"Юный конструктор"
материал

Смирнова Екатерина Сергеевна

программа для детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konstruirovanie.docx72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Принято

Протокол заседания

педагогического совета №_

от ____________

Утверждаю

Заведующий ___________

Приказ №___

Дата утверждения _________

 

2025

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Наименование

1.

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи программы

1.3

Целевые ориентиры Программы

1.4

Принципы реализации программы

2

Содержательный раздел

2.1

 Учебный план

2.2

 Перспективное планирование работы с детьми

2.3

Взаимодействие с родителями

3

Организационный раздел

3.1

Описание образовательной деятельности Программы

3.2

 Методы и приемы реализации Программы

3.3

Структура занятий

3.4

Материально-техническое обеспечение Программы

3.5

Способы контроля усвоения Программы

4

Список литературы

                                                                         

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Ребенок дошкольного возраста очень любопытен по своей природе.  Чтобы поддержать его познавательную активность, необходимо создать благоприятный условия для того, чтобы он  не только рассматривал предметы, но и мог совершать с ними различные действия: соединять, разъединять, перемещать, составлять из них композиции, конструировать. Способность к конструированию требует от дошкольника больших умственных затрат, благодаря повышенной мотивации и интересу он справляется с данной работой.

Конструирование – это эффективный педагогический инструмент, позволяющий в процессе практической деятельности детей, развивать различный навыки и умения воспитанников. Такая деятельность направлена на получение определенного, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и реализует актуальные потребности воспитанников в комфортном для них режиме.  

Направленность

Настоящая программа имеет техническую направленность. Ее реализация предоставляет детям возможность не только познакомиться с разными способами конструирования из различных видов конструктора, но и создает условия для самовыражения личности каждого ребенка.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что она позволяет дошкольникам в форме практической деятельности раскрыть целесообразность разных видов конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель: формирование у дошкольников навыков технического конструирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с разными видами конструкторов, создать условия для развития навыков конструирования из них с учётом различных особенностей и специфики;
  • Дать представление о приёмах и техниках, используемых в конструктивной деятельности;
  •  Формировать умение создавать постройки по заданным взрослым условиям, образцу и схеме;
  • Закреплять умение по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её необходимо выполнять;
  • Тренировать умение создавать устойчивые постройки;
  • Формировать конструктивные умения и навыки: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения;
  • Формировать умение работать со схемой;
  • Формировать умение создавать в процессе конструирования сюжетные композиции.

Развивающие:

  • Развивать глазомер;
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать композиционные навыки;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать инициативу и самостоятельность;
  • Способствовать развитию речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к техническому творчеству;
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения;
  • Воспитывать эстетические чувства;
  •  Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать умение толерантно оценивать поделки сверстников.

1.3 Целевые ориентиры Программы

По итогам изучения курса Программы дети предположительно достигнут следующих результатов:

  • станут проявлять живой интерес к техническому творчеству;
  • станут различать и называть детали различных конструкторов;
  • научатся конструировать по заданным взрослым условиям, образцу и схеме;
  • станут проявлять инициативу и самостоятельно реализовать собственные замыслы;
  • научатся по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её необходимо выполнять;
  • будут способны создавать устойчивые постройки;
  • научатся создавать в процессе конструирования сюжетные композиции;
  • научатся презентовать свои поделки, описывать их, толерантно оценивать поделки сверстников.

1.4 Принципы реализации Программы

  • Принцип гуманизма.

Каждый̆ ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.

  • Принцип интеграции.

Комплексный̆ и системный̆ подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной̆ культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

  • Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.

Индивидуальный̆ подход к детям с учетом возможностей̆, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный̆ подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

  • Принцип учета возрастных особенностей̆.

Содержание и методы воспитательной̆ работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

  • Принцип совместной̆ деятельности ребенка и взрослого.

Значимость совместной̆ деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

  • Принципы безопасной̆ жизнедеятельности.

Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.

  • Принципы инклюзивного образования.

Организация образовательного процесса, при которой̆ все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей̆, включены в общую систему образования.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с конструкторами, с техникой безопасности при работе с разными видами конструкторов на занятии.

1

1

0

Опрос

2

Конструирование объемных поделок из LEGO.

8

4

4

Выставка

3

Конструирование из металлического конструктора.

6

3

3

Выставка

4

Конструирование из магнитного конструктора.

7

3,5

3,5

Выставка

5

Конструирование из болтового конструктора.

3

1,5

1,5

Выставка

6

Конструирование из блочного конструктора.

4

2

2

Выставка

7

Конструирование из деревянного конструктора.

6

3

3

Выставка

8

Итоговое занятие.

1

0

1

Выставка

Итого:

36

18

18

2.2 Перспективное планирование работы с детьми

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

1

Сентябрь

«В мире различных деталек»

Познакомить детей с темой программы. Создать мотивацию на участие в занятиях. Заинтересовать процессом конструирования. Показать варианты готовых поделок из разных конструкторов.

2

Сентябрь

«Моя лошадка»

Создать представление о конструкторе «Лего» и способах работы с ним. Формировать умение детей конструировать лошадь по образцу воспитателя, анализировать и следовать ему.  Развивать конструктивное творчество. Сопровождать техническое творчество художественным словом.

3

Сентябрь

«Осенний лес»

Тренировать у детей умение располагать детали конструктора в различных направлениях, на разных плоскостях. Закреплять навыки командной работы.

4

Сентябрь

«Роботомания»

Тренировать умение детей работать со схемой. Формировать умение детей соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения. Закреплять умение описывать готовую поделку.

5

Октябрь

«Флот из конструктора»

Формировать умение детей конструировать корабль по образцу воспитателя, анализировать и следовать ему.  Развивать конструктивное творчество. Закреплять  навыки командной работы.

6

Октябрь

«Жираф – жирафыч»

Продолжать формировать умение детей конструировать по образцу, выделять в нём функциональные части.

7

Октябрь

«Птичий рынок»

Закрепить навыки работы со схемой. Развивать мелкую моторику рук. Расширить словарный запас дошкольников по теме «Птицы». Тренировать навыки командной работы.

8

Октябрь

«Самолёт мы строим сами»

Отработать навыки работы со схемой. Продолжать формировать умение  воспитанников подбирать адекватные приёмы соединения конструктора. Сопровождать техническое творчество художественным словом.

9

Ноябрь

«Используй фантазию»

Формировать умение  дошкольников конструировать по замыслу, тренировать творческие навыки детей. Закреплять умение описывать готовую поделку.

10

Ноябрь

«Мебель для кукольного домика»

Познакомить воспитанников с металлическим конструктором. Закрепить навыки соединения металлических деталей. Расширить словарный запас воспитанников по теме «Мебель».

11

Ноябрь

«Кровать для мышонка»

Продолжать формировать умение воспитанников конструировать мебель из металлического конструктора по схеме. Сопровождать техническое творчество детей художественным словом.

12

Ноябрь

«Грузовой автомобиль»

Продолжать развивать навыки мелкой моторики у детей посредством конструирования из металлического конструктора. Продолжать тренировать навыки детей по работе со схемой.

13

Декабрь

«Тележка»

Формировать умение детей  конструировать из заданного набора деталей. Тренировать навыки работы с ключом. Развивать мелкую моторику рук.

14

Декабрь

«Такие разные машины»

Тренировать у детей навыки плоскостного моделирования. Формировать умение  детей самостоятельно подбирать детали для поделки. Закрепить навыки планирования рабочего времени. Отработать навыки конструирования по замыслу.

15

Декабрь

«В мире моих фантазий»

Тренировать умение конструировать по замыслу. Развивать фантазию воспитанников. Формировать умение детей комментировать готовую поделку, представлять её.

16

Декабрь

«Новогодний терем»

Познакомить воспитанников с деревянным конструктором и способами работы с ним. Формировать умение детей сооружать высокие постройки с перекрытиями. Тренировать навыки работы по образцу. Формировать умение детей определять,  из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять.

17

Январь

«Ёлочка - краса»

 Познакомить воспитанников с магнитным конструктором. Формировать умение дошкольников конструировать по схеме. Закрепить знания детей о свойствах магнитов.

18

Январь

«Гараж для машины»

Формировать умение дошкольников конструировать знакомые сооружения по условию,  преобразовывать поделку в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции.

19

Январь

«Автобус для туристов»

Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец. Тренировать навыки мелкой моторики, координацию движений.

20

Январь

«Замок для принцессы»

Продолжать тренировать навыки детей по конструированию из деревянного конструктора. Формировать умение детей создавать устойчивые постройки. Закрепить навыки конструирования сообща.

21

Февраль

«Мост через речку»

Формировать умение детей  собирать мост из деталей. Тренировать у детей умение соотносить свои постройки с имеющимся образцом. Развивать мелкую моторику рук и воображение. Формировать умение воспитанников создавать устойчивые конструкции.

22

Февраль

«Посетим зоопарк»

Формировать умение воспитанников собирать простые модели животных по памяти из деревянных блоков. Упражнять воспитанников в совместном конструировании.

23

Февраль

«Парк аттракционов»

Тренировать навыки конструирования из магнитного конструктора. Совершенствовать навыки работы со схемой. Формировать умение воспитанников создавать композицию из нескольких построек в процессе технического творчества.

24

Февраль

«В мире магнитных фигур»

Повторить названия геометрических фигур. Формировать умение детей сортировать детали конструктора по цвету, размеру и форме. Тренировать навыки конструирования из заданного набора деталей.

25

Март

«Слонёнок и мама Слониха»

Познакомить детей с особенностями работы с блочным конструктором. Тренировать у воспитанников умение располагать детали конструктора в различных направлениях, на разных плоскостях.

26

Март

«Посетим страну Динозаврию»

Тренировать навыки конструирования из блочного конструктора по схеме. Формировать умение воспитанников включать свою поделку в общую коллективную композицию. Тренировать навыки мелкой моторики рук.

27

Март

«Детская площадка для Чебурашки»

Тренировать навыки конструирования из блочного конструктора по замыслу. Продолжать формировать умение детей создавать устойчивые поделки. Развивать композиционные навыки.

28

Март

«Вертолёт»

Познакомить воспитанников с болтовым конструктором и способами крепления деталей в нём. Тренировать навыки конструирования по готовому образцу. Развивать мелкую моторику рук.

29

Апрель

«Луноходы»

Совершенствовать навыки конструирования при помощи болтового конструктора. Развивать глазомер. Расширить знания воспитанников о космической технике.

30

Апрель

«Космическая техника»

Закрепить навыки конструирования из магнитного конструктора. Продолжать формировать умение детей самостоятельно работать со схемой. Тренировать навыки счёта.

31

Апрель

«Гоночная машина»

Продолжать формировать умение детей качественно соединять детали болтового конструктора. Формировать умение детей  создавать поделки из него по схеме.

32

Апрель

«Экскаватор»

Закрепить навыки конструирования из болтового конструктора по готовому образцу. Формировать умение  воспитанников самостоятельно отбирать необходимые детали, крепко их соединять.

33

Май

«Бабочки – красавицы»

Упражнять детей конструировать по замыслу из магнитного конструктора. Тренировать умение толерантно оценивать творческие работы других детей.

34

Май

«Магнитное волшебство»

Закрепить полученные навыки по конструированию магнитным конструктором. Формировать умение  дошкольников заранее планировать содержание будущей постройки. Развивать инициативу и самостоятельность.

35

Май

«Цветочная поляна»

Тренировать навыки конструирования из магнитного конструктора. Формировать умение детей создавать гармоничную композицию из построек. Закрепить у воспитанников умение составлять рассказ о готовой поделке.

36

Май

«Моя задумка»

Закреплять навыки конструирования по замыслу. Тренировать умение создавать устойчивые поделки. Отработать умение толерантно комментировать работы других воспитанников.

2.3 Взаимодействие с родителями

Помимо планирования систематической работы с воспитанниками, Программа предполагает тесное сотрудничество с их семьями. При этом предполагается использование следующих форм работы:

  • индивидуальные и групповые консультации;
  • анкетирование;
  • организация тематических практикумов;
  • ознакомление с данными о результативности работы.

Перспективное планирование по работе с родителями

Содержание деятельности

Срок

Анкетирование родителей по теме: «Ребёнок и техническое творчество».

Сентябрь

Анализ и обсуждение результатов анкетирования с родителями и законными представителями на индивидуальных консультациях.

Октябрь

Консультация  «Польза конструирования для детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

Мастер-класс: «Легомир».

Декабрь

Памятка: «Подготовка к занятию по конструированию в домашних условиях».

Январь

Конкурс творческих работ с участием детей и родителей: «Конструируем из бросового материала».

Февраль

Папка-передвижка: «Создай своими руками. Простые схемы для конструирования».

Март

Консультация: «Варианты конструкторов для детей старшего дошкольного возраста».

Апрель

Выставка достижений детей.

Май

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Описание образовательной деятельности Программы

Настоящая Программа дополнительного образования предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность организованной образовательной деятельности составляет 25 мин, что соответствует возрастным нормативам, определенным ФГОС ДО.  Общее количество занятий в год – 36.

Планирование работы объединения строится с учетом следующих факторов:

-  создание положительной мотивации на выполнение заданий;

-  реализация индивидуального подхода к каждому воспитаннику;

- подача материала в игровой форме;

- интегративное сочетание разных видов деятельности.

Программа предполагает групповую форму организации занятий. Учитывая возрастные особенности детей 5–6 лет, занятия предполагают широкое применение игровых образовательных технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий реализуется в обязательном применении динамических пауз, малоподвижных игр, применяемых для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки.

Применение описанных технологий позволяет удержать внимание детей, активизировать их деятельность и сделать результат эффективнее.

3.2 Методы и приемы реализации Программы

Программа предполагает использование следующих форм организаций занятий:

  • беседы;
  • тематические занятия;
  • моделирование ситуаций;
  • игры;
  • выставки.

Методы для проведения занятий:

Наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, демонстрация мультфильмов.

Словесные: беседа, рассказ, использование словесного художественного образа, постановка и решение вопросов проблемного характера.

Практические: непосредственно создание построек, трудовые поручения, действия.

Игровые: дидактическая игра, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации.

3.3 Структура занятий

Каждое занятие имеет определенную структуру, отвечающую требованиям ФГОС ДО.

I. Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей).

II. Основная часть:

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
  3. Введение в новую тему:
  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления изделия;
  • самостоятельное изготовление детьми изделия;

III. Заключительная часть, рефлексия.

Анализ работ воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

3.4 Материально-техническое обеспечение Программы

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в группе создаёт возможность для успешного усвоения материала, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

Материально-технические условия реализации Программы:

  • соответствуют требованиям, установленным ФГОС (полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность);
  • соответствуют санитарно-эпидемиологическими правилам и нормативам;
  • соответствуют правилами пожарной безопасности;
  • соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;
  • соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей.

Наполнение РППС

  • конструкторы: LEGO, магнитный конструктор, металлический конструктор, деревянный конструктор, блочный конструктор, болтовой конструктор;
  • платы разного размера;
  • схемы построек;
  • музыкальная колонка.

3.5 Способы контроля усвоения Программы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:

 - сентябрь: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на начало освоения курса.  

- май: выявление уровня знаний и практических умений у воспитанников на конец освоения курса.  

Критерии освоения Программы:

Высокий уровень – точно называет все изученные в рамках программы виды конструкторов, знает разные способы крепления деталей, создаёт устойчивые конструкции. По образцу способен определить из каких деталей состоит поделка, как их нужно соединить. Способен располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами. Задания выполняет в заданное время, самостоятельно, качественно, творчески. Знания прочны и устойчивы. Формулирует выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

Средний уровень – обладает достаточно полными знаниями о конструкторах, изученных в рамках программы. Обладает навыками соединения различных деталей. Обладает композиционными навыками. Хорошо развиты навыки командной работы. Анализирует и устанавливает связи. Толерантно комментирует работы других детей группы. Отвечает правильно, но односложно. Задания выполняет в заданное время, но при выполнении текущих операций допускает некоторые ошибки. Способен исправить ошибки самостоятельно или с помощью наводящих вопросов.

Низкий уровень – обладает определенными знаниями об изученных в рамках программы конструкторах. Задания выполняет, превышая заданное время. Отвечает неверно, затрудняясь с объяснением ответа. Ошибки исправляет с помощью педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куцакова Л. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада / Л. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019.

2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду / Е.В. Фешина. - М.: ТЦ Сфера, 2017.

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в средней группе На тему: «Мы юные конструкторы ракет».

Учиться сдавать и вырезать ракеты рациональным способом. Развивать комбинаторские способности....

Конструировние. Юные конструкторы

Представлена работа детей с использованием математических наборов и коструктора Лего....

Рабочая программа по конструированию «Юный конструктор»

          Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этом в...

Проект "Юные конструкторы"

Цель проекта: Создание условий для развития конструктивного мышления детей в игре с разными видами конструктора....

Юные конструкторы.

Мы сидели, размышляли и конструкцию создали....