Стратегия применения игр с моделями для развития монологической речи учащихся
статья
Развитие монологической речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогической практики. Одним из эффективных методов решения данной проблемы являются игры с использованием моделей. Статья посвящена изучению особенностей применения игровых методик в процессе формирования связной речи дошкольников. Рассматриваются принципы организации игровой деятельности, обеспечивающие успешное развитие монологической речи ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стратегия применения игр с моделями для развития монологической речи учащихся
Развитие монологической речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогической практики. Одним из эффективных методов решения данной проблемы являются игры с использованием моделей. Статья посвящена изучению особенностей применения игровых методик в процессе формирования связной речи дошкольников. Рассматриваются принципы организации игровой деятельности, обеспечивающие успешное развитие монологической речи ребенка.
Монологическая речь представляет собой самостоятельное высказывание, выражающее мысли говорящего в развернутой форме. Для успешного овладения ребенком данным видом речи важно создать условия, способствующие развитию способности последовательно и логично строить высказывания. Игры с применением моделей помогают детям освоить приемы структурирования собственных мыслей, способствуют формированию навыка планирования содержания рассказа, повышают интерес к процессу коммуникации.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, именно в игре дети наиболее активно осваивают новые знания и умения. Использование игрового метода позволяет ребенку постепенно осознавать важность правильной структуры своего повествования, научиться выделять главное и второстепенное, устанавливать связи между частями текста.
Цель проекта состоит в выявлении оптимальной стратегии применения игр с моделями для эффективного развития монологической речи воспитанников детского сада.
Задачи проекта:
- Изучение теоретических аспектов процесса развития монологической речи у детей дошкольного возраста.
- Анализ существующих подходов к применению игр с моделями в образовательной практике.
- Разработка рекомендаций по эффективному внедрению указанных игр в образовательный процесс ДОО.
Характеристика монологической речи
Монологическая речь отличается от диалогической рядом признаков: она автономна, целостна, развёрнута, подготовлена заранее, предполагает наличие замысла и плана изложения материала. Подготовка ребёнка к созданию последовательного, логически выстроенного монолога требует целенаправленной работы педагогов.
Основные характеристики успешной монологической речи:
- Четкость формулировки главной идеи,
- Последовательность изложения фактов,
- Наличие вступительной части, основной части и заключения,
- Способность удерживать внимание слушателя.
Игра выступает эффективным инструментом педагогического воздействия благодаря её привлекательности для детей и возможности моделирования ситуаций общения. Она способствует освоению необходимых навыков построения устного монологического высказывания.
Принципы организации игровой деятельности
Эффективность игр с моделями зависит от соблюдения ряда принципов:
1. Принцип наглядности
Использование предметных моделей помогает ребёнку визуализировать объекты и явления окружающего мира, облегчая формирование представлений о них. Это повышает качество восприятия и облегчает запоминание информации.
2. Принцип активности
Ребёнок активен в процессе игры, самостоятельно выбирает способы достижения цели, что стимулирует творческое мышление и развивает инициативность.
3. Принцип постепенности
Обучение строится поэтапно, начиная с простых заданий и постепенно усложняясь. Важно соблюдать последовательность этапов освоения навыков монологической речи.
4. Принцип учета возрастных особенностей
Подбор игр осуществляется с учётом уровня развития каждого ребёнка, обеспечивая доступность и эффективность образовательного процесса.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный. Данный этап включал в себя анализ литературных источников, наблюдения за детьми в ходе занятий с внедрением игр с моделями в учебный процесс. Результаты были обработаны методами количественного и качественного анализа.
Методики включали следующие этапы:
- Диагностика исходного уровня развития монологической речи детей.
- Организация игр с использованием моделей различной степени сложности.
- Повторная диагностика результатов обучения.
Анализ полученных данных позволил выявить закономерности эффективности применения предложенных методик.
2 этап. Практическая реализация проекта.
Проект был проведен среди группы старших дошкольников. Были разработаны специальные игровые занятия, направленные на развитие монологической речи. Занятия проводились систематически дважды в неделю в течение трех месяцев.
В реализованного проекта наблюдалось значительное улучшение показателей качества монологических рассказов участников. Дети стали лучше ориентироваться в последовательности действий, улучшилась структура предложений, повысился уровень выразительности речи.
Заключение
Реализованный проект подтвердил эффективность использования игр с моделями для развития монологической речи дошкольников. Разработанная стратегия позволила значительно повысить уровень коммуникативных способностей детей, что положительно отразилось на общем уровне подготовки воспитанников к школе.
Таким образом, внедрение игр с моделями в образовательный процесс дошкольных учреждений представляется перспективным направлением совершенствования методики воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Беспалова Т.В., Дементьева Н.А. Современные подходы к обучению монологической речи // Логопед. 2020. № 3. С. 18–23.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
- Гаврилушкина О.П. Формирование связной речи у дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр // Детский сад: теория и практика. 2019. № 2. С. 34–41.
- Грибанова А.И. Особенности становления монологической речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста. Сборник научных статей. Москва, 2021. С. 87–93.
- Фомина Е.Л. Обучение детей построению монологических высказываний посредством дидактических игр // Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 45–51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи у учащихся и воспитанников образовательных учреждений при изучении отечественной истории.
Данная работа будет интересна учителям-логопедам, педагогам центров образования, историкам.В ней раскрываются основные аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через ...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

«Применение речевых игр и упражнений для развития монологической речи»
Слайд №2: Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несрав...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...
«Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
Неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...
Основные направления и приемы в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В данной статье описываются эффективные приемы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
