СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
статья

Крылова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: Вопрос социализации детей иностранных граждан становится острее с каждым годом. Конечно же, этот процесс идет лучше у детей раннего возраста, в дошкольном учреждении.

Главной задачей социализации таких детей является вовлечение их в детский коллектив. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения общественного опыта. Эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, - одно из главных правил условий жизни ребенка- мигранта в обществе.

При работе с такими детьми социализации уделяется больше внимания, так как у детей иностранных граждан очень часто возникают трудности в общении со сверстниками, с педагогами.

Все мы знаем, что основная деятельность у детей в этом возрасте – игровая, поэтому большое внимания мы уделяем дидактическим играм. Дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный опыт. Ни один день у нас не проходит без дидактических игр. Даже обычные вопросы, задаваемые детям, можно превратить в дидактическую игру.

Игра как особая форма самоопределения ребенка, обеспечивающая его вхождение в мир общественных и межличностных человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), выступает наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, реализующим важнейшие задачи речевого развития детей иностранных граждан.

Данная система игр и упражнений направлена на социально-коммуникативное развитие личности детей иностранных граждан, в частности на развитие и коррекцию речевого развития ребенка. Также эти игры могут применяться при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

«Вежливое солнышко»

Цель: способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений друг с другом; закреплять способы приветствия друг друга и взрослых.

Ход игры: Дети берут лучики солнца (вырезанные из цветной бумаги) и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя, таким образом, солнце в центре стола.

«Вежливые слова» (Вариант игры)

Цель: Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры: Дети берут лучики солнца (вырезанные из цветной бумаги) и встают в круг. Каждый ребенок называет вежливое слово, не повторяя товарищей и составляя, таким образом, солнце в центре стола.

«Будь вежливым»

Цель: формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Ход игры: Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В больнице», «В гостях», «В магазине». Дети делятся на микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. Дети анализируют сюжеты на своих маленьких карточках, и дают оценку поведению персонажей на картинках. Также разрабатываем задания «В кинотеатре», «В транспорте», «В детском саду».

«Хорошо – плохо»

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о собственных чертах характера, привычках.

Ход игры: По предложению педагога дети выбирают из картинок с изображением хороших и плохих привычек.

Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.

«Изобрази человека любой профессии»

Цель: развивать умение детей для выразительности образа использовать мимику, жесты, движения.

Ход игры: Дети встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга.

Остальные дети, взявшись за руки, произносят слова

Мы в профессии играем, По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой встать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать, кем ты, Саша (Маша, Даша, Миша,

Хочешь стать? О. Емельянова

Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.

«Пожелания»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям и педагогам.

Материал: игрушка-сердечко

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания:

«Я желаю тебе….»

«Корзинки для хороших и плохих поступков»

Цель: научить детей совершать добрые поступки и избавляться от плохих.

Ход игры: В коробочке бумажные сердечки и чёрные кляксы, педагог предлагает их складывать в «корзинки для хороших и плохих поступков», но при этом ребёнок должен

сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал, а также рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил.

«Цветок добрых дел»

Цель: научить детей совершать добрые поступки.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и называть какие-либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди и соединяют лепестки с серединкой.

«Как я дома помогаю?» (Вариант игры)

Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«Угадай, кто?»

Материал: картинки с изображением сказочных персонажей.

Ход игры: Каждый ребенок получает картинку с персонажем, рассматривает ее, не показывая другим детям. После этого каждый должен описать изображение, рассказать о характерных особенностях своего персонажа.

«Помоги решить проблему»

Цель: вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций. Например: «Два мальчика поссорились – помири их», «Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его», «К тебе пришли гости, познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки».

«Волшебные сказки»

Цель: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.

Демонстрационный материал: развивающие сказки, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры: Дети слушают сказки, высказывают свое отношение к хорошему и плохому поведению, отвечают на вопросы педагога.

Литература:

  1. Володько, Д. В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования - Минск: Зорны Верасок, 2010. - 104 с.
  2. Габуния Г. Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007.
  3. Нищева Н.В. «Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения», 2014 СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»
  4. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада

Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"...

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.; воспитатель Митрофанова В.Э.АктуальностьЦель социализации ...

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности

Социализация или усвоение  ребенком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с детьми и взрослыми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и уме...