Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Тётушка Тыква в гостях у ребят"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Шумакова Галина Анатольевна

Целью данного занятия является формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

Колпинского района Санкт-Петербурга.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ «ТЁТУШКА ТЫКВА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

 (для детей подготовительной группы)

Автор: Шумакова Галина Анатольевна

воспитатель ГДОУ д/с № 46

Санкт-Петербург, Колпино 2011г.

Программное содержание.

  • Задачи на развитие познавательных способностей:
  • Уточнить представления детей о многообразии овощей, их роли в жизни человека.
  • Познакомить детей с целебными свойствами овощей, используемых в народной медицине.
  • Закрепить знания детей о том, какая часть овощей употребляется в пищу, через игру «Вершки-корешки».
  • Развивать логическое мышление при решении задачи-головоломки на воссоздание заданного числа (12) в игре «Подсолнухи».
  • Развивать общую моторику, координацию речи с движением в упражнении «Урожай», образность движений в танце «Собираем урожай» слова и музыка Г.Вихаревой и в игре-пантомиме «Собери урожай».
  • Задачи на развитие связной речи:
  • Учить составлять загадку-описание об овощах по мнемотаблице.
  • Развивать умение вести диалог. Игра-инсценировка «Разговор овощей»
  • Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать словарь глаголами через игры «Знакомство», «Собери урожай».
  • Учить составлять рассказ по картинке «Уборка урожая» по плану.

Материал к занятию:

  • Тыква, шапочки-маски овощей: огурца, капусты, репы, лука, перца, моркови, гороха;
  • Презентация «Овощная скорая помощь»;
  • Запись танца «Собираем урожай» Г.Вихаревой;
  • Рабочий лист «Что где растёт?»;
  • Иллюстрация «Подсолнухи»;
  • Рабочий лист «Подсолнух»;
  • Картина «Уборка урожая»;
  • Схема – описание овощей;
  • Горшочек с тыквенными цукатами (подарок детям).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Появляется Тыква

(воспитатель в костюме)

Я – Тётушка Тыква, к вам в гости пришла.

Разные игры с собой принесла.

Живу я, ребята, в чудесной стране.

Как она называется?

Ответьте мне.

Верно.

Каждый там не раз бывал

И друзей моих встречал.

Нужно вам закрыть глаза,

И начнутся чудеса.

Игра «Знакомство»

К зеркалу вы подойдите

И на себя посмотрите.

Кем вы стали, расскажите.

Вы теперь жители огородного королевства.

Расскажите побыстрей, чем вы полезны для людей.

 

Воспитатель:

Овощи не только сохраняют людям здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел.

Презентация «Овощная скорая помощь».

А теперь друзья, давайте

В хоровод скорей вставайте.

И для наших овощей

Станцуем танец веселей.

(Танец «Собираем урожай» слова и музыка Г.Вихаревой»)

А теперь, друзья, глаза закройте, повернитесь, вновь в ребяток превратитесь.

Вот для вас игра другая: за столы садитесь, возьмите карандаши, и укажите, что съедобно в овощах – вершки или корешки.

Игра «Вершки-корешки»

Новый друг мой перед Вами,

Он наполнен семенами.

Семена свои считал,

Половину потерял…

Вы, ребята, помогите,

Семечки его найдите,

Помните, что в каждом ряду

Было по 12 семечек.

Нарисуйте их.

Игра «Подсолнух».

А теперь, друзья вставайте

И со мною поиграйте.

Подвижное упражнение «Урожай».

В огород пойдём,

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора.

Вы тихонько посидите

И картину рассмотрите.

Дети, что вы видите на картине?

Какое время года изображено?

Какие приметы говорят о том, что это осень?

Где находится огород?

Какая погода изображена?

Какое настроение у детей и почему?

Представьте, что мы помогаем ребятам собирать урожай.

Игра-пантомима «Собери урожай». (Каждый ребёнок по очереди показывает, что он делает, остальные отгадывают и рассказывают).

Что вы почувствовали, когда помогали ребятам трудиться?

А теперь давайте ещё раз посмотрим на картину. Придумайте рассказ про всё, что вы видите.

Не забудьте рассказать:

  1. Какое время года и какая стоит погода?
  2. Где работают дети?
  3. Что выросло у них на огороде?
  4. Что им удалось сделать?
  5. Какое у детей настроение?

Мне понравились ваши рассказы. Какое название вы дали бы картине и вашему рассказу?

Эта картина так и называется «Уборка урожая».

Художник хотел рассказать о труде детей, которые сами вырастили овощи и сами их убирают. А как вы думаете, что они будут делать с этими овощами?

Как их можно приготовить?

Давайте сварим щи.

Что положишь в кастрюлю

по схеме, расскажи:

какого цвета, формы, размера, вкуса, где растёт, чем полезен.

А мы будем называть овощи, которые нужны для приготовления щей.

Воспитатель:

Вносит волшебный горшочек (Горшочек – тыква).

Горшочек волшебный, вари, вари.

Подарок чудесный нам подари.

(Тыква угощает детей тыквенными цукатами).

Мне жалко с вами расставаться.

Надеюсь, что вам понравилась наша встреча. Что больше всего запомнилось?

Что узнали нового?

Это страна- ОГОРОД.

(Детям надевают шапочки – маски овощей).

  • Я – огурец – молодец.
  • Я – капуста – расту густо.
  • Я – репка – зелёная кепка.
  • Я – лучок – собирай меня в пучок.

Перец: Ах, друзья, мы не только вкусны, но и очень полезны. Поэтому овощи выращивают во всех странах мира.

Капуста Белокочанная: Очень много витаминов во мне. Поэтому меня заготавливают впрок.

Огурец: А я, друзья, почти полностью состою из воды, но и во мне есть минеральные соли, сахар, белки. Люди меня очень любят. Меня солят и маринуют на зиму. Я повышаю аппетит.

Репа: А я холода не боюсь. Мякоть у меня оранжевая. Это от того, что во мне есть каротин и витамин «А», который помогает ребятам расти и оберегает от болезней.

Морковь: Каротин есть и у меня.

Перец: И у меня тоже. И я придаю особый вкус кушаньям.

Горох: Я богат белками, без которых организм не может обойтись. Не зря меня  называют растительным мясом.

Лук: А я, лук, всем известен. Лучший из докторов. Про меня говорят: «Лук – от семи недуг».

Мы весною так трудились:

Посадили огород.

Поливали и пололи,

наблюдали, как растёт.

Вот и выросла капуста.

Если хочешь, помогай.

Ведь не зря же мы старались,

Собираем урожай.

Раскраснелись помидоры,

Лучше наших не найдёшь.

Так наполнили корзины,

Еле-еле унесёшь.

И огурчики собрали,

как один – все хороши.

Поплотнее уложили.

Потрудились от души.

Урожаем мы гордимся,

Вместе с вами веселимся.

Рабочий лист «Что где растёт?»

Выставить иллюстрацию «Подсолнухи».

Раздать рабочие листы.

Дети дорисовывают недостающие семечки в каждом ряду.

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.

«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.

«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Рисуют в воздухе круг три раза.

«Рвут»: приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Дети 2 минуты рассматривают картину «Уборка урожая». Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».

  • Огород, на котором работают дети.
  • На огороде растёт  капуста, морковь.

  • На картине изображена осень.

  • Дети собирают урожай овощей.
  • Вокруг огорода растут деревья: берёзы, тополя, осинки. Они в осеннем золотом наряде.

  • Рядом со школой.
  • Рядом с городом, потому что видны многоэтажные дома.

  • Тихий осенний день.
  • Погода пасмурная, но тёплая, так как дети одеты легко.
  •  Погода безветренная. Деревья стоят прямо, ровно, не склоняются.

  • Дети довольные, весёлые, лица у них счастливые, потому что они собирают богатый урожай.
  • Им весело, они вместе дружно трудятся, помогают друг другу. Они довольны, что собрали большую гору моркови. Морковь у них выросла крупная, ровненькая, красивая.
  • Они любуются своей капустой. Она выросла большая, кочны, словно большие зелёные мячи, лежат на грядках.

  • Гриша вырывает морковь из грядки за зелёный пушистый хвостик.
  • Миша сильный – он носит полные вёдра моркови
  • Наташа уносит ботву с огорода.
  • Оля отрывает ботву у моркови и складывает морковь в корзину.
  • Коля выкапывает морковь лопатой.

  • Что тяжело убирать урожай, но приятно.
  • Радостно, что урожай хороший.

Стоит золотая осень. День тёплый, безветренный.  Дети убирают урожай на огороде около школы. Вокруг огорода растут стройные молодые берёзки, раскидистые осинки, высокие тополя. Осень украсила их разноцветными листьями. На грядке, словно барыня, сидит капуста. Дети с учителем убирают морковь. Они довольны, что морковь выросла крупная, яркая, ровненькая, её много.

  • «Уборка урожая»
  • «На школьном огороде»
  • «Дети трудятся»

  • Угостят своих друзей.
  • Отдадут на кухню, где из них приготовят салаты.
  • Будут их есть зимой.

  • Овощи можно мариновать или солить, варить, тушить, жарить.

  • Светло-зелёный, овальный, большой, растёт на грядке, но не огурец, как поросёнок лежит на грядке. (Кабачок)

Я знаю, кабачок в щи не кладут.  

  • Светло зелёная, большая круглая, но не помидор, на ней много-много одёжек, помогает, когда болит голова. (Капуста)

Без капусты щей не сваришь.

  • Длинная, но не огурец, красная, но не помидор, хрустящая и сладкая, очень полезна для глаз. (Морковь)

Морковь придаёт щам и красивый цвет и хороший вкус.

  • Жёлтая, круглая, но не капуста и не помидор, с хвостиком, но не мышь. (Репа)

 

Этот овощ не для щей, лучше подходит для овощного рагу.

(ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКОРАЯ ОВОЩНАЯ ПОМОЩЬ Презентация к занятию «Тётушка Тыква в гостях у ребят»

Слайд 2

Овощи не только очень вкусные, но и полезные продукты. В них много витаминов и полезных веществ, которые позволяют сохранить ваше здоровье и помочь, если вы заболели.

Слайд 3

Если одолела простуда Я – лук, Я – Чипполино , Весёлый, озорной. Простуды и ангины Не справятся со мной. Не болеем больше гриппом, Не боимся сквозняка. Все таблетки заменяет Нам головка чеснока.

Слайд 4

Чтобы зубы не болели Чтобы зубки не болели Жуй петрушку и морковь И тогда, дружок, ты точно Позабудешь докторов.

Слайд 5

Чтобы были зоркими глаза Помни истину простую, Лучше видит только тот, Кто жуёт морковь сырую Или сок морковный пьёт.

Слайд 6

Чтобы волосы, ногти, кожа были здоровы А кто любит, дети, лук, Вырастает быстро вдруг. Кто капусту очень любит, Тот всегда здоровым будет.

Слайд 7

Если хочешь вырасти сильным и здоровым Пей всегда морковный сок И грызи морковку – Будешь ты тогда, дружок, Крепким, сильным, ловким.

Слайд 8

Чтобы всегда было хорошее настроение Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины А, В, С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Подарки осени"

Данное занятие позволяет обобщить представления детей о фруктах, ягодах и цветах на основе сенсорных ощущений через игры и игровые упражнения....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи "Фруктовая страна"

В представленном занятии дети в игровой форме закрепляют представления о фруктах и знакомятся с процессом образования плода....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи с элементами мнемотехники в старшей группе

Программное содержание1 Закрепить знания детей о свойствах воздуха.2 Продолжать учить детей отгадывать загадки.3 Развивать диалогическую речь детей.4 Активизация словаря (образование...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

План-конспект занятия по развитию речи в младшей группе: "Карандаш в гостях у ребят"

Цель. Вызвать интерес к окружающему миру, удовлетворяя сенсомоторные потребности. Развивать у детей коммуникативные качества. Способствовать речевому развитию ребёнка, стимулировать активную речь за с...