Картотека проблемных ситуаций
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека проблемных ситуаций
Ситуация «Разбитая ваза».
Цель: формирование чувства ответственности за свои поступки, честности. Обсуждение стратегий поведения в случае проступка.
Описание: Во время игры в мяч внутри группы Саша нечаянно задел и разбил любимую воспитателем вазу. Он очень испугался и никому ничего не сказал, спрятав осколки. Позже воспитатель обнаружила пропажу.
Вопросы для обсуждения: Что почувствовал Саша? Почему он спрятал осколки? Какой поступок был бы правильным? Что ему теперь делать? Как мы можем помочь исправить ситуацию?
Ситуация «Один стул на двоих».
Цель: развивать умение договариваться, искать компромисс, проявлять эмпатию и уступчивость.
Описание: К концу занятия остался один свободный стул, а сесть хотят двое детей: Маша, которая только что принесла тяжелые кубики, и Петя, который подошел к стулу первым.
Вопросы для обсуждения: Что чувствуют Маша и Петя? Как можно решить эту проблему, чтобы никто не расстроился? Можно ли найти третье решение? (например, принести еще стул, предложить сесть по очереди).
Ситуация «Чужой телефон».
Цель: закреплять правила безопасного и ответственного поведния с чужими вещами. Формировать понятия «свое» и «чужое».
Описание: На прогулке Лена нашла на лавочке красивый телефон. Ей очень хочется показать его маме или даже оставить себе.
Вопросы для обсуждения: Можно ли брать чужую вещь? Почему? Что чувствует человек, который потерял телефон? Что должна сделать Лена? Куда можно отдать найденную вещь?
Ситуация «Новая девочка».
Цель: воспитывать доброжелательность, умение проявлять инициативу в общении, включать нового человека в коллектив.
Описание: В группу пришла новенькая девочка. Она стоит в стороне, выглядит грустной и не с кем не играет. Дети из группы уже разбились на свои привычные пары.
Вопросы для обсуждения: Что чувствует новая девочка? Почему она не подходит? Как мы можем ей помочь? Что сказать? В какую игру пригласить?
Ситуация «Несправедливый счет».
Цель: подвести к пониманию необходимости равного количества участников для справедливого соревнования. Развивать навыки сравнения и решения практических задач.
Описание: Воспитатель предлагает двум командам построиться в две колонны для эстафеты. Дети пересчитывают друг друга. В первой команде – 6 человек, во второй – 7. Дети второй команды радуются: «Мы выиграем, нас больше!»
Вопросы для обсуждения: Будет ли соревнование справедливым? Почему? Что нужно сделать, чтобы было честно?
Ситуация «Тень-невидимка».
Цель: развивать исследовательский интерес, умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи.
Описание: На солнечной площадке дети обводят тени друг друга мелом. Вдруг солнце скрылось за тучу, и все тени пропали.
Вопросы для обсуждения: Куда исчезли все тени? Что нужно, чтобы тень появилась? Откуда берется тень? Как мы можем вернуть тень?
Ситуация «Башня, которая падает».
Цель: развивать пространственное мышление, поиск решения через эксперимент (устойчивость конструкции зависит от ширины основания).
Описание: Дети строят высокую башню из конструктора с тонким основанием. Каждый раз, когда она достигает определенной высоты, башня заваливается набок.
Вопросы для обсуждения: Почему башня падает? Что делает ее неустойчивой? Как можно изменить постройку, чтобы она была выше и не падала?
Ситуация «Забывчивый художник».
Цель: систематизировать знания о характерных признаках времени года. Развивать наблюдательность и связную речь.
Описание: Представьте, что художник нарисовал осень, но забыл изобразить самое главное: он не раскрасил листья на деревьях, не нарисовал тучи и лужи, а на полянке оставил цветы, как летом. Что он забыл?
Вопросы для обсуждения: Какая это должна быть осень (ранняя, поздняя)? Какие цвета нужны для осенних листьев? Что происходит с животными и птицами осенью? Что еще нужно добавить на рисунок?
Ситуация «Слова-враги».
Цель: активизировать словарь.
Описание: В страну слов забрался злой волшебник, который перепутал значение слов. Теперь все говорят наоборот. Помогите все исправить!
Вопросы для обсуждения: Какое слово на самом деле должно быть? Придумай правильное предложение. Найди пары слов.
Ситуация «Загадочная история».
Цель: развивать связную речь, умение коллективно сочинять истории, соблюдая логическую последовательность.
Описание: Воспитатель начинает рассказ с интригующего начала: «Утром на ковре в группе я нашла странный блестящий след…Он вел к шкафу с игрушками. Откуда он взялся?»
Вопросы для обсуждения: Чей это мог быть след? Что искало это существо? Нашло ли? Что было потом?
Ситуация «Незнакомое слово».
Цель: обогащать словарный запас, умение понимать значение слов через контекст.
Описание: Во время чтения книги воспитатель намеренно использует незнакомое, но интересное слово (например, коварный, хрустальный, сумерки). Дети переспрашивают или проявляют интерес.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, что это за слово? Какое слово вы могли бы использовать вместо него? Давайте придумаем предложение с этим словом.
Ситуация «Краски поссорились».
Цель: подвести к экспериментальному открытию получения новых цветов путем смешивания. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Описание: Сегодня утром я узнала грустную новость: синяя и желтая краски в нашей палитре поссорились. Каждая говорит, что она важнее и красивее. Они даже не хотят стоять рядом. Как нам их помирить?
Вопросы для обсуждения: Что будет, если они все же встретятся и подерутся (смешаются)? Давайте попробуем! Какого цвета станет их «общий» цвет? А если подружить красную и желтую?
Ситуация «Танец без музыки».
Цель: развивать чувство ритма, умение передавать характер и сюжет через пластику без внешнего звукового сопровождения.
Описание: Дети готовятся к танцу, но внезапно музыкальная колонка ломается (звук выключается). Движение останавливается.
Вопросы для обсуждения: Можно ли танцевать без музыки? Где внутри нас может жить музыка? Давайте станцуем танец «падающих листьев» или «заводных роботов» в полной тишине. О чем нам подсказывает тело?
Ситуация «Неоконченная картина».
Цель: развивать творческое воображение, умение анализировать видимую часть и домысливать логическое продолжение.
Описание: Детям показывается репродукция картины или рисунок, где часть изображения скрыта листом бумаги.
Вопросы для обсуждения: Что здесь происходит? Что может быть скрыто? Почему вы так думаете? Нарисуйте, как бы вы закончили эту картину.
Ситуация «Мокрые рукавицы».
Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимания последствий, закреплять правила безопасного поведения в зимний период.
Описание: После активной прогулки в снегу у Пети сильно промокли варежки, но ему очень не хочется идти сушиться, он хочет продолжать играть.
Вопросы для обсуждения: Что будет с руками в мокрых варежках? Что чувствует Петя? К чему это может привести? Что важнее: играть еще 5 минут или быть здоровым и играть завтра?
Ситуация «Обед для чемпиона».
Цель: формировать элементарные представления о важности правильного питания, связи между едой и здоровьем, активностью.
Описание: Мы готовимся к спортивным соревнованиям. Давайте составим меню для нашего спортсмена на весь день. что он должен есть, чтобы быть сильным, быстрым и не уставать?
Вопросы для обсуждения: Какую еду выбрать: яблоко или конфету? Кашу или чипсы? Почему? Что дает суп/мясо/овощи? Какую нужно пить воду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....
картотека проблемных ситуаций
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....



