Картотека проблемных ситуаций
картотека (старшая группа)

Смирнова Екатерина Сергеевна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций

Ситуация «Разбитая ваза».

Цель: формирование чувства ответственности за свои поступки, честности. Обсуждение стратегий поведения в случае проступка.

Описание: Во время игры в мяч внутри группы Саша нечаянно задел и разбил любимую воспитателем вазу. Он очень испугался и никому ничего не сказал, спрятав осколки. Позже воспитатель обнаружила пропажу.

Вопросы для обсуждения: Что почувствовал Саша? Почему он спрятал осколки? Какой поступок был бы правильным? Что ему теперь  делать? Как мы можем помочь исправить ситуацию?

Ситуация «Один стул на двоих».

Цель: развивать умение договариваться, искать компромисс, проявлять эмпатию и уступчивость.

Описание: К концу занятия остался один свободный стул, а сесть хотят двое детей: Маша, которая только что принесла тяжелые кубики, и Петя, который подошел к стулу первым.

Вопросы для обсуждения: Что чувствуют Маша и Петя? Как можно решить эту проблему, чтобы никто не расстроился? Можно ли найти третье решение? (например, принести еще стул, предложить сесть по очереди).

Ситуация «Чужой телефон».

Цель: закреплять правила безопасного и ответственного поведния с чужими вещами. Формировать понятия «свое» и «чужое».

Описание: На прогулке Лена нашла на лавочке красивый телефон. Ей очень хочется показать его маме или даже оставить себе.

Вопросы для обсуждения: Можно ли брать чужую вещь? Почему? Что чувствует человек, который потерял телефон? Что должна сделать Лена? Куда можно отдать найденную вещь?

Ситуация «Новая девочка».

Цель: воспитывать доброжелательность, умение проявлять инициативу в общении, включать нового человека в коллектив.

Описание: В группу пришла новенькая девочка. Она стоит в стороне, выглядит грустной и не с кем не играет. Дети из группы уже разбились на свои привычные пары.

Вопросы для обсуждения: Что чувствует новая девочка? Почему она не подходит? Как мы можем ей помочь? Что сказать? В какую игру пригласить?

Ситуация «Несправедливый счет».

Цель: подвести к пониманию необходимости равного количества участников для справедливого соревнования. Развивать навыки сравнения и решения практических задач.

Описание: Воспитатель предлагает двум командам построиться в две колонны  для эстафеты. Дети пересчитывают друг друга. В первой команде – 6 человек, во второй – 7. Дети второй команды радуются: «Мы выиграем, нас больше!»

Вопросы для обсуждения: Будет ли соревнование справедливым? Почему? Что нужно сделать, чтобы было честно?

Ситуация «Тень-невидимка».

Цель: развивать исследовательский интерес, умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи.

Описание: На солнечной площадке дети обводят тени друг друга мелом. Вдруг солнце скрылось за тучу, и все тени пропали.

Вопросы для обсуждения: Куда исчезли все тени? Что нужно, чтобы тень появилась? Откуда берется тень? Как мы можем вернуть тень?

Ситуация «Башня, которая падает».

Цель: развивать пространственное мышление, поиск решения через эксперимент (устойчивость конструкции зависит от ширины основания).

Описание: Дети строят высокую башню из конструктора с тонким основанием. Каждый раз, когда она достигает определенной высоты, башня заваливается набок.

Вопросы для обсуждения: Почему башня падает? Что делает ее неустойчивой? Как можно изменить постройку, чтобы она была выше и не падала?

Ситуация «Забывчивый художник».

Цель: систематизировать знания о характерных признаках времени года. Развивать наблюдательность и связную речь.

Описание: Представьте, что художник нарисовал осень, но забыл изобразить самое главное: он не раскрасил листья на деревьях, не нарисовал тучи и лужи, а на полянке оставил цветы, как летом. Что он забыл?

Вопросы для обсуждения: Какая это должна быть осень (ранняя, поздняя)? Какие цвета нужны для осенних листьев? Что происходит с животными и птицами осенью? Что еще нужно добавить на рисунок?

Ситуация «Слова-враги».

Цель: активизировать словарь.

Описание: В страну слов забрался злой волшебник, который перепутал значение слов. Теперь все говорят наоборот. Помогите все исправить!

Вопросы для обсуждения: Какое слово на самом деле должно быть? Придумай правильное предложение. Найди пары слов.

Ситуация «Загадочная история».

Цель: развивать связную речь, умение коллективно сочинять истории, соблюдая логическую последовательность.

Описание: Воспитатель начинает рассказ с интригующего начала: «Утром на ковре в группе я нашла странный блестящий след…Он вел к шкафу с игрушками. Откуда он взялся?»

Вопросы для обсуждения: Чей это мог быть след? Что искало это существо? Нашло ли? Что было потом?

Ситуация «Незнакомое слово».

Цель: обогащать словарный запас, умение понимать значение слов через контекст.

Описание: Во время чтения книги воспитатель намеренно использует незнакомое, но интересное слово (например, коварный, хрустальный, сумерки). Дети переспрашивают или проявляют интерес.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что это за слово? Какое слово вы могли бы использовать вместо него? Давайте придумаем предложение с этим словом.

Ситуация «Краски поссорились».

Цель: подвести к экспериментальному открытию получения новых цветов путем смешивания. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Описание: Сегодня утром я узнала грустную новость: синяя и желтая краски в нашей палитре поссорились. Каждая говорит, что она важнее и красивее. Они даже не хотят стоять рядом. Как нам их помирить?

Вопросы для обсуждения: Что будет, если они все же встретятся и подерутся (смешаются)? Давайте попробуем! Какого цвета станет их «общий» цвет? А если подружить красную и желтую?

Ситуация «Танец без музыки».

Цель: развивать чувство ритма, умение передавать характер и сюжет через пластику без внешнего звукового сопровождения.

Описание: Дети готовятся к танцу, но внезапно музыкальная колонка ломается (звук выключается). Движение останавливается.

Вопросы для обсуждения: Можно ли танцевать без музыки? Где внутри нас может жить музыка? Давайте станцуем танец «падающих листьев» или «заводных роботов» в полной тишине. О чем нам подсказывает тело?

Ситуация «Неоконченная картина».

Цель: развивать творческое воображение, умение анализировать видимую часть и домысливать логическое продолжение.

Описание: Детям показывается репродукция картины или рисунок, где часть изображения скрыта листом бумаги.

Вопросы для обсуждения: Что здесь происходит? Что может быть скрыто? Почему вы так думаете? Нарисуйте, как бы вы закончили эту картину.

Ситуация «Мокрые рукавицы».

Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимания последствий, закреплять правила безопасного поведения в зимний период.

Описание: После активной прогулки в снегу у Пети сильно промокли варежки, но ему очень не хочется идти сушиться, он хочет продолжать играть.

Вопросы для обсуждения: Что будет с руками в мокрых варежках? Что чувствует Петя? К чему это может привести? Что важнее: играть еще 5 минут или быть здоровым и играть завтра?

Ситуация «Обед для чемпиона».

Цель: формировать элементарные представления о важности правильного питания, связи между едой и здоровьем, активностью.

Описание: Мы готовимся к спортивным соревнованиям. Давайте составим меню для нашего спортсмена на весь день. что он должен есть, чтобы быть сильным, быстрым и не уставать?

Вопросы для обсуждения: Какую еду выбрать: яблоко или конфету? Кашу или чипсы? Почему? Что дает суп/мясо/овощи? Какую нужно пить воду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Картотека проблемных ситуаций

Картотека проблемных ситуаций...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД

Проводим дома время с пользой....

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"

Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....

картотека проблемных ситуаций

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....