Стратегия применения игр с моделями для развития монологической речи учащихся
статья

Голованова Татьяна Николаевна

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогической практики. Одним из эффективных методов решения данной проблемы являются игры с использованием моделей. Статья посвящена изучению особенностей применения игровых методик в процессе формирования связной речи дошкольников. Рассматриваются принципы организации игровой деятельности, обеспечивающие успешное развитие монологической речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегия применения игр с моделями для развития монологической речи учащихся

        Развитие монологической речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогической практики. Одним из эффективных методов решения данной проблемы являются игры с использованием моделей. Статья посвящена изучению особенностей применения игровых методик в процессе формирования связной речи дошкольников. Рассматриваются принципы организации игровой деятельности, обеспечивающие успешное развитие монологической речи ребенка.

        Монологическая речь представляет собой самостоятельное высказывание, выражающее мысли говорящего в развернутой форме. Для успешного овладения ребенком данным видом речи важно создать условия, способствующие развитию способности последовательно и логично строить высказывания. Игры с применением моделей помогают детям освоить приемы структурирования собственных мыслей, способствуют формированию навыка планирования содержания рассказа, повышают интерес к процессу коммуникации.

        Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, именно в игре дети наиболее активно осваивают новые знания и умения. Использование игрового метода позволяет ребенку постепенно осознавать важность правильной структуры своего повествования, научиться выделять главное и второстепенное, устанавливать связи между частями текста.

        Цель проекта состоит в выявлении оптимальной стратегии применения игр с моделями для эффективного развития монологической речи воспитанников детского сада.

Задачи проекта:

  • Изучение теоретических аспектов процесса развития монологической речи у детей дошкольного возраста.
  • Анализ существующих подходов к применению игр с моделями в образовательной практике.
  • Разработка рекомендаций по эффективному внедрению указанных игр в образовательный процесс ДОО.

Характеристика монологической речи

        Монологическая речь отличается от диалогической рядом признаков: она автономна, целостна, развёрнута, подготовлена заранее, предполагает наличие замысла и плана изложения материала. Подготовка ребёнка к созданию последовательного, логически выстроенного монолога требует целенаправленной работы педагогов.

Основные характеристики успешной монологической речи:

  • Четкость формулировки главной идеи,
  • Последовательность изложения фактов,
  • Наличие вступительной части, основной части и заключения,
  • Способность удерживать внимание слушателя.

        Игра выступает эффективным инструментом педагогического воздействия благодаря её привлекательности для детей и возможности моделирования ситуаций общения. Она способствует освоению необходимых навыков построения устного монологического высказывания.

Принципы организации игровой деятельности

Эффективность игр с моделями зависит от соблюдения ряда принципов:

1. Принцип наглядности

Использование предметных моделей помогает ребёнку визуализировать объекты и явления окружающего мира, облегчая формирование представлений о них. Это повышает качество восприятия и облегчает запоминание информации.

2. Принцип активности

Ребёнок активен в процессе игры, самостоятельно выбирает способы достижения цели, что стимулирует творческое мышление и развивает инициативность.

3. Принцип постепенности

Обучение строится поэтапно, начиная с простых заданий и постепенно усложняясь. Важно соблюдать последовательность этапов освоения навыков монологической речи.

4. Принцип учета возрастных особенностей

Подбор игр осуществляется с учётом уровня развития каждого ребёнка, обеспечивая доступность и эффективность образовательного процесса.

Этапы проекта

        1 этап. Подготовительный. Данный этап включал в себя анализ литературных источников, наблюдения за детьми в ходе занятий с внедрением игр с моделями в учебный процесс. Результаты были обработаны методами количественного и качественного анализа.

Методики включали следующие этапы:

  • Диагностика исходного уровня развития монологической речи детей.
  • Организация игр с использованием моделей различной степени сложности.
  • Повторная диагностика результатов обучения.

Анализ полученных данных позволил выявить закономерности эффективности применения предложенных методик.

2 этап. Практическая реализация проекта.

        Проект был проведен среди группы старших дошкольников. Были разработаны специальные игровые занятия, направленные на развитие монологической речи. Занятия проводились систематически дважды в неделю в течение трех месяцев.

        В реализованного проекта наблюдалось значительное улучшение показателей качества монологических рассказов участников. Дети стали лучше ориентироваться в последовательности действий, улучшилась структура предложений, повысился уровень выразительности речи.

Заключение

        Реализованный проект подтвердил эффективность использования игр с моделями для развития монологической речи дошкольников. Разработанная стратегия позволила значительно повысить уровень коммуникативных способностей детей, что положительно отразилось на общем уровне подготовки воспитанников к школе.

        Таким образом, внедрение игр с моделями в образовательный процесс дошкольных учреждений представляется перспективным направлением совершенствования методики воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Беспалова Т.В., Дементьева Н.А. Современные подходы к обучению монологической речи // Логопед. 2020. № 3. С. 18–23.
  2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
  3. Гаврилушкина О.П. Формирование связной речи у дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр // Детский сад: теория и практика. 2019. № 2. С. 34–41.
  4. Грибанова А.И. Особенности становления монологической речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста. Сборник научных статей. Москва, 2021. С. 87–93.
  5. Фомина Е.Л. Обучение детей построению монологических высказываний посредством дидактических игр // Научные ведомости Белгородского университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 45–51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи у учащихся и воспитанников образовательных учреждений при изучении отечественной истории.

Данная работа будет интересна учителям-логопедам, педагогам центров образования, историкам.В ней раскрываются основные аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через ...

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

«Применение речевых игр и упражнений для развития монологической речи»

Слайд №2: Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее соотносительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несрав...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...

«Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»

Неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающ...

Основные направления и приемы в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В данной статье описываются эффективные приемы развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....