План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

 План по самообразованию воспитателя второй младшей группы

Чулковой Ирины Валерьевны

 

Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»

 

Актуальность.

Социально-коммуникативное развитие, в соответствии с ФГОС ДО, направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитие эмоционального и социального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к обществу детей и взрослых.

Актуальность данной темы в том, что вопросы нравственного воспитания детей остро встают перед современным обществом. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность, дошкольников, нежелание понять внутренний мир другого человека. Негативно сказывается на подрастающем поколении и низкая культура окружающего социума. Формирование нравственных понятий у детей, овладение морально-этическими нормами – это долгий и сложный процесс. От педагога он требует постоянных усилий, планомерной, непрерывной работы. Исключительную роль в этой работе занимает чтение художественной литературы малышам.  Этот метод позволяет без излишнего морализирования подтолкнуть ребёнка к осознанному применению в жизни норм и правил поведения, помогает понять сферу социальных взаимодействий людей, моральных, нравственных ценностей. Художественная литература помогает детям понять не только эмоциональные порывы героев книги, но и мотивы их поступков. Таким образом, развивается способность к сопереживанию, эмпатии, умение анализировать и оценивать поступки и ситуации, закладываются морально-нравственные основы личности, составляющие базис человека, как социального существа. Потребность ребенка слушать одну и ту же сказку или стихотворение несколько раз, пропуская через себя содержание литературного произведения, эмоционально переживая  происходящие в нём события, даёт педагогу возможность психологически тонко воздействовать на личность ребёнка, помогая ему возвышаться над собой и собственными проблемами.

 

Цель:  повышение своего профессионального мастерства и компетентности в процессе создания условий для приобщения младших дошкольников к морально-этическим нормам мировоззрения, поведения и взаимоотношений в обществе  посредством чтения детской художественной литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Солнышко»

Чулковой Ирины Валерьевны

на 2019-2020г

Тема: «Приобщение к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»

Актуальность.

Социально-коммуникативное развитие, в соответствии с ФГОС ДО, направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитие эмоционального и социального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к обществу детей и взрослых.

Актуальность данной темы в том, что вопросы нравственного воспитания детей остро встают перед современным обществом. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность, дошкольников, нежелание понять внутренний мир другого человека. Негативно сказывается на подрастающем поколении и низкая культура окружающего социума. Формирование нравственных понятий у детей, овладение морально-этическими нормами – это долгий и сложный процесс. От педагога он требует постоянных усилий, планомерной, непрерывной работы. Исключительную роль в этой работе занимает чтение художественной литературы малышам.  Этот метод позволяет без излишнего морализирования подтолкнуть ребёнка к осознанному применению в жизни норм и правил поведения, помогает понять сферу социальных взаимодействий людей, моральных, нравственных ценностей. Художественная литература помогает детям понять не только эмоциональные порывы героев книги, но и мотивы их поступков. Таким образом, развивается способность к сопереживанию, эмпатии, умение анализировать и оценивать поступки и ситуации, закладываются морально-нравственные основы личности, составляющие базис человека, как социального существа. Потребность ребенка слушать одну и ту же сказку или стихотворение несколько раз, пропуская через себя содержание литературного произведения, эмоционально переживая  происходящие в нём события, даёт педагогу возможность психологически тонко воздействовать на личность ребёнка, помогая ему возвышаться над собой и собственными проблемами.

Цель:  повышение своего профессионального мастерства и компетентности в процессе создания условий для приобщения младших дошкольников к морально-этическим нормам мировоззрения, поведения и взаимоотношений в обществе  посредством чтения детской художественной литературы.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2.  Составить список художественной литературы для чтения детям 3-4 лет по теме и пополнит библиотеку группы литературными произведениями по списку.

3. Создать условия для знакомства детей с литературным произведением.

4. Помогать усвоению детьми духовно– нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

6. Побуждать родителей к участию в образовательном процессе (пополнение библиотеки группы).

7. Повышать педагогическую компетенцию родителей путём оформления информационного стенда с рекомендациями для родителей по теме.

8. Обобщить и представить свой педагогический опыт по теме самообразования в форме презентации и отчёта на педагогическом совете.

Методы работы

  • Словесные: чтение, объяснение незнакомых слов, беседа по содержанию, заучивание.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций к прочитанному.
  • Практический: дидактические словесные игры.

Принципы

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями.

• Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе нравственного воспитания и привития морально-этических норм.

Планируемый результат: ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, способен следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

ПЛАН

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Сентябрь

Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме.

Подбор художественной литературы для чтения детям.

Октябрь

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывки).

Чуковский К. «Мойдодыр».

  1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
  2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
  3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к подговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию слов, фраз, предложений.
  4. Заучивание отрывка из произведения.

Памятка «Список рекомендованной литературы для чтения детям.

Ноябрь

Усачев А. «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек». «Здраствуйте, спасибо и до свидания!»,

 Барто А. «Шла вчера я по садовой»,  Прокофьева С. Л.  «Сказка о невоспитанном мышонке».

  1. Знакомство с произведением. Беседа по содержанию.
  2. Повторное чтение.
  3. Д/И «Какие вежливые слова мы знаем?»

Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»

Декабрь

Русские народные сказки: «Гуси – лебеди»,  «Волк и козлята».

  1. Знакомство со сказкой. Рассматривание иллюстраций.
  2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к пониманию того, что нужно уважать старших и родителей слушаться, чтоб не случилось беды.
  3. Приводить цитаты сказки в подходящих ситуациях.

Анкетирование «В гостях у сказки».

Январь

Усачев А. «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек».

  1. Чтение рассказа «Обои». Беседа по содержанию.
  2. Беседа «Почему на стенах нельзя рисовать?»
  3. Повторное чтение рассказа.
  4. Д/И «Можно-нельзя».

Консультация «Роль книги в воспитании детей».

Февраль

Алябьева Е. А. «В магазине игрушек»,  «Не хочу, не буду».

  1. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию.
  2. Повторное чтение. Подвести детей к порицанию неприемлемого поведения.
  3. Напоминать детям о героях произведения в соответствующих ситуациях

Консультация «Чему нас учит сказка?»

Открытый показ образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

Март

Барто А. Цикл «Игрушки»

  1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
  2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
  3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к подговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию фраз, предложений.

4. Д/И «Хорошо-плохо».

Опрос «Любимые книги вашего ребёнка».

Апрель

Поттер Беатрис. Цикл поучительных историй «Сказки кошки Табиты».

  1. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию.
  2. Повторное чтение. Подвести детей к порицанию неприемлемого поведения.
  3. Напоминать детям о героях произведения в соответствующих ситуациях.

Консультация «Семейный досуг: чтение и беседы о прочитанном».

Май

Литературный вечер «Чему нас научили герои книг».

Оформление выставки семейных работ «Любимый литературный герой».

Презентация   отчёта о проделанной работе.

Итоговое мероприятие: оформление выставки семейных работ «Любимый литературный герой».

Самоанализ плана по самообразованию. Рефлексия.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду» Издательство «Сфера», Москва, 2017г
  2. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3- лет», издательство Мозаика-Синтез, 2018г
  3. Васюкова Н.Е. «Художественная литература для детей 3-5 лет. Методическое пособие» ТЦ Сфера, СЕРИЯ «Истоки», 2016г
  4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи.: Методика приобщения детей к чтению » М.: Линка-Пресс, 2003.
  5. Микляева Н.Р «Социально-эмоциональное воспитание дошкольников», издательство Сфера, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» Ходеевой Натальи Павловны

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»

Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...