Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Шумакова Галина Анатольевна

     Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podarki_oseni_2.pptx2.59 МБ
    Файл podarki_oseni.docx28.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Демонстрационный материал к занятию «ПОДАРКИ ОСЕНИ» Автор: Шумакова Галина Анатольевна Воспитатель ГДОУ д /с №46

    Слайд 2

    ЦВЕТЫ Пион

    Слайд 3

    Цветы Гвоздика

    Слайд 4

    Цветы Ирис

    Слайд 5

    Цветы Роза

    Слайд 6

    Цветы Василёк

    Слайд 7

    Цветы Ромашка

    Слайд 8

    Цветы Лилия

    Слайд 9

    Таинственные бутылочки Лимон

    Слайд 10

    Таинственные бутылочки Яблоко

    Слайд 11

    Таинственные бутылочки Груша

    Слайд 12

    Загадочная коробочка Персик

    Слайд 13

    Загадочная коробочка Слива

    Слайд 14

    Что растёт в саду? Земляника

    Слайд 15

    Что растёт в саду? Вишня

    Слайд 16

    Что растёт в саду? Крыжовник

    Слайд 17

    Что растёт в саду? Виноград

    Слайд 18

    «Цветы и плоды» Хруцкий И.Т.



    Предварительный просмотр:

    Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

    Колпинского района Санкт-Петербурга.

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ «ПОДАРКИ ОСЕНИ»

     (для детей подготовительной группы)

    Автор: Шумакова Галина Анатольевна

    воспитатель ГДОУ д/с № 46

    Санкт-Петербург, Колпино 2011г.

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    1. Задачи на развитие познавательных способностей детей:
    • Упражнять детей в отгадывании фруктов на основе сенсорных ощущений (обонятельных, вкусовых, осязательных) через игры «Таинственные бутылочки», «Изобрази и расскажи, какой вкус» и «Загадочная коробочка»
    • Учить находить общие отличительные черты фруктов и ягод, делать обобщения на уровне логического мышления.
    • Развивать слуховое внимание и мелкую моторику через игру «Что растёт в саду».
    • Развивать ассоциативные способности средствами мимики через игру «Изобрази, какой вкус».
    • Решать математические задачи-шутки по принципу сохранения количества через игру «Зеркальный счёт».
    1. Задачи на развитие связной речи:
    • Учить детей составлять рассказ по картине-натюрморту И.Т. Хуцкого «Цветы и плоды», используя разные типы предложений.
    • Высказывать свои суждения, используя образные эмоционально-эстетические оценки.
    • Активизировать словарь детей сравнениями, эпитетами, связанными с сенсорными ощущениями.
    1. Воспитательные задачи:
    • Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое отношение к художественным картинам.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    • Бутылочки с салфетками, смоченными соком разных фруктов.
    • Лепестки с нарисованными цветами. Карточки со стихами о цветах.
    • Круглый стол с вращающейся столешницей.
    • Тарелки с кусочками разных фруктов.
    • Закрытая коробочка с фруктами.
    • Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
    • Трёхстворчатое зеркало, корзина с пятью бананами.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель:

    Чтобы сегодня мы смогли поиграть,

    Стол необычный должны вы собрать.

    В руки возьмите, какой нарисован цветок.

    И всем на удивление

    Прочитайте о нём стихотворение.

    Сейчас к столу вы подойдёте,

    И лепесток свой прикрепите.

    Стол готов и вот, друзья,

    Начинается игра.

    (Влетает Дракон Мудрослов)

    Дракон Мудрослов:

    Для вас я принёс подарки осени.

    Давайте с вами поиграем,

    По запаху отгадаем.

    Игра «Таинственные бутылочки»

    (Предлагается понюхать салфетки, смоченные соком разных фруктов).

    Дракон Мудрослов:

    А теперь игра «Загадочная коробочка».

    (Крутится колесо с коробочкой).

    Дракон Мудрослов:

    А что связывает эти плоды?

    Но в саду растут не только фрукты, но и ягоды. Чем же они отличаются от фруктов?

    А теперь поиграем с пальчиками.

    «Что растёт в саду?».

    Пальчики разгибайте,

    Фрукты, ягоды вы узнавайте.

    На правой руке растут фрукты,

    На левой – ягоды.

    Обязательно говорите, КАКИЕ они.

    А теперь к картине подойдите

    И на неё вы посмотрите.

    (Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»).

    Что вы видите на картине?

    А давайте подойдём поближе. Что же мы ещё не заметили?

    А как вы думаете, почему художник нарисовал половинки фруктов?

    Что вам больше всего нравится в этой картине?

    А к какому жанру вы отнесёте эту картину и почему?

    Правильно. А кто хочет рассказать про всю картину?

    Чей рассказ вам больше всего запомнился и почему?

    Кто использовал в своём рассказе много красивых слов?

    Чей рассказ вы ещё бы хотели послушать?

    Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной?

    Правильно, ребята, чего только здесь нет: и краснобокие персики, и спелые душистые груши, и ребристая сочная дыня и спелый прозрачный виноград. Так и хочется протянуть руку и попробовать его. А рядом в красивой вазе целая клумба: красные пионы, точно склонили пышные головы перед нарядными белыми лилиями и розовой гвоздикой. Здесь и лесные незабудки, и полевые васильки, и даже колоски ржи. Каждый цветок очень индивидуален, ярок. От этого становится радостно, как на празднике. Художник будто говорит: «Посмотри, как красиво!» Я оставлю вам эту картину на память, чтобы вы могли любоваться ею.

    А сейчас для вас, друзья,

    подарок приготовил я.

    Игра «Зеркальный счёт»

    (Перед корзиной с бананами ставится трёхстворчатое зеркало).

    Внимательно посмотрите и скажите, сколько вы видите бананов?

    Хватит ли всем?

    А теперь посчитайте, сколько бананов в корзине?

    А сколько бананов в 1 зеркале?

    А сколько в двух зеркалах?

    (Дракон Мудрослов угощает детей бананами)

    Что нового вы узнали?

    Что вам понравилось?

    (Итог занятия).

    Называют цветы на лепестках: пион, гвоздика, ирис, роза …

    Дети читают стихи о цветах (см.Приложение)

    Дети кладут лепестки на стол.

    Дети мимикой показывают вкус и называют фрукт, который они пробовали: кислый лимон, кисло-сладкое яблоко, сладкая груша… (ответы сверяют, снимая салфетку с тарелочки).

    (Дети на ощупь отгадывают фрукт и рассказывают о нём):

    • гладкое, круглое, твёрдое яблоко,
    • бархатный, овальный, мягкий, тёплый персик,
    • маленькая, гладкая, овальная, мягкая слива…

    • Они все растут в саду на деревьях.
    • Внутри них много семечек или одна косточка.
    • Косточки покрыты сочной мякотью.
    • Сверху плоды покрыты кожицей.
    • Их выращивает человек.
    • В них много витаминов.
    • Они очень полезны.
    • Все они – фрукты.

    • Ягоды растут на кустах или кустиках (например, земляника).
    • Они маленькие.
    • Внутри много семечек.
    • Ягоды очень маленькие и мягкие.
    • Они покрыты тонкой кожицей.

    (Дети поочерёдно разгибают пальцы):

    • наливное яблоко,
    • сладкая земляника,
    • бордовая вишня,
    • зелёный крыжовник,
    • крупная груша,
    • мелкий виноград…

    Дети самостоятельно рассматривают картину 2 мин.

    • Вазу с цветами
    • Корзину с душистыми персиками
    • Ребристую дыню
    • Спелые жёлтые груши.

    Рассматривают картину подетально.

    • В корзине спелый виноград
    • Спелые колосья пшеницы
    • Стакан с водой и лимоном.

    Чтобы показать, какие они спелые и сочные.

    • Мне нравится красивый яркий букет в вазе.
    • Я любуюсь спелыми персиками, которые лежат в плетёной корзине.
    • Спелые, сочные, с красным бочком.
    • А мне нравится большая ребристая сочная дыня, похожая на связку бананов.

    • Это натюрморт.
    • Если видишь на картине чашку кофе на столе,         или морс в большом графине, или розу в хрустале,           или бронзовую вазу,          или грушу, или торт,           или все предметы сразу – Знай, что это НАТЮРМОРТ.

    На большом столе стоит ваза с цветами. Цветов очень много: здесь разноцветные пионы, гвоздика, фиолетовые ирисы, синие васильки. Рядом с вазой – полная корзина спелых персиков, похожих на румяные колобки. За персиками – огромная корзина с зелёным и красным виноградом. Тут же лежит ребристая дыня, спелые жёлтые груши. В тонком прозрачном стакане плавает в воде кружочек лимона. Фрукты и цветы как будто живые. Так и хочется их попробовать и понюхать.

    • Как много фруктов, и какие они разные.
    • Какие бывают красивые цветы.
    • Какие фрукты спелые и вкусные. Из них можно приготовить разные напитки.
    • Как много у осени красок и как щедра она на подарки.

    Всего 15 бананов.

    В корзине 5 бананов.

    В одном зеркале 5 бананов.

    В двух зеркалах 10 бананов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Стихотворения о цветах

    А.А. Пчельникова «Роза»

    Зовут меня розой, примите меня,

    Я очень душиста и цветом нежна.

    По цвету и имя такое мне дали

    И даже царицей за пышность прозвали.

    А.А. Пчельникова  «Лилия»

    Я – лилия. С вами я буду дружна.

    Кротка и скромна я и очень стройна.

    Люблю, наклонившись, в ручье поглядеться…

    Позвольте мне с вами в кружке повертеться.

    (Загадка)  «Василёк»

    Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдёшь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый.

     Е. Серова  «Василёк»

    Как чиста в поле рожь –

    Василёк едва найдёшь.

    Всем бы ты, цветок, хорош.

    Да зачем ты портишь рожь?

    Приходи-ка лучше в сад,

    Вот обрадуешь ребят!

    Е.Серова  «Незабудки»

    Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

    И кто их только выдумал, весёлых, голубых?

    Должно быть оторвали от неба лоскуток,

    Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок!

    Е. Серова  «Ромашка»

    Нарядные платьица, жёлтые брошки,

    Ни пятнышка нет на красивой одежке.

    Такие весёлые эти ромашки –

    Вот-вот заиграют, как дети, в пятнашки!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

    В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"

    Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью....

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

    Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

    Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

    Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Полет над городом"

    Развитие знаний детей об историческом прошлом Дома Книги. 0_798ca_67674fc1_xl.jpg...