Рисование лошадки
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.
Программные задачи:
Образовательные: знакомить с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
Развивающие: развивать и обогащать речь: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
- развивать познавательный интерес к миру народного творчества.
Оздоровительные: следить за использованием материалов и длительностью самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; - привитие любви и гордости к людям своей страны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка ННОД к программе дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Русские узоры»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней группы по теме «Дымковская игрушка»
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Центр познавательного и игрового развития.
Вид занятия: интегрированное занятие
Формы образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения.
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.
Программные задачи:
Образовательные: знакомить с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
Развивающие: развивать и обогащать речь: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
- развивать познавательный интерес к миру народного творчества.
Оздоровительные: следить за использованием материалов и длительностью самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; - привитие любви и гордости к людям своей страны.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, образец поделки.
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Пробуждение познавательного интереса к творчеству народных умельцев. | Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга «Подадим друг другу руку». Это дружеское пожатие говорит нам о том, что надо дружить и понимать друг друга. Воспитатель -Ребята. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) -Что вы можете рассказать о России, какая она? (Ответы детей) Воспитатель дополняет ответы детей: А еще богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. | Коммуникативное: общение с ровесниками и воспитателем | Пальчиковые игры с чтением стихотворения Фольклор | Двигательные Демонстраци-онные | Знакомство с новыми правилами этикета |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Развивать интерес к творчеству народных умельцев | Воспитатель: Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими) | Познавательная Речевая | Презентация «Дымковская игрушка» | Показ слайдов | Появляется большой интерес к дымковским игрушкам |
Закрепить представления детей о специфике работы мастеров – народных умельцев | - Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. - Давайте познакомимся с цветами. Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный. Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. - Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки? Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг? - солнце - А что могла означать волнистая линия? - воду. - А что же могла означать клетка? (поле) - А как одним словом можно сказать про цвета, краски? (яркие, нарядные, веселые, праздничные). - Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков. | Познавательная Эстетическая Коммуникатив-ная Речевая | Рассказ Беседа | Наглядные показ слайдов, иллюстраций | Проявляют способность самостоятельно делать выводы на основе рассказа педагога |
Создать условия для художественно-эстетического восприятия игрушек | - Давайте рассмотрим дымковские игрушки (барышня, лошадка, петух). - А давайте ребята поиграем с вами в одну игру! Игра называется «У Маланьи у старушки». У Маланьи у старухи Жили в маленькой избушке Семь сыновей-все без бровей. С такими глазами, с такими ушами, С такими носами, с такими усами, С такой головой, с такой бородой. Ничего не ели, на неё глядели. Делали вот так. Как? (По считалке выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга). Все остальные ходят и поют. На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают огромные глаза», «длинный нос». После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое – нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на своё место. | Эстетическая Познавательная Игровая | Наблюдение Обмен мнением Игра | Демонстраци-онные Таблица иллюстрации | Осознанно воспринимают значимость работы мастеров, их специфику выбора цвета |
Развивать творческие способности детей средства изобразительной деятельности | - Я предлагаю вам сесть за столики на свои места, и раскрасить подготовленные образцы дымковских игрушек: мальчики раскрасят дымковскую лошадку, а девочки - барышню. | Изобразитель-ная | Рисование | Перспективные дидактические | Воспитывать умение понимать обучающую задачу и выполнять её самостоятельно |
Заключительная часть (рефлексивный, оценочный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Способствовать развитию интереса к народным праздникам | - Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку. А теперь давайте мы тоже отнесём эти прекрасные рисунки на ярмарку. Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние! Приходи, скорей народ! Разевай по шире рот, Добрым людям здесь почет, Всех нас ярмарка зовет. Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей) Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник. | Коммуникативная (ситуативно-деловое общение) | Беседа Диалоговое общение | Традиционные: картинки | Осознают значимость народных праздников, приводят примеры из собственного опыта о проведении современных ярмарок |
Развивать навыки самостоятельной деятельности | - Предлагаю вам оформить выставку творческих работ. Родители вечером обязательно посмотрят ваши рисунки и порадуются успехам. Вопросы к детям: Понравилась ли вам дымковская игрушка? Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему? Для чего нужны дымковские игрушки? Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно? | Коммуникативная Изобразительная | Рисунки Беседа | Традиционные | Позитивно общаются |
1. Барышня Дымковские барышни прекрасны, Узоры на юбках разнообразны Полосы, волны, овалы, круги и точки- Словно волшебные строчки Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают. | 2. Лошадка. Я лошадка серый бок Я копытцем постучу, Если хочешь - прокачу! Посмотри, как я красива Хороши, и хвост, и грива | 3. Петушок. Дымковский я петушок, Пышный хвост и гребешок. Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки. |
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по теме «Хоровод русской Матрешки»
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Центр познавательного и игрового развития.
Вид занятия: интегрированное занятие
Формы образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения.
Цель: формирование у детей способности воспринимать и понимать декоративно-прикладное искусство русского народа, расширение знаний о матрёшке.
Программные задачи:
Образовательные: приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;
- познакомить с семеновской матрешкой;
- закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие и воображение;
- формировать творческие и креативные способности детей.
Оздоровительные: следить за осанкой детей во время работы.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснение, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.
Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Развивать познавательный интерес к игровой ситуации | Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки… - Здравствуйте, дети, здравствуйте! Дивное диво я нынче принесла Диво чудесное, расписное, А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку) Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша….( русская матрешка) | Познавательная | Загадка | Музыкальные Словесные: загадки по теме | Сформирована мотивация к познанию мира прекрасного |
Поставить проблемную задачу и предложить найти пути её решения. | Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? | Игровая | музыкальная игра | Музыкальные инструменты | Обладают элементарными представлениями о музыкальных инструментах |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Актуализация имеющихся знаний и умений. | Оказывается, ей уже более 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки. Из чего делают матрешку? (из дерева) Из какого дерева? (березы, елки, липы) Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют. | Познавательная, эстетическая | Презентация видов матрешек | Демонстраци-онные: показ слайдов | Приобретают элементарные представления о видах матрешек |
Совершенствова-ние познаватель-ных навыков: наблюдение, выдвижение гипотез, обоснование, проверка своих предположений | - Что сначала делает мастер? - Подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку. - Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше? - Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку. - Что делает, когда расписал матрешку? - Покрывает ее лаком для прочности. - Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская) - Какие цвета в росписи используют художники? - Красный, синий, зеленый. - Как расписан фартук у Матрешки? - Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук. - Как расписан платочек? - Края украшены цепочкой из бутонов и листьев. - Как вы думаете, какой может быть Матрешка? - Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной. - Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка? Хотели бы вы ее расписать? (получает согласие детей | Коммуникатив-ная Речевая | Беседа Моделирование диалогов Презентация семеновской матрешки | Демонстраци-онные Визуальные Показ слайдов и иллюстраций | Осознают значимость подбора цветов для расписывания матрешки. Познают сложность работы мастеров-умельцев |
Создать условия для самостоятельного декоративно-прикладного творчества | - Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку? Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками. Физминутка. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. (Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек) Мастера, скорей за дело. Украшай матрешек смело. Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор. | Художественно-эстетическая деятельность Изобразительная | Пальчиковые игры Музыка Украшение матрешки | Демонстраци-онные Показ Слушание музыки Рисование по образцу | Показывают знания из области изобразительного искусства Приобретают практические навыки развития мелкой моторики рук Появляется способность к созданию творческого продукта |
Заключительная часть (рефлексивный, оценочный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Подведение итогов творческой работы. Формировать позитивное настроение к занятиям. | Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи. Нынче праздник в нашем доме, Гости бьют в ладошки. Продолжается знакомство Где же вы, матрешки? (Под музыку выбегают Матрешки) Эй, Матрешки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! (Дети поют частушки под русскую народную мелодию) Вывод: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. | Музыкально-игровая | Игра Пение частушек | Игровое взаимодей-ствие | Определено эмоциональное состояние детей после проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству |
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по теме «Русская Матрешка»
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: Центр познавательного и художественно-эстетического развития.
Вид занятия: интегрированное занятие
Формы образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек.
Развивающие: развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Оборудование: Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, заготовка матрёшки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Развивать познавательный интерес к народным игрушкам | - Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся. Рано солнышко встаёт И спешит скорей в обход. Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: Подъём! На занятие пойдём? - Дети: Да! - Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку: Она на вид одна, большая, Но в ней сестра сидит вторая, А третью - во второй найдёшь. Их друг за дружкой, разбирая, До самой маленькой дойдёшь. Внутри их всех - малютка, крошка. Всё вместе - сувенир …(Матрёшка) - Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? Слайд № 1. (ответы детей) | Познавательная Эстетическая | Загадка Презентация | Словесные: загадки по теме Демонстраци-онные показ слайда | Сформирована мотивация к познанию нового материала |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Актуализация имеющихся знаний и умений. | - В Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Слайд № 2. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства. Слайд № 3. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 4. Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. Слайд № 5. После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку. Слайды № 6-9. Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. Слайд № 10. | Познавательная, эстетическая | Презентация видов матрешек | Демонстраци-онные: показ слайдов | Приобретают элементарные представления о видах матрешек |
Вовлечение детей в игровую, в речевую, а затем творческую деятельность посредством декоративно-прикладного искусства Создать условия для самостоятельного декоративно-прикладного творчества | Физкультминутка: Хлопают в ладошки Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд). Топают матрёшки. (Топают ногами). Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) - Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы? - Дети: ответы детей. - Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки. Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. Слайд № 11. - Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке? - Дети: шиповник, яблоко. - Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 12. Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Слайд № 14. - К нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё? - Дети: Мы можем её украсить. - Верно. Я предлагаю вам, используя цветную бумагу, ножницы и клей, сделать свою Полхов-Майдановскую матрёшку. - Для начала давайте вспомним технику безопасности. (обращение к таблице) - Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. «Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок) Разноцветные одежки: Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно) Мила - три, четыре - Маша, Маргарита - это пять. Нас не трудно сосчитать! - А теперь будем украшать нашу матрёшку. Берём шаблон сарафана, помещаем на бумагу жёлтого цвета, обводим его хорошо заточенным карандашом. Шаблон плотно должен быть прижат к бумаге левой рукой. Затем берём шаблон платка, помещаем его на бумагу красного цвета, обводим. Шаблон помещаем на бумагу зелёного цвета, сложенную в два раза, чтобы получилось 4 листочка. А сейчас начинаем вырезать. Вырезая, нужно быть особенно внимательным, не отвлекаться, следить, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвие ножниц. Итак, все детали для аппликации у нас готовы. Все обрезки убрали в сторону. Положим лист бумаги с контуром матрёшки перед собой. Что сначала мы надеваем на неё? Платье или платок? - Дети: Ответы. - Сначала берём сарафан, намазываем клеем от центра к краю. Клея на кисточку берём немного. Осторожно накладываем на матрёшку и притираем с помощью салфетки. Берём платок, намазываем клеем, приклеиваем. А теперь будем украшать сарафан. Берём цветок и приклеиваем в центре сарафана. Листочки размещаем с боков от цветка. | Двигательная Речевая Изобразительная Эстетическая Двигательная Игровая | Беседа Моделирование диалогов Презентация Полхов-Майданской матрешки Беседа Презентация Семеновской и Вятской матрешек Самостоятель-ная работа Игра | Демонстраци-онные Визуальные Показ слайдов и иллюстраций Иллюстрация Показ сладов Аппликация матрешки Пальчиковые игры | Осознают значимость подбора цветов для расписывания матрешки. Познают сложность работы мастеров-умельцев |
Заключительная часть (рефлексивный, оценочный этап)
Образовательные задачи | Содержание ННОД | Образовательная область, как вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемые результаты |
Подведение итогов изобразительной деятельности. | - Все ли закончили работу? Если все закончили, давайте расскажите нам, как вы оформляли свою матрёшку? - Дети: Рассказывают, как они оформляли матрёшку. - Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. - Ответы. - В конце занятия я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать свою собственную матрёшку. Затем мы сделаем выставку ваших работ. | Коммуникатив-ная | Беседа с использованием наглядности | Демонстраци-онные Визуальные | Определено эмоциональное состояние детей после проведения занятия по декоративно-прикладному творчеству |
Проект для старшей группы «Город мастеров»
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать расширению и обогащению представления детей о разных видах народных промыслов: гжель, хохлома, городецкая роспись, жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, семёновская матрёшка.
2. Развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа посредством чтения художественной литературы и народных игр.
3. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказывании.
4. Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.
Формы организации образовательного процесса: совместная деятельность воспитателя и детей проводится два раза в неделю, утром или во второй половине дня с подгруппой детей и индивидуально.
Методы проекта:
- интерактивные словесные (беседа на основе модели трех вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали?»); совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребенка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности;
- активные наглядные (наблюдение и обследование предметов декоративно-прикладного искусства на «Полочке красоты» в группе, при посещении «Русской избы», рассматривание репродукций картин, иллюстраций в детских книгах с поиском ответов на проблемные вопросы; показ способов изображения и способов действий);
- практические игровые (игровые проблемные ситуации, упражнения, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом).
Проект по развитию у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности реализовывался в три этапа:
I Этап. Подготовительный. II Этап. Основной (практический). III Этап. Заключительный.
Ожидаемый результат:
-развитие эстетического восприятия, воспитание умения видеть и ценить прекрасное в результатах труда человека;
-создание благоприятных условий для проявления познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста, практических изобразительных и трудовых навыков в продуктивной деятельности;
-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
-обогащение предметно развивающей среды, создание мини-музея «Деревянная игрушка».
Продукт проекта: участие в досуге фольклорного праздника «Народные промыслы на веселой ярмарке»
Вид проекта: средней продолжительности, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности творческой художественно-эстетической деятельности детей с участием семей воспитанников.
Содержание работы | Сроки |
1 этап подготовительный | декабрь |
- постановка целей и задач; - создание необходимых условий для реализации проекта (подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий по теме) - проведение бесед; чтение художественной литературы; проведение консультаций для родителей; изготовление дидактических игр; подбор атрибутов для подвижных игр - консультации для родителей: «Значение декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка»; -анкета по взаимодействию родителей и педагогов. | |
2 этап-практический | Декабрь-февраль |
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний. - разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме. - беседы с детьми «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Жостовские подносы», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка». - рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала «Художники иллюстраторы детских книг» и «Картины известных русских художников»; - рассматривание мини-экспозиций на «Полочке красоты». - просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Сине-голубое чудо – Гжель», «Жостовская роспись» - дидактические игры: «Развивающая головоломка»; «Юный художник» (штампики); «Русский сувенир», «Разрезные картинки»; «Собери матрёшку». - чтение художественной литературы: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», Афоньшин С. В. «Городецкий пряник», «Сказ про Семена – ложкаря», Дьяконов Л. «Олень - золотые рога», Алмазов Б. «Деревянное царство», Каменева Е. «Волшебная глина», Л. Яхнин «Веселое слово Хохлома», Уварова И. «Глина, вода и огонь», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», Петр Синявский «Хохлома», «Гжель», «Жостовские кисти», В. Набоков «Хохлома», Елена Никонова «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома», Ольга Волкова «Золотая хохлома», Лариса Васильева «Жостовский поднос». - чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах - прослушивание русских народных песен «Гжель, гжель», «Хохлома», «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!». - заучивание стихотворения «Иван Иваныч Самовар». - ПИД «Глина и ее свойства». - викторина «Народные промыслы». - совместное изготовление детьми с родителями дидактических игр по теме. - выставка детских рисунков «Чудо росписи», «Весёлые картинки». - пластилинография «Жостовские подносы». Лепка «Филимоновская уточка», «Дымковские игрушки». - рисование «Филимоновские петушок и курочка», «Как у чуда индюка все расписаны бока» (городецкая роспись), Иван Иваныч самовар» (расписать самовар в любой технике), украшение посуды по мотивам гжельской росписи, украшение игрушек элементами дымковской росписи, узор на посуде (хохломская роспись). - аппликация «Посуда Гжель», Рисование «Золотая Хохлома», «Жостовские подносы», - раскрашивание «Дымковская барыня». - подвижные игры: «Ручеек», «Золотые ворота», «У Миланьи, у старушки», «Горелки», «Заря-Зарница». - хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай». - физкультминутки: «Сеточки Гжели», «Мастера». - пальчиковые игры «Перчатка», «Дом на горе», «Наши пальцы», - Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай». - Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных промыслов», «К нам гости пришли»- «Живые куклы». | |
3 этап заключительный | Февраль |
- обобщение результатов работы; - закрепление полученных знаний; - презентация проекта «Город мастеров»; - представление семейных работ «Павлопосадские платки», «Жостовские подносы», «Чайный сервиз. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские игрушки», «Весёлые матрёшки». - проведение фольклорного праздника «Народные промыслы на веселой ярмарке» |
Достижения ожидаемых результатов: Результаты – эффекты: Что мы узнали?
Дети расширили и обогатили свои представления о разных видах народного декоративно-прикладного искусства и умение отличать их друг от друга. У детей повысился интерес к народным промыслам, народным традициям и культуре русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию "Лошадка"
Занятие с использованием инновационной методики (Рисование пальчиками)....
Методическая разработка по рисованию "Лошадка"
Программное содержание:1) Учить расписывать силуэт лошадки, используя элементы дымковской росписи,отмечая их характерные особенности;закреплять приёмы росписи кистью;2) Воспитывать интерес к творчеств...

Конспект ООД для группы раннего возраста по рисованию "Лошадка"
Конспект ООД для группы раннего возраста по рисованию "Лошадка" (для детей 2-3 лет)Рисование ватными палочками (или пальчиками)....

Технологическая карта ООД (Занятия)Художественно-эстетическое развитие Рисование"Лошадка"
Цель: формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельностиЗадачи:Образовательные: знакомить детей с образцами декоративно – прикладного творчества, дать представления о дымковской иг...
НОД по изобразительной деятельности (рисование) «Лошадка» в группе раннего возраста.
Рисование ватными палочками один из нетрадиционных способов рисования. Этот необычный способ рисования очень нравится детям. Ведь ватной палочкой управлять легче, чем кисточко...
Рисование "Лошадка"
Рисование "Лошадка"...

Конспект занятия в ясельной группе по рисованию «Лошадка».
Данное занятие поможет научить детей делать опечатки ладошками и дорисовывать невидимые детали. Развивать воображение. Побуждать интерес к рисованию....