Дидактическая игра -как средство развития речи ребенка".
консультация (старшая группа)
Создание условий для полноценного развития речиииии детей с помощью дидактических игр предусматривается наличие необходимой развивающей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.81 КБ | |
| 11.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра развивает язык, а язык организует игру.
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми,тем шире его возможность в познании окружающей действительности и активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Работая в группе комбинированной направленности для детей старшего возраста, я столкнулась со следующими проблемами в развитии речи дошкольников: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог. Поэтому решила начать работать в этом направлении.
Взяв за основу мнения выдающихся педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
Изучив теоретические источники, я определила цель свой деятельности:
создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.
Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;
выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;
проведение диагностики речевого развития дошкольников;
анализ и коррекция формирования речи дошкольников.
Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха. Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.
Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.
Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:
а) дети должны четко понять, что от них требуется.
Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.
б) показать свою заинтересованность.
И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
в) поощрять ребенка.
Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
г) игра должна быть в радость.
Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если они ссорятся из-за выбора дидактической игры, то можно найти компромисс. Например, предложить поиграть ровно пять минут в первую игру, потом столько же во вторую.
Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.
Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Подбор игр по развитию речи разнообразный: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки», «Картинки - половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие.
Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например: «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».
Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.
Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.
Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.
Для детей старшего возраста подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.
Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.
Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т. д.
Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
Дидактические игры не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития ребенка, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система воспитания и обучения в детском саду.
Предварительный просмотр:
Игра развивает язык, а язык организует игру.
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми,тем шире его возможность в познании окружающей действительности и активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Работая в группе комбинированной направленности для детей старшего возраста, я столкнулась со следующими проблемами в развитии речи дошкольников: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог. Поэтому решила начать работать в этом направлении.
Взяв за основу мнения выдающихся педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.
Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
Изучив теоретические источники, я определила цель свой деятельности:
создание образовательной развивающей среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактическую игру.
Следуя цели, я поставила перед собой задачи:
определение особенностей формирования и развития речи дошкольников с помощью дидактической игры;
выявление возможности способствовать развитию речи через дидактическую игру;
проведение диагностики речевого развития дошкольников;
анализ и коррекция формирования речи дошкольников.
Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно -развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха. Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.
Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.
Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:
а) дети должны четко понять, что от них требуется.
Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.
б) показать свою заинтересованность.
И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
в) поощрять ребенка.
Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
г) игра должна быть в радость.
Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если они ссорятся из-за выбора дидактической игры, то можно найти компромисс. Например, предложить поиграть ровно пять минут в первую игру, потом столько же во вторую.
Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.
Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Подбор игр по развитию речи разнообразный: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки», «Картинки - половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие.
Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например: «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».
Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово.
Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.
Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.
Для детей старшего возраста подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Особое внимание обращаю на тех детей, речевая активность которых проявляется очень слабо. Для этого провожу с ними индивидуальную работу, стараясь, чтобы дети чувствовали себя комфортней и свободней в любой обстановке.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.
Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.
Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т. д.
Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».
Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.
Дидактические игры не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития ребенка, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система воспитания и обучения в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста
Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"
Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...
«Дидактическая игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус!...
Консультация для родителей: «Дидактическая игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»
Речь ребенка - это показатель его развития. Хорошая речь - важнейшие условие всестороннего полноценного разваития детей, это залог успешного обучение детей в школе. Развитие речи у детей младшего дошк...
