Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"
методическая разработка (старшая группа)
развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для будущего овладения письмом детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тымовский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кировское»
Рассмотрена Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ СОШ
от «__» __________ 2025 г. с. Кировское
Протокол № ____ ____Ю.С.Кильдюшкина
Приказ № __ от «__» __ 2025 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умные пальчики»
Уровень программы: стартовый
Направленность: социально-гуманитарная
Адресат программы: 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Комник Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
с. Кировское
2025
1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 г.);
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области»;
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
- Устав образовательного учреждения;
- Локальные акты образовательного учреждения.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид деятельности: педагогика.
Тип программы: одноуровневая.
Уровень программы: содержание и материал программы соответствуют стартовому уровню сложности, то есть используется и реализуется доступная и универсальная форма организации материала, дается минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Актуальность. Письмо это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. Вопрос подготовки дошкольников владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенности дошкольников с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Вышеуказанная проблема решается путем реализации образовательной программы
«Умные пальчики».
Занятия по программе «Умные пальчики» педагогически целесообразны, так как содержание программы реализуется через специально организованную игровую деятельность, соответствующую возрастным особенностям детей пяти-шести лет. Ведь игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Все игры, применяемые на занятиях по программе, развивают и укрепляют координированные движения рук, зрительное восприятие, зрительно-моторные координации, графическое воспроизведение, тренируют слуховое внимание, внимание к речи педагога, формируют старательность, аккуратность, навык правильной посадки при письме, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Отличительные особенности программы. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.
В содержании программы учитывается ведущая деятельность дошкольников - игра. Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Умные пальчики» являются специальные обучающие игры. Многие задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Игры-упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижать интереса к занятиям в целом.
Новизна программы заключается в особом структурировании содержания программы по годам обучения с учетом особенностей развития ребенка на каждом этапе. Первый год обучения для детей 5-6 лет называется «Сказки на кончиках пальцев». Занятия для этого возраста построены в форме путешествия по знакомым сказкам. Второй год обучения для детей 6-7 лет называется «Ум на кончиках пальцев». Для этого возраста занятия строятся в форме волшебных превращений на основе развития ассоциативного мышления.
Адресат программы. Программа разработана для детей 5-7 лет.
Объём и сроки освоения программы, режим занятий
Сроки освоения | Продолжительность занятия, час | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, час | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
первый год обучения | 1 | 2 | 2 | 34 | 68 |
второй год обучения | 1 | 2 | 2 | 34 | 68 |
Итого | - | - | - | 68 | 136 |
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
1 академический час – 30 минут.
Формы обучения по ДОП: очная.
Формы организации работы: групповая.
Формы проведения занятий: игра, практическое занятие.
Цель программы - развитие комплекса умений и навыков мелкой моторики рук для будущего овладения письмом детей дошкольного возраста.
Задачи:
Предметные:
- Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
- Развить точность выполнения движений.
Метапредметные:
- Развить графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторную координацию.
- Развить внимание к речи педагога.
- Формировать навыки правильной посадки при письме.
Личностные:
- Воспитывать старательность, аккуратность, организованность, целеустремленность.
Учебный план
Первый год обучения «Сказки на кончиках пальцев»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в программу. Мониторинг | 1 | 1 | диагностика | |
2 | Вводное занятие. Сказка «Колобок» | 2 | 1 | 1 | беседа практическое занятие |
3 | Играем в сказку «Курочка ряба» | 2 | 1 | 1 | игра, упражнение |
4 | Играем в сказку «Репка» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Играем в сказку «Три медведя» | 2 | 1 | 1 | |
6 | Играем в сказку «Теремок» | 2 | 1 | 1 | |
7 | Играем в сказку «Маша и медведь» | 2 | 1 | 1 | |
8 | Играем в сказку «Волк и семеро козлят» | 2 | 1 | 1 | |
9 | Играем в сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» | 2 | 1 | 1 | |
10 | Играем в сказку «Вершки и корешки» | 2 | 1 | 1 | |
11 | Играем в сказку «Колосок» | 2 | 1 | 1 | |
12 | Играем в сказку «Жихарка» | 2 | 1 | 1 | |
13 | Играем в сказку «Крылатый, мохнатый и масленый» | 2 | 1 | 1 | |
14 | Играем в сказку «Бычок смоляной бочок» | 2 | 1 | 1 | |
15 | Играем в сказку «Кот, петух и лиса» | 2 | 1 | 1 | |
16 | Играем в сказку «Морозко» | 2 | 1 | 1 | |
17 | Играем в сказку «Зимовье зверей» | 2 | 1 | 1 | |
18 | Играем в сказку «Горшочек каши» | 1 | 1 | ||
19 | Играем в сказку «Снегурочка» | 2 | 1 | 1 | |
20 | Повторение пройденного. | 2 | 1 | 1 | |
21 | Промежуточная диагностика | 1 | 1 | диагностика | |
22 | Играем в сказку «Лиса и заяц» | 2 | 1 | 1 | |
23 | Играем в сказку «Лиса и журавль» | 2 | 1 | 1 | |
24 | Играем в сказку «Лисичка – сестричка и серый волк» | 2 | 1 | 1 | |
25 | Играем в сказку «Три поросенка» | 2 | 1 | 1 | |
26 | Играем в сказку «Красная шапочка» | 2 | 1 | 1 | |
27 | Играем в сказку «Верки и корешки» | 2 | 1 | 1 | |
28 | Играем в сказку «Гуси – лебеди» | 2 | 1 | 1 | |
29 | Играем в сказку «Кот в сапогах | 2 | 1 | 1 | |
30 | Играем в сказку «У страха глаза велики» | 2 | 1 | 1 | |
31 | Играем в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 2 | 1 | 1 | |
32 | Играем в сказку «Лиса и рак» | 2 | 1 | 1 | |
33 | Играем в сказку «Дудочка и кувшинчик» | 2 | 1 | 1 | |
34 | Играем в сказку «Дюймовочка» | 2 | 1 | 1 | |
35 | Играем в сказку «Рукавичка» | 2 | 1 | 1 | |
36 | Итоговое занятие «В гостях у сказки» | 1 | 1 | Итоговый контроль | |
Итого | 68 | 32 | 36 | ||
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Сказка «Колобок».
Теория. Техника безопасности и правила поведения на занятии. Правила выполнения упражнений.
Практика. Знакомство в группе. Пальчиковая игра «Колобок». Упражнение «Месим тесто»
- работа с пластилином. Упражнение «Дорожка колобка» - работа с ножницами. Упражнение
«Выложи дорожку» - работа с крупой, с пинцетом. Упражнение «Чьи следы» (пунктир, лабиринт). Упражнение «Покажи животное» (работа с тенью). Упражнение «Запутай лису» (работа с нитками). Упражнение «Гуляем по лесу»
Входная диагностика. Диагностические упражнения на выявление ведущей руки ребенка, определение уровня развития мелкой моторики пальцев рук по тестам М.М. Безруких.
Тема 2. Играем в сказку "Курочка ряба".
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая гимнастика "Курочка Ряба". Лабиринт "Проведи мышку к яичку". Игра "Достань из курятника яички", Упражнение "Раскрась яичко пластилином". Развивать мелкую моторику, координацию движений, зрительное и слуховое сосредоточение, чувство ритма.
Тема 3. Играем в сказку "Репка".
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая гимнастика "Репка". Штриховка "Украшаем платок" (умение проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги). Упражнение "Подбери слова для бабушки" - обогащение словаря прилагательными. Игра "Прятки с овощами". Упражнение "Дождик", "Выложи дорожку к репке" (формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш).
Тема 4. Играем в сказку "Три медведя".
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая гимнастика "Три медведя". Работа с ножницами "Лесные дорожки". Игра-упражнение "Каша для медведей". Игра - упражнение "Почини стульчик Мишутке". Упражнение «Сдуем листья». Лабиринт "Покажи дорожку девочке". Штриховка "Поправь одеяла медведям".
Тема 5. Играем в сказку «Теремок» .
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Теремок". Игра "Что сначала, что потом". Упражнение "Следы зверей" – упражнять в сравнении рисунков, развивать умение делать вывод. Упражнение "Рассели зверей в теремке"- ориентировка на листе бумаги. Игра "Хитрая зарядка" - развивать внимание. Упражнение "Собери теремок". Работа с ножницами: разрезает противень для печки умение пользоваться ножницами, резать строго по линии. Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу). Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш. Развивать воображение, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния.
Тема 6. Играем в сказку «Маша и медведь».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Маша и медведь». Игра «В лес за ягодой» - выкладывание дорожек. Игра «Я знаю пять…» (по лесу гуляем – пять птиц, пять грибов, пять деревьев) – обводим по контуру. Упражнение «Расставь по местам», «Лепим пирожки»,
«Дорожка домой» - работа с ножницами.
Тема 7. Играем в сказку «Волк и семеро козлят».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковые игры "Волк и Козлята" Играем с тенью: волк - коза. Упражнения "Прячем козляток" - ниткография. "Принесем воды козлятам". "Привяжи веревочку к колокольчику". "Отыщи волка" - пунктир - путанка. Игра "Проводи Козу домой" - катаем горошину по дорожке. "Танцуем с козлятами" - фисташкоролики.
Тема 8. Играем в сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Пузырь, соломинка и лапоть». Упражнение «Дружно живем»-покажи кто, что делает. Упражнение «Дорожка до реки» - работа с ножницами. Упражнение «Строим мостик» - выкладываем спичками по пластилину. Упражнение «Прокати пузырь по соломинке». Игра «Украшаем лапти» - выкладываем цифры горохом.
Тема 9. Играем в сказку «Вершки и корешки».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Вершки и корешки». Игра «Овощи и фрукты»- найди объект и обведи. Упражнение «Сажаем пшеницу» - выкладываем мелкой крупой. Упражнение «Дорога к дому» - работа с ножницами. Штриховка «Репка». Игра «Определи, где вершки, где корешки»
Тема 10. Играем в сказку «Колосок».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Круть и Верть". Упражнение "Зернышко найди - колосок собери" - ищем в манке зерна пшеницы, выкладываем колосок. Упражнение "Мелим на мельнице" - гимнастика с карандашом. "Спрячь мышонка от лисы" - штриховка. Игра "Печем пирог". Упражнение "Застегни петушку застежки на сапожках". "Блюдо для пирога"
- обведи по контуру. "Делим пирог для всех" - работа с ножницами.
Тема 11. Играем в сказку «Жихарка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Жихаркины ложки". Упражнение "Разложи поровну" - перекладывание ложкой крупу по тарелкам. "Воробей собирает зерна" - упражнение с карандашом. Упражнение "Прячем Жихарку от лисы" - штриховка. Упражнения: "Собери лопатку из палочек", "Поместимся на лопатке" – работа пальчиков с тенью. Упражнения: Жихарка и Лиса", "Дорожка домой" - работа с ножницами и горохом. Упражнение "Стол накрываем - скатерть выбираем" - обведи по контуру.
Тема 12. Играем в сказку «Крылатый, мохнатый и масленый».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Крылатый, мохнатый и масленый». Упражнение «Собираем зерна воробью». Упражнение «Рубим дрова с мышкой». Упражнение «Подбери овощи для щей» - пунктир. Игра «Хитрая зарядка от лисицы». Упражнение «Дорожка к дому» - работа с ножницами. Упражнение «Помоги мышке, блину и воробью» - работа с обрывной бумагой.
Тема 13. Играем в сказку «Бычок смоляной – бочок».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Бычок смоляной бочок». Лабиринт «Путаем следы» - кабан, козел, бычок. Упражнение «Забросай Бабу Ягу» - работа с пластилином. Игра «Добрые слова бычку». Упражнение «Зашнуруем сапожки».
Тема 14. Играем в сказку «Кот, петух и лиса».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Кот, петух и лиса". Упражнение "Соберем зерна" - работа с пинцетом. Упражнение "Закрываем ставенки" - пластилин. Лабиринт "Найди дорогу к лисьему дому". Игра "Подбери словечко". Упражнение "Завяжи шнурки коту". Упражнение "Угощаем петуха" - выбираем заданную крупу - работа с пинцетом. Упражнение «Дорога к дому» - работа с ножницами, штриховка.
Тема 15. Играем в сказку «Морозко».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Морозко». Игра «Играем в снежки». Упражнение «Разгладь платье Настеньке» - шнуровка. Упражнение «Собираем камешки для Настеньки» - работа с пинцетом. Упражнение «Дорожка к дому» - работа с ножницами. Упражнение «Залепи мачеху» - работа с пластилином.
Тема 16. Играем в сказку «Зимовье зверей».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Зимовье зверей". Лабиринт "Накорми зверей". Упражнение "Разбери цветы по цвету" - работа пинцетом. Упражнение "Строим дом " - выкладываем дом палочками, выбираем нужный размер. Игры с тенью: "Волки", "Узнай, кто издает звуки". Штриховка "Забор вокруг дома". Упражнение "Снаружи - внутри" -обведи по контуру, того, кто к тебе постучался
Тема 17. Играем в сказку «Рукавичка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика "Рукавичка". Упражнение с трубочкой "Убираем снег с дорожки". Упражнение "По дорожке скачет лошадь". Рисуем рукавичку и обводим свою ладонь. Пунктир - путанка "Кто здесь спрятался". Упражнения с карандашом: "Дятел", "Хвостики". Работа с ножницами "Дорога домой"
Тема 18. Играем в сказку «Горшочек каши».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика "Горшочек каши". Упражнение "В лес иду, ягодку беру" - пунктир путанка - обведи ягоды. Упражнение "Помоги старушке" - завяжи фартук, застегни сапожки. Упражнение "Дятел" – работа с карандашом. Игра "Прокати горошек - покажи дорожку". Штриховка "Горшочек". Упражнение "Собираем кашу в узкую посуду". Пунктир – «Домик девочки». Упражнение «Посуда с кашей» - работа с ножницами.
Тема 19. Играем в сказку «Снегурочка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика "Снегурочка". Упражнение "Лепим Снегурочку" – работа с пластилином. Упражнение "Украшаем сарафан" - выкладываем узор мелкими предметами. Игра "Собираем камешки со Снегурочкой". Упражнение» Найди Снегурочкино облако" - пунктир.
Тема 20. Играем в сказку «Лиса и заяц».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика "Лиса и заяц". Упражнение "Строим избушку - штриховка. Игра "Прогони Лису" - кидаем в дверь "снежки " из сжатой бумаги. Игра "Кто идет?" - узнай зверя по следам - лабиринт. Упражнение "Заяц наряжается" - работа с пуговицами, шнуровкой. Упражнение "Готовим угощение" - работа с пинцетом - выкладываем угощение для животных.
Тема 21. Играем в сказку «Лиса и журавль».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Лиса и журавль». Упражнение «Кувшин и тарелка» - обведение по контуру. Упражнение «Выкладываем узор на тарелке» - работа с крупой. Упражнение «Дорожка к домику лисы» (журавля)– угадай сколько шагов. Игра «Готовим окрошку» - работа с разными формами макарон. Игра с резиночками – счет продуктов на окрошку.
Тема 22. Играем в сказку «Лисичка- сестричка и серый волк».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Лисичка – сестричка и серый волк». Упражнение «Строим сани» - выкладывание палочками. Упражнение «Свяжи поленницу» - узелки на веревке. Упражнение «Рыбка за рыбкой» - работа со стеркой. Игра «Ловим рыбу вместе с волком» - вылавливание мелких предметов ситом из воды (магнитом). Игра «Замажем лису тестом» - работа с пластилином. Упражнение «Выкладывание дороги для волка» - использование кнопок. Пунктир «Найти лису и волка».
Тема 23. Играем в сказку «Три Поросенка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Поросята и волк». Упражнения: «Строим разные дома», «Лесная прогулка» - упражнение с карандашом, обведение пунктира. Упражнение «Разглаживаем костюм поросятам» - работа с пластилином. Упражнение «Спрячь поросенка» - штриховка. Игра «Перенеси кирпичики для Наф-Нафа». Упражнение «Танец поросят» - фисташкоролики, работа на листке в клетку.
Тема 24. Играем в сказку «Красная шапочка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Красная шапочка». Упражнение «Собери и разложи цветы в букет» - собираем в корзинку, работа с пинцетом. Упражнение «Разгладь лесную тропинку» - работа с пластилином. Упражнение «Завяжи Красной шапочке фартук» завязывание бантиков. Игра «Закроем крепче дверь» - штриховка. Упражнение «Спрячем бабушку» - пунктир «Путанка». Упражнение «Танец Красной Шапочки» – фисташкоролики.
Тема 25. Играем в сказку «Гуси-лебеди».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Гуси-лебеди». Упражнение «Поехали» - работа с ножницами. Упражнение «Хоровод» - пунктир. Упражнение «Спиралька по кругу» - работа с пинцетом. Упражнение «Вытаскиваем пирожки из печки». Упражнение «Удержи воду в ладошке» - помогаем речке. Игра «С яблоней» - сними яблоки. Упражнение «Прячемся от гусей - лебедей» - штриховка. Упражнение «Разгладь дорогу к дому» - разглаживание бумаги пальчиками.
Тема 26. Играем в сказку «Кот в сапогах».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика «Кот в сапогах» Игра «Ловим куропаток» - на пробках догоняем куропаток — попрыгунчиков, если захватил двумя пальцами в пробках — значит поймал. Упражнение «Догони зайца» - прыжки по клеткам в тетради. Упражнение «Выложи карету ниткой». Упражнение «Сапоги для Кота» - работа с ножницами. Упражнение «Дорога к замку» — пунктир. Рассматривание картин Пимоненко «Жатва» и Баумгартнер-Стойлова «Сенокос». Шнуровка: «Собери косу». Упражнение «Скажи, какой Кот».
Тема 27. Играем в сказку «У страха глаза велики».
Теория. Понятие - что такое страх. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика «У страха глаза велики». Игры «Построй колодец» - работа со спичками, «Набери воды из колодца». Упражнение «Дорожка к колодцу» - пунктир. Упражнение «Украшаем ведерки» - выкладывание узора крупой. Игра «Разбежались» - фисташкоролики. Упражнение «Напуганный заяц» - изобрази эмоции. Упражнение «Страхи» - работа с ножницами. Упражнение «Зашнуруй Аленке сарафан»- шнуровка.
Тема 28. Играем в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика Пальчиковая гимнастика «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Упражнение «Найди Иванушку» - пунктир – путаница. Упражнение «Собери камешки» - работа с ситом. «Построй колодец» - работа со спичками. Упражнение «Заполни колодец» - работа с пипеткой. Упражнение «Помоги Аленушке и Иванушке» - завязываем узелки. Упражнение «Спрячь Бабу Ягу» - штриховка.
Тема 29. Играем в сказку «Лиса и рак».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Лиса и рак». Упражнение «Достань раку ракушку» - работа с ситом. Упражнение «Помоги раку спрятаться» - штриховка. Упражнение «Рак - лиса» - работа с тенью. Игра «Зацепись за лисий хвост» - с лентой. Игра «Найди рака» - пунктир. Упражнение «Дорожка лисы» - работа с ножницами.
Тема 30. Играем в сказку «Дудочка и кувшинчик».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Дудочка и кувшинчик». Лабиринт «Ищем ягоду». Упражнение «Выкладываем кувшинчик и дудочку» - работа с крупой. Игра «Собираем ягоду» - работа с пинцетом. Упражнение «Дорога домой» - работа с ножницами. Игра «По лесу гуляем» - пунктир -путаница.
Тема 31. Играем в сказку «Дюймовочка».
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Пальчиковая гимнастика «Дюймовочка». Упражнение «Покажи животное» - игра с тенью. Упражнение «Собираем букет» - пунктир. Упражнение «Укройся от дождя» - штриховка. Игра «Наряжаем Дюймовочку» - шнуровка, застежка. Лабиринт «Укажи путь ласточке». Игра «Собери цветочек для Дюймовочки» - работа с пинцетом.
Тема 32. Итоговое занятие. В гостях у сказки.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений
Практика. Открытое занятие для родителей «В гостях у сказки» с демонстрацией достижений детей: пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки», упражнение «Узнай сказку»- пунктир – путаница; лабиринт «По дорожке иду – героев сказки ищу», упражнение «Накрываем на стол» - работа с ножницами, упражнение «Украшаем пирог» - штриховка, упражнение «Раскладываем угощения» - работа с пипеткой.
Итоговая диагностика. Диагностические упражнения на выявление качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможности действий с предметами.
Учебный план
второй год обучения «Ум на кончиках пальцев»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Диагностика Проведение первого мониторинга | 1 | 1 | ||
2 | 2 | 1 | 1 | ||
3 | «Семья» | 2 | 1 | 1 | |
4 | «Профессии» | 2 | 1 | 1 | |
5 | «Улица» | 2 | 1 | 1 | |
6 | «Юбилей» | 2 | 1 | 1 | |
7 | «Одежда и обувь» | 2 | 1 | 1 | |
8 | «Экскурсия в музей» | 2 | 1 | 1 | |
9 | Музыкальные инструменты» | 2 | 1 | 1 | |
10 | «Речные рыбы» | 2 | 1 | 1 | |
11 | «Море» | 2 | 1 | 1 | |
12 | «Норы и гнезда» | 2 | 1 | 1 | |
13 | «Лес и его обитатели» | 2 | 1 | 1 | |
14 | «Овощи и фрукты» | 2 | 1 | 1 | |
15 | «Время» | 2 | 1 | 1 | |
16 | «Форма» | 2 | 1 | 1 | |
17 | «Елка» | 2 | 1 | 1 | |
18 | «Транспорт» | 1 | 1 | ||
19 | «Библиотека» | 2 | 1 | 1 | |
20 | «Разные дома» | 2 | 1 | 1 | |
21 | Промежуточная диагностика | 1 | 1 | ||
22 | «Горы» | 2 | 1 | 1 | |
23 | «Военная техника» | 2 | 1 | 1 | |
24 | «Цвета и цветы» | 2 | 1 | 1 | |
25 | «Весна» | 2 | 1 | 1 | |
26 | «Зоопарк» | 2 | 1 | 1 | |
27 | «Цирк» | 2 | 1 | 1 | |
28 | «Хлеб всему голова» | 2 | 1 | 1 | |
29 | «Космос» | 2 | 1 | 1 | |
30 | «Земля» | 2 | 1 | 1 | |
31 | «Солнечная система» | 2 | 1 | 1 | |
32 | «Человек» | 2 | 1 | 1 | |
33 | «Животные которые с нами рядом» | 2 | 1 | 1 | |
34 | «Мультфильмы» | 2 | 1 | 1 | |
35 | «Театр» | 2 | 1 | 1 | |
36 | Итоговое занятие «Мы гуляем во дворе» | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 32 | 36 | ||
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Диагностика.
Теория. Техника безопасности и правила поведения на занятии.
Практика. Пальчиковая игра «Кулачок, ладошка». Упражнение «Найди заданную фигуру» - штриховка, пунктир. Игра с почтальоном Печкиным – обводим клетки в тетради. Упражнение «Проведи дорогу к замку» - работа с ножницами. Игра «Узнай королеву» - работа с пинцетом.
Входная диагностика. Диагностические упражнения на обследование общей моторики.
Тема 2. Семья.
Теория. Правила захвата карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа.
Практика. Пальчиковая игра «Семья». Упражнение «Повтори» работа с тенью. Упражнение «Кому, что нужно» - пунктир, лабиринт. Упражнение «На чем поедем» - работа с лекалом. Упражнение «Дорога» - работа с ножницами.
Тема 3. Профессии.
Теория. Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги.
Практика. Пальчиковая игра «Ножницы». Упражнение «Кто, с чем работает» - пунктир, лабиринт. Упражнение «Расческа» - работа с ножницами. Упражнение «Заполни сосуд» - работа с водой, ложкой. Игра «Помоги портнихе» - узор из пуговиц, застежки, шнуровки. Упражнение «Строим аэродром» - работа с лекалом. Игра «Собираем ягоды на компот» - работа с пинцетом на листе в клетку.
Тема 4. Улица.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Замок». Работа в тетради – соедини точки по заданию. Упражнение «Дома на улице» - выкладывание из палочек дома с заданным количеством этажей. Игра «Развесим вывески на домах» - работа с пинцетом. Упражнение «Тротуар» - выкладывание дорожки из фасоли по контуру. Упражнение «Определи транспорт» - пунктир. Игра «Веселый дождик».
Тема 5. Юбилей.
Теория. Что такое юбилей? Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Вместе-врозь». Упражнение «Угощение на стол» - пунктир. Упражнение «Танцуем вместе» - фисташкаролики, рисуем двумя руками. Упражнение «Подарок бабушке» - графический диктант.
Тема 6. Одежда и обувь.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Очки-бинокль». Упражнение «Помоги одеться»- шнуровки, застежки. Игра «Определи одежду по времени» - штриховка. Упражнение «Дорисуй, чего не хватает» - вертикальные, горизонтальные линии. Игра «Шлепаем по лужам» - работа с ситом. Упражнение «Расстегни замок» - работа с ножницами.
Тема 7. Экскурсия в музей.
Теория. Правила поведения в музее. Что такое ниткография. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Динозаврики». Упражнение «Обозначь динозавра» - пунктир, путаница. Работа на листе в клетку «Отпечаток древних растений». Упражнение «Раковина моллюска» - штриховка. Упражнение «Чучело мамонта» - ниткография.
Тема 8. Музыкальные инструменты.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Упражнение «Дорисуй часть» - работа в тетради вертикальные и горизонтальные линии. Игра «Дирижеры» - выкладывание ритма палочками, рисуем двумя руками. Упражнение «Бабочки и галстуки» - работа пинцетом. Упражнение «Соедини точки» - синтезатор. Упражнение «Открой футляр» - работа с ножницами. Лабиринт «Кто, на чем играет».
Тема 9. Речные рыбы.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Рыбка. Улитка». Упражнение «Ныряльщики» - пунктир. Игра «Поймай рыбку» - магнитная удочка. Упражнение «Узнай рыбу» - пунктир, путаница. Игра «Набери воды в ведерце» - работа с пипеткой. Упражнение «Рыбкина дорожка»- работа с ножницами.
Тема 10. Море.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Осьминог». Упражнение «Водолаз плывет» - работа в тетради (волнистые линии). Упражнение «Соедини точки» - работа в тетради. Лабиринт «Увернись от актинии». Игра «Кальмарики»- работа с прищепками. Графический диктант «Рыба»
Тема 11. Норы и гнезда.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Птицы в гнезде». Упражнение «Кто вьет гнезда» - пунктир, путаница. Лабиринт «Кто, где живет». Игра «Строим хатку» - работа с палочками. Упражнение «Муравьиные ходы» - ниткография. Рисуем пластилином «Чей домик». Упражнение «Гнездышко» - рисуем двумя руками.
Тема 12. Лес и его обитатели.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Ладошки». Упражнение «Узнай зверя» - работа с тенью. Упражнение «Кто идет» - работа в тетради в клетку. Игра «Собери орехи белочке» - работа с пинцетом. Упражнение «Посади птенца в гнездо» - работа с ножницами. Игра «Распутай сеть» (игра с веревочкой).
Тема 13. Овощи, фрукты.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Покупочки». Игра «Найди место» - пунктир. Лабиринт «Что, кому?». Упражнение «Узнай плод» - штриховка. Игра «Собери плоды». Упражнение «Корзинка для фруктов» - работа с палочками, вяжем узелки. Упражнение «Яблочко наливное» - рисуем двумя руками.
Тема 14. Время.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «День, и ночь – сутки прочь». Лабиринт «Что в какое время?». Упражнение «Ночные дневные, животные» - штриховка, игры с тенью. Игра «Репка» - части времени. Упражнение «Дорожки времени» - пунктир. Упражнение «Выложи часики» - работа с палочками.
Тема 15. Форма.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Разные фигуры». Игра «Превращалки» - работа с плоскими фигурами. Упражнение «Строим пирамиды» - работа с палочками, «Украшаем пирамиду» - работа с крупой. Игры и упражнения с массажными шариками. Упражнение «Соедини точки», «Дорисуй узор». Упражнение «Дорога к замку» - работа с ножницами.
Тема 16. Елка.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Елочка». Лабиринт «Друзья елочки». Упражнение «Развесьте игрушки» - работа с пинцетом. Упражнение «Выложи гирлянды» - работа с крупой. Упражнение «Найди одинаковые игрушки» - штриховка. Упражнение «Фонарики на елку» - дорисуй начатый узор. Упражнение «Гирлянды» - нарисуй под диктовку. Упражнение «Елочка» - рисуем двумя руками. Упражнение «Ажурные снежинки» - работа с ножницами.
Тема 17. Транспорт.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Транспорт». Лабиринт «Кто, на чем едет». Упражнения: «Соедини точки по заданию», «Дорисуй начатый узор». Упражнение «Проведи самолет между облаков» - работа с крупой. Игра «Сигнал светофора» - работа с резиночкой. Игра «Построй дорогу» - игра с веревочкой. Игра «Транспорт на дороге» - работа с ножницами.
Тема 18. Библиотека.
Теория. Правила поведения в библиотеке.
Практика. Пальчиковая игра «Поздоровайся». Упражнение «Поставь полки для книг» - работа со спичками. Лабиринт «О чем книга?». Упражнение «Раздай книги» - пунктир, «Зайди в книгу сказок» - соедини точки по заданию. Игра «Найди нужную книгу на стеллаже» - ориентировка на листе бумаги. Упражнение «Подготовь паспорт читателя» - работа с ножницами.
Тема 19. Разные дома.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Домик». Лабиринт «Узнай, кто, где живет». Упражнение «Дом» - соедини точки по заданию. Игра «Расселение» - работа с пинцетом. Упражнение «Место дома» - работа с резинками. Упражнение «Построй дом» - работа со спичками. Упражнение «Дом на сваях» - рисуем двумя руками.
Тема 20. Горы.
Теория. Понятие «Географическая карта, горнолыжник, альпинист. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Горы». Упражнение «Снаряди горнолыжника и альпиниста» - пунктир. Лабиринт «Покажи путь горнолыжнику». Упражнение «Проведи канатную дорогу» - дорисуй начатый узор. Игра «Парашютисты» - игры с веревочкой. Упражнение «Ступеньки для альпиниста» - работа с ножницами.
Тема 21. Военная техника.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Кулачок, ладошка». Упражнение «Попади в цель» - работа с палочками, с пинцетом. Лабиринт «Проведи танк к цели». Упражнения «Продолжи узор», «Пограничная собака» - нарисуй под диктовку. Игра «Связисты» - работа с резиночками. Игра «Десантники» - игра с веревочкой. Пунктир путанка «Морской флот». Упражнение «Якорь» – рисуем двумя руками.
Тема 22. Цвета и цветы.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Цветы». Лабиринт «Различаем цвета». Упражнение «Посади цветы» - пунктир. Упражнение «Распустились лепестки» – работа с ножницами. Упражнение «Собери загаданный цветок» - работа с пинцетом. Упражнение «Оформляем клумбу» - работа с резиночками, игры с веревочкой. Упражнение «Букет» - нарисуй под диктовку.
Тема 23. Весна.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Весенняя капель». Упражнение «Найди ошибку» - штриховка. Упражнение «По проталинкам» - дорисуй начатый узор. Упражнение «Первый подснежник»- соедини точки по образцу. Упражнение «Найди одинаковых» - пунктир. Лабиринт «Проведи по весенним картинкам».
Тема 24. Зоопарк.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Зоопарк». Игра «Изобрази животное» - работа с тенью. Упражнение «Найди путь к загаданному животному» - работа с планом. Упражнение «Закрой клетку» - пунктир. Упражнение «Накорми зверей» - работа с пинцетом. Упражнение «Попугай» - рисование двумя руками. Упражнение «Ни зверь, ни птица» – соедини точки по образцу.
Тема 25. Цирк.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Циркачи». Упражнение «Узнай кто арене» - работа с тенью. Лабиринт «Собери шарики для клоуна». Игра с веревочкой «Сетка для воздушных гимнастов». Упражнение «Цирковой шатер» - рисуем двумя руками. Упражнение «Шляпа фокусника» - работа с ножницами. Упражнение «Дрессированные лошадки скачут» - соедини точки по образцу. Упражнение «Повторялки» - ориентировка на листе.
Тема 26. Хлеб всему голова.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Месим тесто». Лабиринт «Экскурсия по хлебозаводу». Упражнение «Пекари» - пунктир. Упражнение «Что сначала, что потом» - работа с резинками. Упражнение «Стеллажи» - работа с ножницами. Упражнение «Раскрась что лишнее» - штриховка. Упражнение «Украшаем каравай»- работа с пинцетом.
Тема 27. Космос.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Космическое путешествие». Упражнение «Ракета» - нарисуй под диктовку. Лабиринт «Проведи космонавта к космическому кораблю». Упражнение «Полет в космос» - пунктир. Упражнение «Спутник связи» - работа с резиночками. Упражнение «Луноход» - работа с палочками. Упражнение «Путь к звездам» - ниткография
Тема 28. Земля.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Путешествие по планете». Упражнение «Горы, реки и леса» - пунктир. Лабиринт «Семь чудес». Упражнение «Динозавр шагает» - продолжи узор. Упражнение «Айсберг» - соедини точки. Упражнение «Строим дворцы» - работа с резиночками. Упражнение «Разместим материки» - работа на листе бумаги.
Тема 29. Солнечная система.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Разные планеты». Упражнение «От планеты к планете» - пунктир. Лабиринт «Помоги марсианину найти свою планету». Упражнение «Созвездия» - дорисуй начатый узор. Упражнение «Путь звезды» - соедини точки по образцу. Упражнение «Порядок в солнечной системе» - работа с резиночками.
Тема 30. Человек.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Человечек». Лабиринт «Рассели по странам». Упражнение «Одежда» - соедини точки по заданию. Упражнение «Путь от первобытного человека к современному человеку» - работа с планом. Упражнение «Части и дело» - ниткография. Упражнение «Рисунки первобытных людей» - работа с ножницами. Упражнение «Звуки» - рисуем двумя руками.
Тема 31. Животные, которые с нами рядом.
Теория. Различие домашних и диких животных.
Практика. Пальчиковая игра «Птичий двор» - работа с тенью. Лабиринт «Найди детеныша». Упражнение «Прятки» - соединяем точки по заданию, работа с крупой и пинцетом. Упражнение «Что умеем» - пунктир. Игра «Разложи корм» - работа с пипеткой, ложкой. Упражнение «Заборчик — загончик» - ниткография. Пальчиковая игра «Лаем — играем» - работа с тенью. Упражнение «Найди такой же» - работа с планом. Упражнение «Дрессировщики» - пунктир. Упражнение «Игривый щенок» - шнуровка. Упражнение «Расческа для щенка» - работа с ножницами. «Играем в мяч» - работа с ножницами. Упражнение «Застегни щенку ошейник» - застежки, пуговицы, плетение из шнура.
Тема 32. Мультфильмы.
Теория. Что такое мультфильм? Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Герои мультфильмов» - игры с тенью. Упражнение «Найди героя» - пунктир – путаница. Лабиринт «Раскадровка». Упражнение «Дорожки мультяшных героев» - работа с ножницами, штриховка. Упражнение «Рисую своего героя» - дорисовка, раскраска.
Тема 33. Театр.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Пальчиковая игра «Зайди за занавес». Упражнение «Найди место героя» - ниткография, шнуровка. Упражнение «Гримеры» -раскраска, штриховка. Лабиринт «Подготовь актера к роли». Упражнение «Готовим сцену к спектаклю» - работа с крупой, пинцетом, пипеткой; работа с ножницами. Упражнение «Исполняю роль» - пунктир.
Тема 34. Итоговое занятие. Мы гуляем во дворе.
Теория. Правила выполнения игр, упражнений.
Практика. Открытое занятие для родителей с демонстрацией достижений детей «Мы гуляем во дворе».
Итоговая диагностика. Обследование общей моторики. Обследование произвольного торможения движений: задания отдельно для каждой руки. Обследование статической координации движений: даются три задания для ног. Обследование динамической координации рук: упражнения для рук. Обследование координации движений рук и ног: маршировка, приседания. Обследование реципрокной координации рук: синхронно менять положение рук. Обследование динамической координации рук: смена положений лежащей на столе руки. Обследование пространственной координации движений рук: выполнение движений руками.
Обследование мелкой моторики рук: упражнения «Пальчики здороваются», «Играем на пианино», «Птички клюют».
Планируемые результаты
Предметные:
- Развита тонко-координированное движение рук.
- Развито слуховое внимание и графическое воспроизведение.
Метапредметные:
- Развиты графические движения, зрительное восприятие, зрительно- моторная координация.
- Развито внимание к речи педагога.
- Сформированы навыки правильной посадки при письме.
Личностные:
- Дети старательны, аккуратны, организованные, целеустремленные.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во часов | Режим занятий |
2025-2026 | 08.09.2025 | 29.05.2026 | 34 | 68 | 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: учебный кабинет, столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий. Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор.
Материалы необходимые для занятий:
- Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, стерки, маркеры, корректоры; линейки ученические; бумага разных видов и формата (А3, А4); клей, ножницы, степлер; цветная бумага, раздаточные листы, тетрадь в крупную клетку.
- Мелкие предметы: фасоль, горох, камешки, счетные палочки, спички, резиновые мячи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка, резинки тонкие d=10см.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее социально-гуманитарной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Информационно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:
- видео и фотоматериалы по разделам занятий;
- методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, схемы).
Дидактические материалы для учащихся
Медиапособие «Пальчиковая гимнастика». Медиапособие «Пальчиковые игры» . Медиапособие «В гостях у сказки». Медиапособие «Игры с тенью». Распечатка «Штриховка». Раздаточные материалы «Лабиринты». Раскраски. Палочки Кюизенера. Магнитные игры. Образцы ниткография. Н. Козырева «Теремок».
Формы аттестации/контроля
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является комплекс умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть выполнение правил игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.
Диагностика по программе проводится два раза в год: входная диагностика в начале учебного года, итоговая диагностика в конце учебного года.
Входная диагностика (сентябрь) проводится с целью выявить ведущую руку ребенка, определить уровень развития мелкой моторики пальцев рук в начале обучения. Диагностика проводится по тестам М.М. Безруких.
Итоговая диагностика (май) проводится с целью выявления качества и степени дифференцированных движений пальцев рук и возможности действий с предметами в конце обучения. Диагностика проводится по пособию С.Е. Большаковой «Формирование мелкой моторики рук».
Подведение итогов реализации программы «Умные пальчики» осуществляется в форме открытого занятия для родителей с демонстрацией достижений ребенка.
Тесты для обследования
Обследование общей моторики.
Качество их выполнения готовит и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
а) Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1-обе руки вверх, 2-правая рука вверх, левая – на пояс, 3-обе руки вперед, 4-обе руки вниз. 1-левая рука в сторону, 2-обе руки на пояс, 3- правая рука в сторону, левая - за спину, 4-обе руки вниз.
Результат
«Удовлетворительно» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.
«Плохо» - результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.
б) Требуется повторить движения, отставая на одно.
Результат
«Удовлетворительно» - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в «доведении» рук.
«Плохо» - неспособность самостоятельно исправлять свои ошибки.
в) Повторять движения за исключением одного, «запретного» (например, руки на плечи).
Результат
«Удовлетворительно»- «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку.
«Плохо» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.
Проверка произвольного торможения движений.
Ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1- вверх, 2-в сторону, 3-вниз; левая рука: 1-вверх, 2,3-вниз. После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Результат
«Удовлетворительно» - одной рукой движения выполняются хорошо, второй -хуже. Допускаются остановки, отсутствует точность движений. Но в целом выполнение упражнения начинается и заканчивается одновременно обеими руками.
«Плохо» - ребенок делает одно и то же обеими руками либо выполняет по очереди: первое движение правой руки, первое движение левой руки и т.д.
Обследование статической координации движений.
а) Встать прямо. Носок одной ноги приставить к пятке другой ноги. Закрыть глаза. Стоять 10-15с.
Результат
«Удовлетворительно» - раскачивание, балансирование, резкие наклоны туловища. Однако ребенок не сходит с места.
«Плохо» - невозможность устоять на месте, стремление открыть глаза (что сразу облегчает выполнение задания).
б) Положение стоя на одной ноге.
в) Положение стоя на одной ноге. Вторая нога скрещена с первой сзади на уровне голени. Глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
Результат
«Удовлетворительно» - раскачивание, балансирование, резкие наклоны туловища. Однако ребенок не сходит с места.
«Плохо» - невозможность устоять на месте, стремление открыть глаза (что сразу облегчает выполнение задания).
Обследование динамической координации рук
а) Упражнение: правая рука: 1- вперед в кулаке, 2- кулак разжать, 3- кулак сжать, 4 – руку опустить. Левая рука: 1-в сторону, кулак разжать, 2-сжать кулак, 3-разжать кулак, 4-руку опустить. После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Результат
«Удовлетворительно» - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе.
«Плохо» - выполнение двумя руками одних и тех же движений.
Исследование координации движений рук и ног
а) Маршировка: 1-шаг правой ногой; 2-хлопок; 3-шаг левой ногой; 4-хлопок.
Результат
«Удовлетворительно» - напряжение, изменение, изменение темпа выполнения, асинхронность.
«Плохо» - невозможность выполнения упражнения даже при многократном повторении инструкции.
б) Приседания. Стоя на носках, сделать шесть приседаний подряд.
Результат
«Плохо» - хотя бы одно касание пятками пола.
Обследование реципрокной координации рук
Тест – руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения менять положение рук.
Обследование динамической координации рук
Тестируется сменой положений
Лежащей на столе руки:1-рука сжата в кулак, 2-рука поставлена на ребро, 3- ладонь лежит на столе. Выполнять отдельно каждой рукой.
Обследование пространственной координации движений рук.
Руки вытянуты вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую приставить к ней ладонью. Менять положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
Обследование мелкой моторики рук.
а) «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
б) «Птички клюют» - держа руку с карандашом на столе, на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать.
Список литературы
1. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
2. Новинская, О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. - СПб.: Сова, 2006.
3. Новоторцева, Н.В. Обучение письму в детском саду - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
4. Шибанова, А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / - Август, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Говорящие пальчики"
Представленная программа строится на авторской концепции развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Программа адресована воспитателям ДОУ и родителям, которы...

Дополнительная образовательная программа «Весёлые пальчики»
Дополнительная образовательная программа кружка по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста «Весёлые пальчики»...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа Кружка «Озорные пальчики»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только всех детей. Общение с искусством до...

Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"
Дополнительная образовательная программа с детьми 3-5 лет по речевому развитию "Дружные пальчики"....

Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Актуальность. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных ...
