Поддержка детских игровых инициатив: опыт воспитателя подготовительной группы
статья (подготовительная группа)

Сухих Александра Германовна

Игра — это не просто способ занять детей в детском саду. Для дошкольников, особенно в подготовительной группе, игра становится основным инструментом познания мира, социальных отношений и собственных возможностей. Моя практика показала, что поддержка детских игровых инициатив не только развивает самостоятельность и креативность, но и формирует важнейшие компетенции будущего школьника.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детских игровых инициатив: опыт воспитателя подготовительной группы

Автор: Сухих Александра Германовна, воспитатель группы №4

Игра — это не просто способ занять детей в детском саду. Для дошкольников, особенно в подготовительной группе, игра становится основным инструментом познания мира, социальных отношений и собственных возможностей. Моя практика показала, что поддержка детских игровых инициатив не только развивает самостоятельность и креативность, но и формирует важнейшие компетенции будущего школьника.

Почему это важно именно в подготовительной группе?

В возрасте 6–7 лет дети переживают кризис, связанный с переходом от дошкольного детства к школьному обучению. Их игры становятся сложнее, продолжительнее, в них ярче проявляется замысел, социальное взаимодействие и элементы планирования. Если мы, воспитатели, научимся вовремя и ненавязчиво поддерживать эти инициативы, мы поможем детям:

Развить навыки сотрудничества и разрешения конфликтов

Укрепить самооценку и веру в свои силы

Сформировать предпосылки к учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль)

Сохранить естественную познавательную мотивацию

Конкретные примеры из практики

1. От "давайте поиграем" к проекту "Город будущего"

Ситуация: Дети начали строить из крупного конструктора не просто дом, а "город с летающими машинами". Вместо того чтобы просто похвалить, я предложила: "Интересно, а как в таком городе будут жить люди? Может, нужно продумать, где они будут работать, отдыхать, как будут передвигаться?"

Поддержка:

Выделила отдельную зону в группе под "стройплощадку"

Предложила создать "архитектурное бюро" с бумагой, карандашами, линейками

Принесла книги о транспорте и архитектуре

Организовала "презентацию проекта" для детей группы

Результат: Игра растянулась на две недели, объединила детей с разными интересами. "Технари" строили, "художники" рисовали схемы, "организаторы" распределяли роли. Дети самостоятельно искали информацию, учились договариваться, защищали свои идеи.

2. Когда сказка становится реальностью

Ситуация: После чтения сказки о путешествиях дети захотели "отправиться в экспедицию". Инициатива была спонтанной, но я увидела в ней огромный потенциал.

Поддержка:

Превратила часть группы в "научную станцию" с картами, лупами, блокнотами

Предложила выбрать "цель экспедиции" и собрать "снаряжение"

Ввела элементы проблемных ситуаций: "Ваш компас сломался, как определить направление?"

Результат: Дети сами создали правила экспедиции, распределили обязанности, вели "научный дневник". Игра интегрировала знания об окружающем мире, математике (ориентирование по схеме), развивала речь (составление отчетов).

3. Бизнес-игра "Кафе"

Ситуация: Девочки организовали в кукольном уголке "чаепитие для принцесс", которое постепенно начало привлекать всё больше участников.

Поддержка:

Ненавязчиво предложила: "Похоже, у вас популярное заведение, может, сделать настоящее меню?"

Добавила материалы для создания "денег", оформительских элементов

Подкинула идею о "специальном предложении дня"

Результат: Дети создали меню с рисунками и "ценами", ввели "должности" (повар, официант, кассир), научились простейшим экономическим операциям. Мальчики, которые сначала скептически отнеслись к "девчачьей игре", подключились как "доставщики" и "технический персонал".

Принципы поддержки, которые работают:

Наблюдайте, а не вмешивайтесь — дайте игре развернуться, прежде чем предлагать помощь.

Поддерживайте вопросом, а не указанием — "Что нужно, чтобы это работало?" вместо "Сделайте вот так".

Предоставляйте ресурсы, а не решения — предлагайте материалы, информацию, пространство, но не готовые сценарии.

Фиксируйте достижения — фото, видео, записи детских рассказов об игре помогают детям осознавать ценность своего творчества.

Уважайте замысел, даже если он кажется странным — "космическая прачечная" или "подводный магазин" развивают фантазию не меньше, чем "правильные" сюжеты.

Трудности и как их преодолевать:

Неравномерная активность — некоторые дети чаще выступают инициаторами. Решение: вводим "дежурство по идеям", где каждый может предложить замысел игры.

Конфликты авторства — "Это моя идея!". Решение: учим детей объединять и развивать предложения друг друга через мозговые штурмы.

Угасание интереса — игра затухает через 10–15 минут. Решение: заранее продумываю "точки развития" сюжета в виде проблемных ситуаций или нового материала.

Вывод

Подготовительная группа — это время, когда детская игра достигает пика своей сложности и содержательности. Наша задача как воспитателей — не руководить этим процессом, а создавать среду, где игровые инициативы могут безопасно возникать, развиваться и приносить удовлетворение их авторам. Каждая поддержанная инициатива — это кирпичик в фундаменте самостоятельной, творческой и социально адаптированной личности.

Самая большая награда для меня — видеть, как дети, увлеченные собственной игрой, не хотят идти домой, а утром спешат в детский сад, чтобы продолжить "важное дело". Это значит, что мы на правильном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность с поддержкой детской инициативы «Колыбельная».Для детей младшей группы.

Ход  игры: Звенит колокольчик. Ребятки приглашаю вас поиграть.  Обратите внимание дети, что изменилось в нашем кукольном уголке? Молодцы эта кроватка называется колыбелька. Как вы думаете дл...

Поддержка детских игровых инициатив

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы поддержки и развития игровой инициативы детей 3-4 лет....

Статья на тему: "Особенности поддержки детских игровых инициатив"

Для полноценного развития дошкольникунеобходима спонтанная игра, развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность дошкольника. Поддержка детской инициавтив...

"ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ИНИЦИАТИВ "

Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей д...

Формирование системы поддержки и развития способностей и талантов у детей (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Если  ребенку  удастся  добиться  успеха в детском саду ,  то у него есть все шансы на успех  в жизни.» А.Белкин д.п.н. Федеральный государственный образовател...

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)....