-да». Прежде, чем нам отправиться на поиски ключа, нам надо разделиться на команды.

Дети делятся на команды и по очереди проходят станции, выполняя задания.

«Разделение по областям науки»

Заранее приготовьте картинки или маленькие предметы, связанные с станциями:

  • Вода: капелька из картона, маленькая ракушка, рыбка.
  • Воздух: перышко, картинка с облаком, вертушка.
  • Магниты: скрепка, маленький магнит (безопасный), гайка.
  • Растения: фасолинка, красивый осенний лист, картинка с цветком.

 Сложить все предметы в «волшебный шлем ученого» (шапку, коробку). Каждый ребенок вытягивает один предмет. Затем ведущий говорит: «Все, у кого капелька, — это команда «Капелька»! У кого перышко — команда «Облачко»!». «Все, у кого скрепки- это команда «Магниты». «Все у кого фасолинки- это команда «Ботаники»!

 Электроша: На каждой станции за правильное выполнение вы получите часть пазла-ключа.

После разделения на команды, дети по стрелочкам отправляются в путь.

Станция 1: «Водная» (кабинет «Логопеда») (синие стрелки)

  • Задание: «Тонуть или не тонуть?». Ребенок проводит эксперимент, опуская в таз с водой разные предметы и деля их на две группы: те, что тонут, и те, что плавают. Делает вывод о том, от чего это зависит.

Взрослый: Молодец!

Чтобы получить часть ключа, я предлагаю тебе ответить на мои вопросы.

  • Награда: После выполнения взрослый вручает ребенку первую часть пазла.

Станция 2: «Воздушная» (мед. кабинет) (белые стрелки)

  • Задание: «Поймай невидимку». Дети должны доказать, что воздух существует, даже если его не видно.
  1. Надуть воздушный шарик.
  2. С помощью соломинки подуть в воду и увидеть пузыри.
  3. С помощью веера сдуть перышко со стола.

Взрослый: Молодец! Ты отлично справился, но надо ответить еще на мои вопросы.

  • Награда: Вторая часть пазла.

Станция 3: «Магнитная» (приемная группы) (красные стрелки)

  • Задание: «Волшебная сила». Дети с помощью магнитов должны «выловить» из коробки со смешанными предметами только металлические. Объяснить, почему магнит притягивает не все.

Взрослый: Умничка! Ты отлично справился! Но надо еще ответить на мои вопросы.

  • Награда: Третья часть пазла.

Станция 4: «Зеленая» (муз.зал) (зеленые стрелки)

  • Задание: «Юный ботаник».
  1. Рассмотреть листья через лупу, найти прожилки.
  2. Собрать из карточек «Паспорт растения» (корень, стебель, лист, цветок) и назвать их функции.

Взрослый: Ты все правильно сделал! Но надо еще ответить на мои вопросы.

  • Награда: Четвертая часть пазла.

Финальный этап и Сюрпризный момент (метод.кабинет)

(Все команды собираются вместе, соединяют части пазла. У них получается картинка, на которой нарисован ключ, спрятанный в книгах на полке).

Ведущий: Ура! Ребята, вы нашли подсказку! Ключ находится в библиотеке!

Профессор Почемучкин: (Подбегает к книжной полке и находит большой, яркий ключ). Нашел! Вы сделали это! Вы – гениальные исследователи! Теперь я могу запустить свое изобретение! Электроша, помоги мне!

(Профессор и Электроша

Профессор: Внимание! Запускаю процесс... Три... два... один...

(Включается музыка,……….).

Профессор: Но и это еще не все! За ваши труды, смекалку и помощь Академия Наук приготовила для вас настоящую награду!

(Электроша и Ведущий выносят сундук).

Ведущий: (Открывает сундук). За ваши выдающиеся открытия вам присуждаются почетные медали.

(Детям вручаются медали и призы-сюрпризы. Профессор и Электроша благодарят каждого ребенка).

Профессор Почемушкин: Спасибо вам, друзья! Теперь я буду всегда приглашать вас в свою лабораторию! До новых встреч!

(Под веселую музыку все фотографируются с медалями, Профессором и Электрошей. Олимпиада завершена).

Идея 1: "Извержение Радужного Вулкана"

  • Оборудование: Поднос, высокая прозрачная ваза или пластиковая бутылка с обрезанным верхом, пищевые красители, средство для мытья посуды, сода, уксус.
  • Как это работает:
  1. Профессор представляет конструкцию как "Гейзер Науки".
  2. В вазу он насыпает соду, добавляет немного средства для мытья посуды и несколько разных пищевых красителей (получатся яркие разноцветные полосы).
  3. В кульминационный момент он торжественно вливает в вазу уксус (можно из большой колбы для антуража).
  • Сюрпризный эффект: Начинается бурная реакция с шипением, и из вазы начинает извергаться яркая цветная пена, как лава вулкана. Это всегда вызывает бурную реакцию и восторг.

Идея 2: "Кинетический Сундук"

  • Оборудование: Большая картонная коробка (сундук), упаковка разноцветных воздушных шариков, наполненных гелием, конфетти или серпантин.
  • Как это работает:
  1. Профессор говорит: "Мой сундук наполнен самой легкой субстанцией во Вселенной – радостью открытий!"
  2. Когда дети соберут все части пазла, он с помощью Электроши открывает крышку сундука.
  • Сюрпризный эффект: Из сундука взмывают вверх десятки разноцветных воздушных шариков, а внутри лежат медали и призы, присыпанные конфетти. Очень празднично и зрелищно.

Идея 3: "Пароль от Секретной лаборатории"

  • Оборудование: Ноутбук/проектор или просто большой лист бумаги.
  • Как это работает:
  1. После того как дети соберут пазл, они увидят не ключ, а QR-код или загадку, ведущую к паролю.
  2. Профессор подводит их к "главному компьютеру" (ноутбуку). Дети все вместе отгадывают пароль (например, "НАУКА") или сканируют QR-код.
  3. На экране запускается заранее снятое видео. Это может быть видео-обращение от самого Профессора Почемушкина из его "лаборатории" (снятое заранее в другой комнате), где он благодарит их, а на заднем плане видно, как запускается машина по производству мыльных пузырей. Или просто красивая видеозаставка с летящими мыльными пузырями и надписью "Спасибо, вы лучшие ученые!".

Станция 1: «Водная» (кабинет «Логопеда») (синие стрелки)

  • Задание: «Тонуть или не тонуть?». Ребенок проводит эксперимент, опуская в таз с водой разные предметы и деля их на две группы: те, что тонут, и те, что плавают. Делает вывод о том, от чего это зависит.

Взрослый: Молодец!

Чтобы получить часть ключа, я предлагаю тебе ответить на мои вопросы.

  • Награда: После выполнения взрослый вручает ребенку первую часть пазла.                                                                                       Станция 2: «Воздушная» (мед. кабинет) (белые стрелки)
  • Задание: «Поймай невидимку». Дети должны доказать, что воздух существует, даже если его не видно.
  1. Надуть воздушный шарик.
  2. С помощью соломинки подуть в воду и увидеть пузыри.
  3. С помощью веера сдуть перышко со стола.

Взрослый: Молодец! Ты отлично справился, но надо ответить еще на мои вопросы.

  • Награда: Вторая часть пазла.

Станция 3: «Магнитная» (приемная группы) (красные стрелки)

  • Задание: «Волшебная сила». Дети с помощью магнитов должны «выловить» из коробки со смешанными предметами только металлические. Объяснить, почему магнит притягивает не все.

Взрослый: Умничка! Ты отлично справился! Но надо еще ответить на мои вопросы.

  • Награда: Третья часть пазла.

Станция 4: «Зеленая» (муз.зал) (зеленые стрелки)

  • Задание: «Юный ботаник».
  1. Рассмотреть листья через лупу, найти прожилки.
  2. Собрать из карточек «Паспорт растения» (корень, стебель, лист, цветок) и назвать их функции.

Взрослый: Ты все правильно сделал! Но надо еще ответить на мои вопросы.

  • Награда: Четвертая часть пазла.

  1. Вы записываете на телефон 15-секундное видео, где Профессор (уже в костюме) говорит: "Браво, команда! Вы справились! Смотрите, что сейчас произойдет!" — и в кадре нажимает кнопку, включающую гирлянды (или его помощник запускает мыльные пузыри).
  2. Загружаете это видео на YouTube (можно скрытым).
  3. В генераторе вставляете ссылку на видео, делаете код синим и вставляете в центр логотип.
  4. Распечатываете и вкладываете в конверт, который дети находят, собрав пазл.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Электричества»

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет).
Форма проведения: Игра-путешествие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Время: 25-30 минут.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений об электричестве, его роли в жизни человека и правилах безопасного обращения с электроприборами.

Задачи:

  • Познавательное развитие:
  • Познакомить с понятием «электричество» как источником энергии для работы бытовых приборов.
  • Дать представление о том, откуда берется электричество (электростанции: гидро-, тепло-, ветряные).
  • Сформировать знания о правилах безопасного поведения с электроприборами и розетками.
  • Подвести к выводу о необходимости экономного использования электричества.
  • Речевое развитие:
  • Активизировать словарь: электричество, электроприборы, розетка, вилка, провод, батарейка, электростанция, безопасность.
  • Развивать умение строить простые рассуждения, отвечать на вопросы полными предложениями.
  • Социально-коммуникативное развитие:
  • Воспитывать чувство осторожности и ответственности.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре и беседе.
  • Художественно-эстетическое развитие:
  • Закреплять знания через продуктивную деятельность (аппликация-плакат).
  • Физическое развитие:
  • Проведение физкультминутки по теме.

Предварительная работа:

  • Беседа «Какие помощники живут у нас дома?».
  • Чтение отрывков из книги «Почемучка» или сказки о бытовых приборах.
  • Дидактическая игра «Найди пару» (вилка-розетка, прибор-тень).

Материалы и оборудование:

  • Демонстрационные: Ноутбук/экран для показа слайдов (картинки: электроприборы, электростанции, правила безопасности); фонарик на батарейках; упаковка от батарейки; картинка с молнией; знаки «Опасно! Электричество!».
  • Раздаточные: Для аппликации: листы бумаги А4 с контуром розетки, красные круги (из бумаги или стикеры) для обозначения опасности, клей-карандаши, простые карандаши.
  • Игровые: Корзина с картинками или игрушечными моделями электроприборов (чайник, лампочка, пылесос, телевизор, фен) и не электроприборов (мяч, кастрюля, велосипед, книга).

Ход занятия:

1. Вводно-мотивационный этап (3-4 мин).
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. Его прислал домовенок Кузя. Он пишет, что в его доме поселилась невидимая сила. Она помогает его хозяйке, но иногда может быть очень опасной. Кузя просит нас помочь разгадать, что это за сила и как с ней правильно дружить.
Воспитатель показывает конверт с большим знаком «?».
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие и разгадать эту тайну, давайте закроем глаза и представим, что мы... открываем глаза. Вот мы и в стране Загадок!

2. Основная часть (18-20 мин).

  • Беседа «Что такое электричество?» (5-6 мин)
    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что заставляет гореть лампочку в нашей группе? (Ответы детей). Совершенно верно, это электричество.
    Показывает фонарик, включает и выключает его.
    Воспитатель: Посмотрите, наш фонарик тоже светится. Откуда у него электричество? (Ответы). Правильно, из батарейки! Это такой маленький «домик» для электричества.
    Показывает батарейку.
    Воспитатель: А в розетке живет другое электричество, оно очень сильное и бежит по специальным проводам издалека. Его делают на электростанциях.
    Показывает простые картинки: ГЭС (вода крутит турбины), ТЭЦ (пар от сжигания угля), ветряки.
    Воспитатель: Люди научились добывать электричество из воды, ветра и угля. Оно бежит к нам в дома по проводам и помогает работать многим приборам. Какие электроприборы вы знаете? (Ответы детей).
  • Дидактическая игра «Корзина открытий» (4-5 мин)
    Воспитатель: Давайте поможем Кузе разобраться в его корзине. Нужно найти только те предметы, которым для работы нужно электричество (батарейки или розетка).
    Дети по очереди подходят, достают картинку (чайник, книга, настольная лампа, мяч, игрушечный телефон) и объясняют свой выбор. Оставляют в корзине только электроприборы.
  • Физкультминутка «Ток бежит по проводам» (2-3 мин)
    (Дети встают в круг, имитируют движения)
    Ток бежит по проводам, (Бегут на месте)
    Обеспечивает свет нам. (Руки вверх, изображают лампочку)
    Помогает он, друзья,
    И работает вся я! (Ходьба на месте)
    Нажимаем мы на кнопку – (Имитируют нажатие пальцем)
    Загорается лампочка! (Руки вверх, пальцы расставить – «вспышка»)
    Чайник вкусный чай нам сварит, («Помешивают» в кастрюльке)
    Телевизор нам покажет. (Руки в стороны)
    Но помните вы всегда: (Грозят пальцем)
    Шалить с током нельзя! (Наклоны головы «нет-нет»)
  • Беседа о безопасности и продуктивная деятельность (7-8 мин)
    Воспитатель: Электричество – наш большой помощник, но оно может быть очень опасным. Почему? (Оно бьется током, может возникнуть пожар).
    Показывает картинки с правилами и задает наводящие вопросы:
  1. Можно ли совать пальцы или предметы в розетку? (Нет!).
  2. Можно ли трогать провода, особенно оголенные? (Нет!).
  3. Можно ли играть с выключателями и включать приборы без разрешения взрослых? (Нет!).
  4. Что нужно делать, если увидел искрящийся провод или сломанную розетку? (Не трогать, рассказать взрослому!).
  5. Можно ли трогать электроприборы мокрыми руками? (Нет!).
    Воспитатель: Давайте сделаем для Кузиных хозяев и для нашей группы важные знаки-напоминалки.
    Детям раздаются листы с контуром розетки. Они обводят контур простым карандашом (развитие моторики) и приклеивают в центре красный круг (как запрещающий знак – «не влезай!»). Воспитатель помогает подписать: «Нельзя!».

3. Заключительная часть (3-4 мин).
На мольберте появляется плакат с изображением довольного домовенка Кузи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кузя прислал нам новую картинку! Он говорит спасибо. Теперь он и его хозяева знают, что за сила живет в их доме. Как она называется? (Электричество). Как с ней нужно обращаться? (Осторожно, соблюдать правила безопасности). А зачем нам нужно экономить электричество? (Чтобы беречь ресурсы планеты – воду, уголь; чтобы электростанции меньше загрязняли воздух). Вы сегодня были настоящими исследователями! Давайте разместим наши знаки безопасности в группе, чтобы всегда помнить эти важные правила.

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Какое правило безопасности запомнили больше всего?
  • Кому дома вы расскажете о нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В лаборатории профессора Почемучкина

Конспект интегрированного заняти по познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ...

В лаборатории профессора Почемучкина

Развитие поисковой деятельности через опыт, который даёт детям возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину п...

НОД "В лаборатории профессора Почемучкина"

Дать представление о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия по экспериментированию на тему «В лаборатории профессора Почемучкина» в средней группе.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования....

Мастер - класс для педагогов в рамках открытых дверей в МКДОУ "Детский сад"Светлячок" Лаборатория профессора Почемучкина

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Участники мастер-класса:...

Лаборатория профессора Почемучкина

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность....

Развлечение, посвященное Дню российской науки "Лаборатория профессора Почемучкина"

Данный материал будет полезен воспитателям и преподавателям дополнительного образования.Материал предназанчен для детей старшего дошкольного возраста.ЦЕЛЬ: Развитие познавательногоинтереса у старших д...