Консультация для педагогов«Говорящий пол» и «говорящая стена»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ратенкова Людмила Викторовна

1. Что это такое?

· «Говорящий пол» — это организация пространства на полу с помощью разметки, изображений, следов, лабиринтов, игровых полей и т.д., которая «сообщает» ребенку, что здесь можно или нужно делать. Пол становится интерактивным элементом обучения.
· «Говорящая стена» — это тематически оформленная поверхность стены, которая содержит информацию, задания, опорные схемы, картинки, кармашки с материалами. Это не статичный плакат, а динамичный центр активности.

Ключевой принцип: И пол, и стена не просто «наглядность», а интерактивный элемент, с которым ребенок взаимодействует: выполняет действия, решает задачи, перемещает детали.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отличная и очень актуальная тема! «Говорящий пол» и «говорящая стена» — это не просто украшения, а мощные инструменты визуальной поддержки и развивающей среды. Давайте разберем, что это такое, зачем нужно и как их эффективно использовать.

1. Что это такое?

· «Говорящий пол» — это организация пространства на полу с помощью разметки, изображений, следов, лабиринтов, игровых полей и т.д., которая «сообщает» ребенку, что здесь можно или нужно делать. Пол становится интерактивным элементом обучения.
· «Говорящая стена» — это тематически оформленная поверхность стены, которая содержит информацию, задания, опорные схемы, картинки, кармашки с материалами. Это не статичный плакат, а динамичный центр активности.

Ключевой принцип: И пол, и стена не просто «наглядность», а интерактивный элемент, с которым ребенок взаимодействует: выполняет действия, решает задачи, перемещает детали.

2. Дидактические цели и задачи

Для «Говорящего пола»:

· Организация пространства: Зонирование группы (игровая зона, зона отдыха, учебная).
· Развитие крупной моторики: Прыжки, равновесие, ходьба по линиям.
· Сенсорное развитие: Тактильные дорожки, разные поверхности.
· Формирование математических представлений: Счет, геометрические фигуры, лабиринты, координатная сетка.
· Развитие речи и когнитивных навыков: Классификация (например, «рассели животных по домикам»), сюжетные игры.
· Регуляция поведения: «Стоп-линии», круги для ожидания своей очереди, следы, указывающие направление движения.

Для «Говорящей стены»:

· Активизация словаря и развитие речи: Тематические подборки слов, алгоритмы составления рассказов, мнемотаблицы.
· Поддержка проектной деятельности: Фиксация этапов проекта, «стена вопросов», размещение детских работ.
· Развитие логического мышления: Причинно-следственные цепочки, схемы, классификации.
· Обучение грамоте: «Буквенный лес», слоговые домики, кармашки со словами.
· Эмоциональное развитие: «Уголок настроения», пиктограммы эмоций.
· Воспитание самостоятельности: Алгоритмы одевания, умывания, дежурства.

3. Практические идеи и примеры для педагогов

«Говорящий пол»:

1. «Тактильная дорожка»: Различные материалы (ковролин, резиновые коврики с пупырышками, гладкий линолеум, мешковина). Задача: пройти босиком, развивая сенсорику.
2. «Классики» (обновленные):
· Математические: с цифрами и примерами.
· Буквенные: с буквами и слогами.
· Цветные: для закрепления названий цветов и оттенков.
· Тематические: «Планеты солнечной системы», «Цикл развития бабочки».
3. «Лабиринт»: Нарисовать мелом или маркером лабиринт, по которому нужно пройти игрушечной машинкой или провести пальчиком.
4. «Зона тихих игр»: Обозначить круг или квадрат ковром, где дети могут играть в настольные игры, собирать пазлы. Пол «говорит»: «Здесь мы играем спокойно».
5. «Следы и стрелки»: Для организации перемещения по группе, особенно в режимные моменты (например, следы от раковины к полотенцу).

«Говорящая стена»:

1. «Стена погоды»: Кармашки с символами погоды (солнце, туча, дождь), которые дети выставляют каждый день. Рядом — календарь природы.
2. «Лента времени» (Виммельбух): Большое панно с сюжетом (например, «город», «деревня»), к которому на липучках крепятся персонажи и предметы. Дети создают свои истории.
3. «Мнемостена»: Размещение мнемотаблиц для заучивания стихов, составления рассказов по серии картинок.
4. «Задачная стена»: Стена, на которой размещены проблемные вопросы или задания на неделю (например, «Почему дует ветер?», «Найди в группе 5 предметов круглой формы»). Дети могут прикреплять свои ответы или рисунки.
5. «Стена достижений»: Место, где размещаются лучшие работы детей, фотографии с проектов, дипломы. Это мотивирует и создает ситуацию успеха.
6. «Интерактивный алфавит»: Рядом с каждой буквой — кармашек, куда дети могут класть предметы или картинки, начинающиеся на эту букву.

4. Рекомендации по созданию и использованию

1. Безопасность и доступность:
· Разметка на полу не должна быть скользкой.
· Материалы на стене должны быть в зоне досягаемости детей для взаимодействия.
· Избегайте острых углов и тяжелых элементов.
2. Интерактивность и сменяемость:
· Это не музейная экспозиция. Материалы должны постоянно обновляться в соответствии с темой недели, интересами детей, проектами.
· Предусмотрите возможность для детей самим менять элементы (кармашки, липучки, магниты).
3. Эстетика:
· Оформление должно быть ярким, но не аляпистым. Выдерживайте цветовую гамму, используйте качественные изображения.
· Шрифты должны быть четкими и удобочитаемыми.
4. Соответствие возрасту и программе:
· Для младших групп — больше сенсорных элементов и простых заданий (следы, крупные фигуры).
· Для старших — сложные лабиринты, схемы, алгоритмы, буквы и цифры.
5. Роль педагога:
· Не просто создать, а научить пользоваться. Проведите вводное занятие, покажите, как работать с материалом.
· Наблюдайте. Как дети используют пространство? Что вызывает интерес? Что непонятно?
· Будьте гибкими. Если дети используют «говорящий пол» не так, как планировалось, но при этом конструктивно и безопасно — это тоже ценный опыт.

Заключение:
«Говорящий пол» и «говорящая стена» превращают пассивную среду в активного участника образовательного процесса. Они стимулируют детскую самостоятельность, познавательную активность и дают возможность учиться через движение и игру. Это инвестиция в создание современной, развивающей и по-настоящему детоцентрированной образовательной среды.

Творите, экспериментируйте, и пусть ваши стены и полы заговорят на языке развития и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов. «Говорящие» стены для родителей.

Мастер класс, как оформить стены в приемной детского сада...

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА»

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы...

Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития....

Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятс...

Консультация для воспитателей Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Говорящая стена"

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы...