Приобщение детей младшего дошкольного возраста к литературе
методическая разработка по развитию речи (младшая,средняя группа) по теме

Кудрявцева Лариса Александровна

В  статье рассказывается о методах и приёмах, которые используются  в работе  с детьми по  приобщению к художественной литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

В 1 младшей группе, мы ежедневно привлекаем внимание детей к рассматриванию иллюстраций, чтению коротких произведений. Мы обязательно показываем детям, как перелистывать книгу, правильно держать, куда класть. Учитывая данный возраст, мы часто используем фольклор: потешки, поговорки, прибаутки, колыбельные. Используем их не только на занятиях, но и в режимных моментах, в играх. Также нам показалось необходимым оформить книжный уголок, куда мы поместили предметные и сюжетные картинки. Мы учим детей рассматривать, отвечать на простые вопросы: Кто (что) это? Что делает? Сначала  мы смастерили самодельные книжки – малышки и учили с ними обращаться детей. Через некоторое время внесли в уголок настоящие красочные, яркие, с крупными иллюстрациями книги (книжки-игрушки, книжки-вырубки, книжки-панорамы).

Во второй младшей группе продолжаем работу с учётом усложнения задач, поставленных в программе. Также как и в предыдущей группе, огромную роль отводим фольклору. Включаем произведения, которые вызывают у детей желание двигаться, играть, общаться, проявлять положительные эмоции. В своей работе мы используем такой приём, как рисование под приговорки, потешки. Вместе с ребятами пробуем изобразить то, что описывает поэт в стихах. Проводим игры «Угадай героя по описанию», «Доскажи словечко», «Из какой сказки?», «Кто сказал?». Предлагались детям творческие задания : после чтения сказки «Теремок» изобразить обстановку в домике и т.п.  Приобщая детей к литературе, мы использовали выразительное чтение вслух, опираясь обязательно на наглядный материал.  Чтобы вызвать интерес к книгам с помощью игрушек разыгрываем сценки из произведений. Также продолжаем работу по анализу художественного текста путём постановки вопросов: Кто? Где? Как? Проводим рекомендательные  беседы и беседы о прочитанном.  В книжном уголке помещаем книги на разные  темы  и иллюстрации к ним.

В средней группе дети уже проявляют большой интерес к книгам: подолгу рассматривают, обмениваются мнениями по содержанию. Поэтому в книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, стихи и т.п. Предлагаем детям рассматривать одну сказку, но иллюстрированную разными художниками. В этом возрасте начинаем знакомить с элементами биографии автора. Помещаем их  портреты. При анализе текста главный вопрос «почему?». Так 4-5 лет возраст почемучек, мы включили в свою работу и знакомство с научно-познавательной литературой. Используем игры «Литературные загадки», «Придумай сказку», «Изобрази услышанное». Используем инсценировки стихов, сказок, рисуем картинки к произведениям, мастерим кижки-малышки. В работе начинаем обращать внимание на понятия: эпитет, сравнение, рифма, сказка, ритм. По сколько дети этого возраста активно начинают сочинять, мы проводим игры «Допиши сказку», «Придумай концовку», «Сказки в картинках» и т.п. Среди методов и приёмов по приобщению детей к художественной литературе мы используем  игру «книжкина больница», где мы производим ремонт книг; рисование, лепка. Игра по прочитанной книге, инсценировки.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему необходимо с раннего возраста приобщать ребёнка к литературе. Привлечь внимание ребёнка к чтению и сформировать из него грамотного читателя – одна из главных задач воспитания. Крайне важным является сотрудничество педагогов и родителей, так как, именно от установок взрослого зависит, станет ли ребёнок настоящим читателем, какое отношение к процессу чтения и к литературе выработается у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Огромная роль в приобщении дошкольников  к художественной литературе принадлежит дидактической игре....

План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя второй младшей группыЧулковой Ирины Валерьевны Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...