Консультация для родителей «Лексическое развитие дошкольника»
консультация (подготовительная группа)

В данном материале раскрываеется важность уровня сформированности словаря, влияние на последующее обучение будущего школьника, даны практические рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ручеёк»

Консультация для родителей

«Лексическое развитие дошкольника»

Учитель-логопед

Протасевич Оксана Александровна


Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от уровня готовности к обучению зависит его дальнейшая школьная жизнь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

  1. словарь ограничен в количестве.
  2. имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа).

Рекомендации по развитию словаря дошкольника

Работать над развитием словаря следует проводить по нескольким направлениям:

  • обогащать словарь новыми словами (названиями предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнять значения слов (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизировать словарь (не просто запомнить новые слова, но и свободно ими пользоваться);
  • устранять из речи детей диалектные, просторечные, жаргонные слова.

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.). Рассматривайте и описывайте картины, картинки, игрушки и  предметы;

  • после просмотра фильмов обсуждайте впечатления;
  • читайте художественные произведения.

Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Следует помнить, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи, тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Аномальное развитие дошкольника"

Варианты аномального развитияУмственная отсталость, проявляющаяся в виде остаточных клинических форм интеллектуального недоразвития (олигофрения) и текущих, обусловленных прогрессирующими заболеваниям...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольников"

Все родители мечтают о том, чтобы их подрастающее чадо было успешным в общении со сверстниками. Ведь именно через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личност...

Консультация для родителей "Интеллектуальное развитие дошкольников"

Консультация для родителей о способах развития интеллекта у ребёнка в семье....