Перспективное планирование дополнительной образовательной услуги «Тренируем пальчики, развиваем речь»
методическая разработка (младшая группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дополнительной образовательной услуги «Тренируем пальчики, развиваем речь»

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти

1. Формирование внимания к неречевым звукам.

2. Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.

3. Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

II. Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти

1. Развитие пространственной функции, воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта.

2. Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом.

3. Формирование умения подбирать парные картинки по цвету и форме, составлять разрезные картинки из двух частей по образцу.

4. Развитие зрительной памяти в играх.

III. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

1. Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха.

2. Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков у, а, о, и вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.

3. Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания у – воет волк, а – девочка качает куклу, о – у мальчика болит зуб, и – кричит ослик.

4. Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания гласного в процессе его длительного протягивания.

5. Обучение длительному и краткому произнесению гласных звуков у, а, о, и.

6. Формирование элементарных артикуляторных навыков.

IV. Развитие импрессивной речи

1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2. Расширение объема понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

3. Формирование умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.

4. Развитие понимания грамматических форм речи, отношений между членами предложения, вопросов косвенных падежей.

5. Развитие пассивного предикативного словаря:

– обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди и животные совершают действия (мальчик сидит, собака сидит, птичка сидит);

– обучение пониманию совершаемых действий (собака лежит, сидит, стоит, бежит);

– обучение ориентировке в названиях действий, когда они даны без обозначения объектов («Кто спит? Сидит? Лежит? Бежит?»);

– обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний, выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

6. Обучение пониманию простых предложений.

7. Обучение соотнесению слов один, много, ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький с размером предлагаемых предметов.

8. Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребенка местах. Дифференциация простых предлогов: в, на.

V. Формирование экспрессивной речи

1. Вызывание потребности подражать слову взрослого.

2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа: мама, Катя, иди, усы.

3. Формирование умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения.

4. Формирование глагольного словаря, работа над активным усвоением повелительного наклонения глаголов.

5. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

VI. Формирование грамматического строя речи

1. Обучение дифференциации единственного и множественного числа имен существительных.

2. Обучение дифференциации существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

VII. Развитие разговорной речи

1. Вызывание и закрепление в речи двухсловных предложений типа: Где кошка? Дай кошку. Это кошка. Тут кошка. На кошку.

2. Стимулирование к договариванию слов, словосочетаний в повторяемых логопедом потешках, стихах, сказках.

3. Активизация восприятия содержания маленьких рассказов, сказок, стихов со зрительной опорой.

VIII. Формирование фонетико-фонематической стороны речи

1. Формирование и активизация способности к речевому подражанию.

2. Формирование умения узнавать гласные звуки у, а, о, и по беззвучной артикуляции и называнию или показу символа звучания.

IX. Формирование элементарных математических представлений

1. Ознакомление с геометрическими формами (круг, квадрат).

2. Обучение подбору геометрических форм по подобию.

3. Формирование понятий большой, маленький.

4. Обучение подбору больших и маленькие предметов по подобию.

X. Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса

1. Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.

2. Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике.

3. Обучение работе со строительным материалом (кубиками, крупным конструктором).

4. Обучение разборке и хаотичной сборке пирамидки.

5. Обучение выполнению манипуляций с матрешками, игрушками-вкладками.

6. Формирование навыка хаотичной шнуровки.

7. Обучение нанизыванию крупных бус на шнурок.

8. Формирование навыков работы с крупной мозаикой.

9. Обучение складыванию разрезной картинки из двух частей (горизонтальный или вертикальный разрез).

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти

1. Развитие внимания к неречевым звукам.

2. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.

3. Развитие чувства темпа, ритма, сосредоточенности, выдержки.

4. Развитие слухоречевой памяти.

II. Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти

1. Формирование умения находить похожие предметы среди других предметов при наличии эталона.

2. Совершенствование умения складывать разрезные картинки из двух частей (вертикальный или горизонтальный разрез).

III. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания.

2. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

3. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков у, а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

4. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н – в открытых слогах и словах с ними.

5. Развитие силы и динамики голоса.

6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний.

7. Продолжение работы по формированию элементарных артикуляторных навыков.

8. Развитие способности к звукоподражанию в различных играх.

IV. Развитие импрессивной речи

1. Уточнение и пополнение номинативного словаря. Обучение детей узнаванию предметов по их назначению («Чем ты будешь есть?»), по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, его можно бросать»).

2. Формирование доступных обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь).

3. Расширение предикативного словаря.

4. Развитие понимания грамматических форм:

– единственного и множественного числа имен существительных;

– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с.

5. Обучение пониманию вопросов к предметной и сюжетной картинкам, по прочитанной сказке (со зрительной опорой).

6. Формирование умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции.

V. Формирование экспрессивной речи

1. Продолжение формирования и расширения номинативного словаря по изучаемым лексическим темам.

2. Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах типа Дима, Коля, ищи и односложных словах с закрытым слогом типа мак, кот.

3. Закрепление умения называть детей группы и членов семьи, а также предметы ближайшего окружения.

4. Расширение и пополнение глагольного словаря, работа над активным усвоением формы инфинитива и повелительного наклонения глаголов.

5. Продолжение работы по договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой.

6. Формирование атрибутивного словаря, введение в речь прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), свойства (горячий, холодный, кислый, сладкий).

VI. Формирование грамматического строя речи

1. Закрепление умения дифференцировать существительные единственного и множественного числа.

2. Формирование умения образовывать форму множественного числа имен существительных по подражанию вслед за взрослым.

3. Закрепление умения дифференцировать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по подражанию вслед за взрослым.

VII. Развитие разговорной речи

1. Формирование простого предложения, ответы на вопросы по картинке (Кто ест кашу? – Катя. Что Катя делает? – Ест. Что Катя ест? – Кашу.)

2. Формирование двухсловных предложений типа: Катя, иди. Он сидит. Дай игрушку. Дай мяч. Хочу мишку.

3. Обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.

4. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке (со зрительной опорой) и ответам на них.

5. Формирование умения заканчивать фразу.

VIII. Формирование фонетико-фонематической стороны речи

1. Дальнейшая активизация речевого подражания.

2. Закрепление умения узнавать и воспроизводить гласные звуки у, а, о, и по беззвучной артикуляции и называнию или показу символа звучания.

IX. Формирование элементарных математических представлений

1. Закрепление умения подбирать геометрические формы по подобию к предлагаемым эталонам.

2. Ознакомление с новой геометрической формой (треугольник).

3. Формирование умения подбирать геометрические формы по называнию.

4. Совершенствование умения дифференцировать предметы по величине. Формирование навыка дифференциации предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения размеров.

5. Формирование умения подбирать предмет по двум заданным характеристикам.

X. Развитие тонкой моторики, конструктивною праксиса

1. Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.

2. Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике.

3. Обучение работе со строительным материалом (кубиками, крупным конструктором).

4. Формирование правильной последовательности действий: обучение сборке пирамидки в порядке увеличения или уменьшения размеров колец: разборке, начиная с верхнего кольца.

5. Обучение выполнению манипуляций с матрешками, игрушками-вкладками.

6. Закрепление навыка хаотичной шнуровки.

7. Совершенствование навыка нанизывания крупных бус на шнурок.

8. Совершенствование навыков работы с крупной мозаикой.

9. Совершенствование умения складывать разрезную картинку из двух частей (горизонтальный или вертикальный разрез).

МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ

I. Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти

1. Развитие внимания к неречевым звукам.

2. Формирование умения различать звуковые сигналы, состоящие из 2-х – 3-х звуков.

3. Продолжение формирования и развития чувства темпа, ритма.

4. Дальнейшее развитие слухоречевой памяти:

II. Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти

1. Формирование умения составлять пары и группы сходных предметов.

2. Совершенствование умения складывать разрезные картинки из двух частей (вертикальный, горизонтальный или диагональный разрез).

III. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи

1. Продолжение формирования правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания.

2. Закрепление длительного плавного ротового выдоха.

3. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков у; а, о, и, их слияний. Развитие умения протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции.

4. Уточнение произношения простых согласных звуков: м, п, б, д, т, н, г, к, х – в открытых слогах и словах с ними.

5. Развитие силы и динамики голоса, способности к изменению громкости звучания голоса.

6. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и звукоподражаний с согласными звуками раннего онтогенеза.

7. Продолжение работы по формированию элементарных артикуляторных навыков.

8. Развитие способности к звукоподражанию в различных играх.

IV. Развитие импрессивной речи

1. Уточнение и пополнение номинативного словаря по изучаемым лексическим темам, закрепление умения узнавать предметы по их назначению и описанию.

2. Закрепление обобщающих понятий: игрушки, одежда, обувь.

3. Дальнейшее расширение предикативного словаря.

4. Развитие понимания грамматических форм:

– единственного и множественного числа имен существительных;

– существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– падежных окончаний существительных;

– предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, у, с;

– глаголов, противоположных по значению (надеть – снять; налить – вылить);

– единственного и множественного числа глаголов.

5. Продолжение работы над пониманием вопросов к предметной и сюжетной картинке, по прочитанной сказке (со зрительной опорой).

6. Закрепление умения понимать и выполнять трехступенчатые инструкции.

V. Формирование экспрессивной речи

1. Продолжение формирования и расширения номинативного словаря по изучаемым лексическим темам.

2. Продолжение формирования и расширения предикативного словаря.

3. Уточнение и обогащение представлений о размере, форме, цвете предметов: введение в речь соответствующих прилагательных.

4. Включение в активный словарь личных и притяжательных местоимений: я, мы, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.

5. Расширение словаря за счет употребления наречий места, времени, количества, модальности, оценки.

6. Продолжение формирования слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах типа: котик, вагон, собака, Анечка.

VI. Формирование грамматического строя речи

1. Обучение различным способам словоизменения и продуктивным способам словообразования:

– закрепление умения образовывать формы множественного числа имен существительных по подражанию вслед за взрослым;

– закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по подражанию вслед за взрослым;

– закрепление умения образовывать формы повелительного наклонения глаголов;

– формирование умения согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

VII. Развитие разговорной речи

1. Закрепление умения составлять простые предложения при ответах на вопросы по картинке.

2. Формирование умения самостоятельно составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

3. Обучение составлению предложений с обращением.

4. Продолжение обучения пониманию вопросов по прочитанной сказке (со зрительной опорой) и ответам на них.

5. Закрепление умения заканчивать фразу.

6. Формирование умения заучивать небольшие потешки, стишки с опорой на картинки

VIII. Формирование фонетико-фонематической стороны речи

1. Дальнейшая активизация речевого подражания.

2. Развитие произносительных навыков.

3. Обучение дифференциации гласных, близких по артикуляции.

4. Формирование умения отхлопывать и отстукивать ударные слоги в словах.

IX. Формирование элементарных математических представлений

1. Закрепление умения подбирать геометрические формы по подобию к предлагаемым эталонам и по словесной инструкции.

2. Совершенствование умения дифференцировать предметы по величине. Закрепление навыка дифференциации предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения размеров. Закрепление умения подбирать предмет по двум заданным характеристикам.

X. Развитие тонкой моторики, конструктивною праксиса

1. Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.

2. Развитие пальцевой моторики, в специальных играх, упражнениях, пальчиковой гимнастике.

3. Совершенствование навыков работы со строительным материалом (кубиками, крупным конструктором).

4. Совершенствование умения разбирать пирамидку и собирать ее в порядке увеличения или уменьшения размеров колец.

5. Совершенствование умения выполнять манипуляции с матрешками, игрушками-вкладками.

6. Закрепление навыка хаотичной шнуровки.

7. Совершенствование навыка нанизывания крупных бус на шнурок

8. Совершенствование навыков работы с крупной мозаикой.

9. Обучение расстегиванию крупных пуговиц.

10. Совершенствование умения складывать разрезную картинку из двух частей (горизонтальный, вертикальный или диагональный разрез).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

Программа дополнительного образования дошкольников от 2 до 3 лет "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Данная программа направлена на развитие речи детей 2 - 3-х лет через развитие мелкой моторики рук. Научно доказано, что тонкие движения пальцев приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга...

Дополнительная общеобразовательная программа «Тренируем пальчики - развиваем речь» (возраст детей 3-4 года)

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства....

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...