Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Орлова Оксана Михайловна

 

Книга – есть жизнь нашего времени.

                                                                                                                                                                                                                                 В ней все нуждаются –

                                                                                                                                                                                                                          и старые, и молодые, и деловые,

                                                                                                                                                                                                                               и ничего не делающие; дети так же.

В.Г. Белинский

Детская книга – это первая встреча с миром литературы, поэтому, выбирая книгу для своего ребенка, родители с такой тщательностью оценивают ее содержание и внешний вид. Детская книга должна нести добро, радость и восхищать ребенка яркими красками иллюстраций и веселой музыкой. Ни в коем случае книга не должна нести в себе агрессию, сюжет и картинки не могут вызывать страх ребенка.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Развитие речи детей также происходит через чтения детских книг. Они предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями.

Наиболее сложной проблемой родители все же считают постановку речи. Привитие этого навыка в большинстве семей происходит благодаря чтению любимых книг, вплоть до запоминания наизусть и пересказов сюжетов.

Книги выполняют не только воспитательную и образовательную функцию, но и часто служат мостиком между ними и ребенком, помогают выявить круг его интересы, ответить на задаваемые им вопросы.

В зависимости от уровня образования родителей и социального положения семьи идет перераспределение внимания взрослых к своему ребенку, если родители гимназистов достаточно внимания уделяют своим детям, то и ответ «не читают родители» был очень редким. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_-drug_cheloveka_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе.

«Книга – друг человека»

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов; составлять рассказы по стихотворению; упражнять детей в образовании названий детенышей в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Развивать фонематический слух; умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом). Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Материал: картинки из серии «Птицы», альбомные листы, цветные карандаши, акварель, кисти, политра, стаканчики для воды, цветные мелки, мяч.

Ход занятия:

В гости к ребятам приходит Незнайка с книжкой в руке (очень печальный).

- Здравствуй Незнайка, почему ты такой грустный?

- Да вот книжка вся рассыпалась, да и надоела мне она. Всю прочитал от корки до корки. Что с ней можно еще делать?

- Незнайка, как же это могло произойти?

- Не знаю…

- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

- Не знаю, а как это?

- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на перелете, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки и читал стихи, даже выучил их наизусть. Надоели они мне, больше не интересны…

Воспитатель берет у Незнайки книгу и просматривает ее.

- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, и стихи для детей здесь, и игры, и чистоговорки. А ты знаешь, что можно по стихам составить интересные рассказы и поиграть в игры?

- А как это?

- Вот, послушайте, ребята, какое замечательное стихотворение есть в Незнайкиной книге. (Читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»)

                                   Воробей живет под крышей,

В теплой норке - домик мыши,

                                   У лягушки дом в пруду,

                                   Домик пеночки в саду.

                                   Эй, цыпленок, где твой дом?

                                    - Он у мамы под крылом.

- Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается? (Ответы детей). Попробуйте составить короткий рассказ на тему этого стихотворения.

(Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. Слушаем 2-3 рассказа.)

Игра «Кто у кого?» - Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши во…робушки (хоровые или индивидуальные договаривания). В пруду домик лягушки и ля…гушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.

Игра «Один – много» - А у пеночки птенцы называются так же – пеночки. Если один птенчик, то … пеночка, если много … пеночки.

- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?(Ласточки, синички …) Один птенчик – ла…сточка, много… ласточки; одна си…ничка, много… синички;    …

Физминутка: подвижная игра «Затейники» (Незнайка играет с детьми). Дети идут по кругу, затейник в кругу, проговаривают слова:

                                   Ровным кругом друг за другом,

                                   Мы идем за шагом шаг,

                                   Стой на месте дружно вместе,

                                   Делаем вот так.

Затейник показывает любое упражнение, дети повторяют.

- Ребята, в Незнайкиной книжке есть интересная игра.

Игра с мячом «Назови ласково» Дети остаются в кругу, воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок образует новое слово и бросает мяч обратно:

                                    Стул – стульчик

                                    Стол – столик

                                    Мяч – мячик

                                    Дом – домик

                                    Цветок – цветочек

                                    Платок – платочек

                                    Кольцо – колечко

                                    Сердце – сердечко

                                    Солнце – солнышко

                                    Окно – окошко

- Незнайка, а вот еще одно интересное стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый тебе звук, послушайте и вы, ребята, и скажите, какой звук чаще всего встречается:

                                   Мышонку шепчет мышь:

                                   «Ты все шуршишь, не спишь».

                                   Мышонок шепчет мыши:

                                   «Шуршать я буду тише».

(Ответы детей и называют слова, в которых есть звук «ш»)

        - А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (2-3 ответа).

        - Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами поиграть в игру «Доскажи словечко». В твоей книге есть замечательные чистоговорки:

                                           Ра-ра-ра – начинается … игра.

                                           Ры-ры-ры – у мальчика … шары.

                                           Ро-ро-ро – у Маши новое … ведро.

                                           Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру.

                                           Ре-ре-ре – стоит домик на … горе.

                                             Ар-ар-ар – кипит наш … самовар.

        - Эти чистоговорки можно произносить громко, тихо, шепотом. (Дети проговаривают одну чистоговорку по выбору воспитателя громко, тихо, шепотом).

        - Незнайка, ты понял теперь, какая у тебя замечательная книга?

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой.

        - Какие же вы, молодцы! Все знаете, все умеете. Можно я буду приходить к вам чаще?

        - Конечно, а ребята тебе еще что-то хотят показать, и тебе никогда не будет скучно с книгами. Ведь благодаря стихотворениям, могут получиться интересные рисунки. (Дети вместе с Незнайкой проходят за столы и начинают рисовать на темы стихотворений)

        После занятия в группе оформляется выставка детских рисунков. Проводится фотосессия с Незнайкой. Прощаются.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Конспект НОД открытого комплексного занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Литературный калейдоскоп»

Задачи: Закрепить представления детей о весне ( растаял снег, потекли ручьи, ярко светит солнце, синее небо, появилась трава, листья, цветы, появились насекомые, вернулись  птицы).С помощью...

НОД комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга - лучший друг"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга -лучший друг"...


 

Комментарии

Орлова Оксана Михайловна

Книги выполняют не только воспитательную и образовательную функцию, но и часто служат мостиком между ними и ребенком, помогают выявить круг его интересы, ответить на задаваемые им вопросы.
Орлова Оксана Михайловна

Развитие речи детей также происходит через чтения детских книг. Они предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями.