рабочая программа по самообразованию Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx60.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карымкарская СОШ»

План по самообразованию

Развитие мелкой моторики рук у детей

младшего дошкольного возраста

C:\Users\Группа ПК-1\Desktop\plyushevaya-igrushka.jpg

Воспитатель Зонова Е. В.

2025г.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. 

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

Задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2.  Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3.     Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4.    Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 3-4 лет.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2. Индивидуальная работа с детьми;
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  4. Консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

  1. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  2. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
  3. Пальчиковый театр;
  4. Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
  5. Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
  6. Работа с конструктором ЛЕГО;
  7. Различные виды аппликаций;
  8. Рисование по трафаретам, штриховка;
  9. Дидактические игры;
  10. Шнуровка;
  11. Игры с мелкими предметами;
  12. Паззлы, мозаика.

План работы:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2.  Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  4. Составить консультации, буклеты для родителей.

Ожидаемые результаты

  1. Кисти рук должны приобрести хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, должна улучшится навыки самообслуживания;
  2. Повысить творческую активность воспитанников;
  3. Улучшить логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  4. Повысить компетентность родителей по данной проблеме, привлечь родителей к изготовлению оборудования и дидактического материала для группы, использование данных пособий и в домашних условиях;
  5. Обогатить среду группы различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развития интегративных качеств дошкольников.

Источники самообразования:

  1. СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная).
  2. Интернет, медиа информация на различных носителях.
  3. Семинары, мероприятия по обмену опытом, вебинары, мастер классы, курсы повышения квалификации.

План работы на 2025-2026учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь

-

Май

Продолжить изучать литературу и опыты работ по данной теме для повышение своего уровня знаний.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций для обогащение развивающей среды. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Работа с детьми

Сентябрь

Д/игры «Прищепки», «Шнуровка». Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» развитие усидчивости терпения

Октябрь

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок. Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Ноябрь

Д/игра с сыпучими материалами «сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе. Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Декабрь

Заучивание пальчиковых игр. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики.

Январь

Работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Февраль

Рисование по трафаретам, штриховка. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя). Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Март

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Разучивание новых пальчиковых игр. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Рисуем нетрадиционным способом. Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение

Апрель

Д/игра «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка Настольная игра «Мозаика». Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Май

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии. Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Работа с семьей

Сентябрь

-

Май

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук».

 Оформление буклета «Игры с пальчиками». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов....

План по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,сложнее движения, ярче твор...

Отчет по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Открытое занятие по теме самообразования:"Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста как основы познавательно-речевого развития"

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремуш...