Картотека игр для детей раннего возраста на развитие внимания и мелкой моторики
картотека (младшая группа)
Картотека игр для детей раннего возраста на развитие внимания и мелкой моторики
Цель: Развитие координации движений кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, концентрации и устойчивости внимания.
Принципы проведения:
1. Дозированность: Играем 5-10 минут, пока есть интерес.
2. Безопасность: Все материалы должны быть крупными, без острых краев, под постоянным присмотром взрослого.
3. Положительная атмосфера: Не настаиваем, если ребенок отказывается. Действуем вместе, по образцу, хвалим за усилия.
4. Последовательность: от простого к сложному.
Варианты игр:
1. «Волшебные крышки»
· Цель: Развитие соотносящих движений, координации.
· Материалы: Несколько пластиковых баночек/бутылочек с крышками разного размера и цвета.
· Ход: Покажите ребенку, как откручивать и закручивать крышки. Дайте ему баночки без крышек и крышки отдельно. Предложите найти каждой баночке свою «шапочку». Усложнение: сортировка крышек по цвету.
2. «Собери ягодки» (Пальчиковое рисование)
· Цель: Развитие точности движений указательного пальца, зрительного внимания.
· Материалы: Лист бумаги с нарисованными веточками, гуашь красного/оранжевого цвета, влажная салфетка.
· Ход: Покажите, как указательным пальчиком ставить «ягодки» (отпечатки) на веточку. Сопровождайте словами: «Вот одна ягодка, вот еще одна. Собирай урожай!». Учите не размазывать, а ставить точки.
3. «Кто в домике живет?» (Пальчиковые вкладыши)
· Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, понимания постоянства объекта.
· Материалы: Мягкие или деревянные вкладыши с фигурками животных, которые достаются из углублений.
· Ход: Достаньте фигурки и дайте ребенку. Покажите, как каждую можно вернуть в свою «норку». Проговаривайте: «Мышка прячется в норку! А теперь зайчик прыг в свой домик!».
4. «Разноцветные прищепки»
· Цель: Развитие щипкового захвата, силы пальцев, цветового восприятия.
· Материалы: Картонный круг (солнышко, ежик), разноцветные пластиковые прищепки.
· Ход: Покажите, как прищепки «кусаются», открывая и закрывая их. Прицепите несколько прищепок по краю круга: «Сделаем лучики для солнышка!». Предложите ребенку снять или прицепить прищепки.
5. «Паучок плетет паутинку» (Шнуровка)
· Цель: Развитие координации обеих рук, зрительного прослеживания, умения шнуровать.
· Материалы: Карточка-заготовка с изображением паутинки и отверстиями по краям, шнурок с твердым наконечником.
· Ход: Покажите, как «паучок» (шнурок) бегает по краю паутинки, продеваясь в дырочки. Можно предлагать простые схемы: «Давай пройдем вот по этому краю». Помогайте удерживать карточку.
6. «Секретики в бутылке» (Пересыпание/переливание)
· Цель: Развитие точности движений кисти, двуручной координации.
· Материалы: Две небольшие емкости (мисочки, бутылки с широким горлышком), крупа (манка, гречка) или вода, ложка/воронка.
· Ход: Покажите, как ложкой пересыпать крупу из одной миски в другую. Предложите повторить. Для переливания используйте две небольшие пластиковые бутылочки с водой (можно подкрашенной). Усложнение: использование воронки или пипетки.
7. «Найди пару» (Сенсорные мешочки/дощечки)
· Цель: Развитие тактильного внимания и памяти, мелкой моторики (ощупывание).
· Материалы: Парные мешочки, наполненные разным материалом (фасоль, рис, вата, пуговицы), или дощечки с разной поверхностью (наждачная бумага, бархат, фольга).
· Ход: Дайте ребенку потрогать один мешочек: «Ой, какой шершавый!». Попросите найти на ощупь в коробке точно такой же, не подглядывая.
8. «Конструктор-липучка» (Банка с помпонами/бусинами)
· Цель: Развитие пинцетного захвата, цветового восприятия, сортировки.
· Материалы: Помпоны разного цвета и размера, щипцы/детский пинцет/пластиковые пинцеты для салата, несколько мисок.
· Ход: Покажите, как щипцами взять помпон из общей банки и переложить его в другую. Предложите рассортировать их по цвету: «Все красные шарики — в эту чашечку».
9. «Рисуем дорожки» (Графические упражнения)
· Цель: Развитие зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму.
· Материалы: Лист бумаги, фломастеры/восковые карандаши.
· Ход: Нарисуйте на листе домик в углу и зверушку в другом. Скажите: «Помоги зайчику дойти до дома!». Нарисуйте пунктирную или жирную прямую линию от зайца к дому, предложите ребенку провести по ней пальцем, а затем фломастером. Усложнение: дорожки-зигзаги, волны, лабиринты с одним поворотом.
10. «Мозаика для малыша»
· Цель: Развитие точности движений пальцев, зрительного внимания, умения следовать образцу.
· Материалы: Крупная пластмассовая мозаика с полем или без.
· Ход: Начните с простого: выкладывайте дорожку одного цвета. Предложите продолжить. Затем выложите простой узор (например, цветочек из 5-6 деталей) и попросите сделать такой же. Учите вставлять детали, надавливая на них пальчиком.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей раннего возраста на развитие внимания и мелкой моторики
Цель: Развитие координации движений кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, концентрации и устойчивости внимания.
Принципы проведения:
1. Дозированность: Играем 5-10 минут, пока есть интерес.
2. Безопасность: Все материалы должны быть крупными, без острых краев, под постоянным присмотром взрослого.
3. Положительная атмосфера: Не настаиваем, если ребенок отказывается. Действуем вместе, по образцу, хвалим за усилия.
4. Последовательность: от простого к сложному.
Варианты игр:
1. «Волшебные крышки»
· Цель: Развитие соотносящих движений, координации.
· Материалы: Несколько пластиковых баночек/бутылочек с крышками разного размера и цвета.
· Ход: Покажите ребенку, как откручивать и закручивать крышки. Дайте ему баночки без крышек и крышки отдельно. Предложите найти каждой баночке свою «шапочку». Усложнение: сортировка крышек по цвету.
2. «Собери ягодки» (Пальчиковое рисование)
· Цель: Развитие точности движений указательного пальца, зрительного внимания.
· Материалы: Лист бумаги с нарисованными веточками, гуашь красного/оранжевого цвета, влажная салфетка.
· Ход: Покажите, как указательным пальчиком ставить «ягодки» (отпечатки) на веточку. Сопровождайте словами: «Вот одна ягодка, вот еще одна. Собирай урожай!». Учите не размазывать, а ставить точки.
3. «Кто в домике живет?» (Пальчиковые вкладыши)
· Цель: Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, понимания постоянства объекта.
· Материалы: Мягкие или деревянные вкладыши с фигурками животных, которые достаются из углублений.
· Ход: Достаньте фигурки и дайте ребенку. Покажите, как каждую можно вернуть в свою «норку». Проговаривайте: «Мышка прячется в норку! А теперь зайчик прыг в свой домик!».
4. «Разноцветные прищепки»
· Цель: Развитие щипкового захвата, силы пальцев, цветового восприятия.
· Материалы: Картонный круг (солнышко, ежик), разноцветные пластиковые прищепки.
· Ход: Покажите, как прищепки «кусаются», открывая и закрывая их. Прицепите несколько прищепок по краю круга: «Сделаем лучики для солнышка!». Предложите ребенку снять или прицепить прищепки.
5. «Паучок плетет паутинку» (Шнуровка)
· Цель: Развитие координации обеих рук, зрительного прослеживания, умения шнуровать.
· Материалы: Карточка-заготовка с изображением паутинки и отверстиями по краям, шнурок с твердым наконечником.
· Ход: Покажите, как «паучок» (шнурок) бегает по краю паутинки, продеваясь в дырочки. Можно предлагать простые схемы: «Давай пройдем вот по этому краю». Помогайте удерживать карточку.
6. «Секретики в бутылке» (Пересыпание/переливание)
· Цель: Развитие точности движений кисти, двуручной координации.
· Материалы: Две небольшие емкости (мисочки, бутылки с широким горлышком), крупа (манка, гречка) или вода, ложка/воронка.
· Ход: Покажите, как ложкой пересыпать крупу из одной миски в другую. Предложите повторить. Для переливания используйте две небольшие пластиковые бутылочки с водой (можно подкрашенной). Усложнение: использование воронки или пипетки.
7. «Найди пару» (Сенсорные мешочки/дощечки)
· Цель: Развитие тактильного внимания и памяти, мелкой моторики (ощупывание).
· Материалы: Парные мешочки, наполненные разным материалом (фасоль, рис, вата, пуговицы), или дощечки с разной поверхностью (наждачная бумага, бархат, фольга).
· Ход: Дайте ребенку потрогать один мешочек: «Ой, какой шершавый!». Попросите найти на ощупь в коробке точно такой же, не подглядывая.
8. «Конструктор-липучка» (Банка с помпонами/бусинами)
· Цель: Развитие пинцетного захвата, цветового восприятия, сортировки.
· Материалы: Помпоны разного цвета и размера, щипцы/детский пинцет/пластиковые пинцеты для салата, несколько мисок.
· Ход: Покажите, как щипцами взять помпон из общей банки и переложить его в другую. Предложите рассортировать их по цвету: «Все красные шарики — в эту чашечку».
9. «Рисуем дорожки» (Графические упражнения)
· Цель: Развитие зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму.
· Материалы: Лист бумаги, фломастеры/восковые карандаши.
· Ход: Нарисуйте на листе домик в углу и зверушку в другом. Скажите: «Помоги зайчику дойти до дома!». Нарисуйте пунктирную или жирную прямую линию от зайца к дому, предложите ребенку провести по ней пальцем, а затем фломастером. Усложнение: дорожки-зигзаги, волны, лабиринты с одним поворотом.
10. «Мозаика для малыша»
· Цель: Развитие точности движений пальцев, зрительного внимания, умения следовать образцу.
· Материалы: Крупная пластмассовая мозаика с полем или без.
· Ход: Начните с простого: выкладывайте дорожку одного цвета. Предложите продолжить. Затем выложите простой узор (например, цветочек из 5-6 деталей) и попросите сделать такой же. Учите вставлять детали, надавливая на них пальчиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи и мелкой моторики на тему: " Прогулка по осеннему лесу".
Совместная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи и мелкой моторики на тему: " Прогулка по осеннему лесу"....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
В консультации размещен материал :"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать"....
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Специалисты в области детской психологии, л...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать».
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Специалисты в области детской психологии, л...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Что такое мелкая моторика и как её развивать?"
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Какие...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Что такое мелкая моторика и как её развивать?"
Данная консультация поможет вам развить мелкую моторику вашего малыша. В данной консультации представлены игры для развития мелкой моторики...