сценарий занятия " По следам невиданных зверей"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыкальные следы невиданных зверей»
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Развитие творческих способностей детей через инструментальную импровизацию
Методическая основа: Элементы педагогических концепций К. Орфа (элементарное музицирование), и принципов развития детского творчества (создание проблемной ситуации, поддержка спонтанности)
Задачи:
· Образовательные: · Формировать навыки простейшей импровизации на детских музыкальных инструментах. Учить детей передавать характер музыкального образа через движение, тембр инструментов, интонацию голоса. Учить детей подбирать выразительные музыкальные средства (громкость, темп, тембр) для создания звукового образа.
· Развивающие: · Развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление. Развивать звуковую культуру слуха (умение прислушиваться к тишине, анализировать звуки).
· Воспитательные: Воспитывать умение сотрудничать, договариваться в коллективной деятельности, уверенность в своих творческих силах.
Интеграция образовательных областей:
· «Художественно-эстетическое развитие» (музыка, изо),
· «Познавательное развитие» (воображение, фантазия),
· «Социально-коммуникативное развитие» (сотрудничество),
· «Речевое развитие» (составление рассказов, обогащение словаря: тембр, ритм, импровизация).
Ход занятия:
Ход: Дети входят в зал под ритмичную, но не громкую музыку.
М.Р.: Какая красивая музыка приветствует сегодня нас в этом зале. Давайте и мы поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ну-ка, оглянись вокруг, (приседание)
Поскорее улыбнись и дружочку поклонись. (улыбка ,поклон)
вдох через нос и выдох через рот или сдувают пушинку сначала легко затем всей силой.(Садятся)
М.Р .: Сегодня мы с вами сегодня отправимся в волшебный лес, но чтобы туда попасть надо пройти по волшебной дорожке. Ну что, отправляемся в путь? (Дети шагают под марш и бегут на носочках)
– Зашагаем дружно в ногу, бодрый марш поможет нам.
Дальше узкая дорожка, здесь бежим мы на носочках.
(Слайд)Вот мы и пришли, немного устали и чтобы нам восстановить свое дыхание сделаем упражнения. Дыхательные упражнения
- Организационный момент. «Волшебная тишина» (2-3 минуты)
Создание мотивации и погружение в игровую ситуацию.
(Слайд) Посмотрите, нас встречает Волшебник Тишины. Он принёс с собой необычный подарок – волшебную Тишину. (Накрыть всех волшебным покрывалом) Давайте все вместе замрём и послушаем её. (Все молчат 10-15 секунд). Что вы слышите? Может быть, своё дыхание? Стук сердца? Шорох за окном? (Ответы детей)
М.Р.: Тишина – это возможность услышать звуки, в тишине рождается музыка. Ребята, а какое сейчас время суток? Вот и в волшебном лесу наступило утро. Волшебник предлагает нам послушать музыку, которая рисует утро в волшебном лесу. Закройте глазки и представьте, какое оно?».
Слушание музыки. Э. Григ «Утро» · Дети слушают фрагмент произведения сидя
· Беседа: «Что вы увидели? (Солнышко встает, просыпаются цветы). Какой была музыка? Слушание: Лёгкими, спокойными, мелодичными, ласковыми, волшебными, чудесными, волнующими, приветливыми
Проблемная ситуация, активизация воображения.
Как вы думаете, какие звери могли бы проснуться под такую музыку?».
· М.Р.: «Волшебник рассказал мне, что в лесу появились следы невиданных зверей! (Показываю чистые листы ватмана).
М.Р.: "Посмотрите, наши невиданные звери оставили не только следы, но и кое-то подсказки... Как вы думаете, какому зверю что могло принадлежать? Их никто никогда не видел, но можно услышать! Давайте придумаем, какие они?» (большие маленькие колючие пушистые, скользкие) «Вот это фантазия!. Я предлагаю укрыть лист волшебным покрывалом и тогда мы сможем увидеть следы невиданных зверей. А пока, давайте представим как они звучат, предлагаю «разогреть» голосочки, изображая голоса невиданных зверей.
Распевание (развитие вокальных навыков в игровом характере)..
· «Маленький пушистик тянется к солнышку и поет: "У-у-у" (тянем один звук от низкого к высокому)».
· «Колючий зверёк сердится: "Пф-пф-пф!" (активизируем работу губ)».
· «А большой добряк зевает: "А-а-а-а-ох!" (на descending: от высокого к низкому, широко открывая рот)».
Пение. Я хочу напомнить вам некоторые важные правила красивого пения.
(Пение)Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
· М.Р.: «Давайте споём нашу песенку, но представим, что поют её наши невиданные звери!».
· Дети исполняют 1 куплет обычным голосом.
· М.Р.: «А теперь давайте споем, как маленькие пушистики! (поют тоненьким, писклявым голосом). А теперь как большие великаны! (поют грубым, низким голосом)».
Ребята, я предлагаю, познакомить невиданных зверей с голосами зверей нашего мира. Вы согласны? Тогда споем песенку про наших зверей
Песенка про зверей Кто ка говорит?
Разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя
М.Р. Пришло время заглянуть под волшебное покрывало, посмотрите, появились следы!!
МР: А как вы думаете, как могут звучать шаги пушистого маленького зверя? (Дети предлагают: тихо, шурша). А колючего? (Отрывисто, покалывающе). А большого? (Громко, тяжело)».
· М.Р.: "Волшебник оставил нам подсказку! Эти инструменты помогут нам оживить наших зверей. (слайд с инструментами) Давайте подумаем, шаги какого зверя могут звучать как треугольник (нежно, звонко)? А как барабан (громко, тяжело)? А шуршание маракаса может быть похоже на что?"
· М.Р.: Давайте "озвучим" наших зверей. Кто попробуется передать его шаги?»
Из следов составлены ритмические рисунки Каждый походит и повторяет ритмический рисунок.
М.Р. Молодцы! Давайте устроим парад-карнавал! Каждый возьмёт свой инструмент и, изображая своего зверя, пройдётся по залу».(Дети встаю в полукруг ,проходят круг и встают последним, все по очереди)
·под весёлую, ритмичную музыку импровизируют, двигаясь и играя на инструментах так, как хочет их фантазия.».
· М.Р. «А теперь представьте, что все наши невиданные звери встретились на лесной полянке и вместе дружно играли. «Я буду дирижёром». «Жили у бабуси»
Сначала проговорить ритмический рисунок (ти- ти- ти- ти -ТА- ТА)
Оркестр «Жили у бабуси»
· М.Р. А вы знаете, что инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики ? Давайте вместе с ними расскажем сказку.
Сказка-шумелка
Скоро наступит зимушка-зима
С неба станут падать пушистые лёгкие снежинки-балеринки
(треугольник)
Всё вокруг станет белым и сказочно красивым (музыка) Я
Жители леса очень обрадуются.
Зайчик радостно попрыгает по сугробам (металлофон)
Снежок скрипит под его лапками (гофрированная бумага)
Медведь похрапывает в своей берлоге ()
Лисичка тихонько заметает следы свои пушистым хвостом (бубенчики)
Подует сильный ветерок (дуют дети – «ш»)
Но белочкам тепло в своих гнёздышках, и они грызут орешки (ложки)
И мышкам было хорошо и уютно в своих маленьких норках
(колокольчик)
4. Творческая пауза. «Рисуем музыку» (5 минут)
· М.Р.: «Ваша музыка была такой выразительной, что я буквально увидела этих зверей! Давайте и мы с вами превратимся в художников. Закройте глаза, представьте своего невиданного зверя. А теперь откройте глаза и быстренько нарисуйте его на нашем ватмане!»
· Под ту же фоновую музыку дети рисуют своих фантастических существ . Получается коллективная работа.
5. Итоговая рефлексия. «Оркестр невиданных зверей» (5 минут)
· М.Р.: «Посмотрите, какая удивительная картина у нас получилась!
· М.Р.: «Ребята, вы сегодня смогли услышать тишину, придумать невиданных зверей и рассказать о них целую историю без слов, с помощью музыки. Волшебник Тишины очень доволен и оставляет вам эти инструменты для ваших будущих музыкальных открытий!»
· М.Р.: «Вот сколько всего мы сегодня придумали вместе и слушали, и пели, и танцевали, и даже сочиняли! Волшебник прощается с вами и ждет в гости снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре для старшей группы. Тема: «По следам невиданных зверей».
Конспект занятия по физической культуре для старшей группы.Тема: «По следам невиданных зверей».Цель:-всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физически...

"Следы невиданных зверей"
Данная презентация была подготовлена к занятию по развитию речи. Предварительно дети были знакомы с темой зимовки диких животных, были проведены беседы на тему "как животные готовятся к зиме"...

Конспект открытое занятие "Следы невиданных зверей"
Задачи:обучающие:формировать представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;развивающие:ознакомить со следами диких животных;развивать любознательность, учить понимать п...

«По следам невиданных зверей». Конспект занятия по физической культуре для старшей группы.
Цель: всестороннее воспитание и развитие детей, укрепление их здоровья, совершенствование физических качеств через использование русского фольклора и подвижных игр....

Сценарий экскурсии по зимней экологической тропе "Следы невиданных зверей"
Название методической разработки: Экскурсия по зимней экологической тропе «Следы невиданных зверей». Область применения разработки: Экологическое воспитание. Возрастная группа: Д...

