Самообразование педагога
статья (старшая группа)
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2025 – 2026 учебный год)
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2025года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2026 г.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, антиродительские, антисемейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры — это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе дополнительной платной образовательной услуги «Цветные ладошки», включив в него элементы народного искусства;
- Подготовить консультации для родителей;
Список литературы для самообразования по теме:
- Александрова Г.А. «Моя Россия!», «Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
- Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
- Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
- Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
- Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
- Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
- 14. Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей посредством народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. Конец сентября – начало октября. |
Октябрь | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. Конец октября- начало ноября. |
Ноябрь | Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер-классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Конец ноября – начало декабря. |
Декабрь | Прослушивание семинаров. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Конец декабря |
Январь | Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ Конец января. |
Февраль | Народные праздники в кругу семьи. | Фотовыставка. Конец февраля |
Март | Духовное развитие народов, проживающих в России. | Консультация. Конец марта. |
Апрель | Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей Конец апреля |
Май | «У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями детьми. Конец мая |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Отчёт плана по самообразованию воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям»
(на 2025 – 2026 учебный год)
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» (Д. Б. Эльконин)
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое
знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Первым делом, я провела анкетирование среди родителей и проанализировав уровень знаний и умений воспитанников, пришла к выводу, что у детей и их родителей недостаточно сформировано представление о понятии народные и семейные традиции. На данном организационно – ознакомительном этапе я поставила передо мной цели:
1.Приобретение знаний в области культуры народных и семейных традиций, праздников, обычаев для детей старшего дошкольного возраста.
2.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы по данной теме.
3.Создание предметно – развивающей среды по данной теме.
4. Разработка плана по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Цель самообразования: повышение профессионального уровня знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу в группе вариативной деятельности МБУ «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить консультации для родителей.
- Проанализированы программы по патриотическому воспитанию дошкольников: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Изучен Список литературы для самообразования по теме:
Александрова Г.А. «Моя Россия!», «Патриотическое воспитание старших дошкольников» Рабочая тетрадь.
Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. «Маленькие шаги в большой мир».
Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. «Мы дети России». Программа по воспитанию патриотических чувств.
Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей.
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной». Методическое пособие.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой».
Шевченко Л.Л. «Добрый мир».
Шорыгина Т. А.» Наша Родина – Россия». Методическое пособие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проделанная работа и реализация данного плана по самообразованию позволили познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий было ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями, с этой целью было создано и обогащено пространство предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Подобрана картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию, картотека «Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре».
Оформлена картотека бесед по теме «Моя семья», «Воспитание культуры поведения дошкольников».
Подобран материал на папку – передвижку «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Народные промыслы», «9 мая – День Победы», «Троица»,» О берёзе детям».
Неоценимым богатством являлось изучение народных игр. Они вызывали огромный интерес как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящих своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт, приобретенный в результате самообразования, показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Я планирую не останавливаться на достигнутом результате и в следующем году в планах продолжать развиваться в этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

