План по самообразованию воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Альбина Олеговна Казакова

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx52.94 КБ

Предварительный просмотр:

           «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

   От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. 

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

Индивидуальный план самообразования

на 2023-2024 учебный год

 

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 

Актуальность выбранной темы.

 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

 

 

 

Перспективный план работы воспитателя

на 2023 -2024 учебный год.

 

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Изучение литературы: О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»; Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»; Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006; В.Дмитриева  «Методика раннего развития Марии Монтессори».

Октябрь

Изучение литературы: Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006; Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Ноябрь

Работа с методической литературой по проведению пальчиковой гимнастики.

Декабрь

Составление картотеки игр по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

Январь

Изучение и изготовление дидактического пособия.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Март

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Апрель

Консультация для педагогов «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

 

 


 

Перспективный план работы с детьми

на 2023 -2024 учебный год.

 

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

стержень. Развивать глазомер. Знакомить

с цветом. 

Пальчиковая гимнастика

«Дружат в нашей группе», «Листья»

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Морковку трем…»

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Игра –занятие (рисование) «Дождик»

Учить обмакивать палец в краску, оставляя на бумаге след, развивать мелкую моторику.

Октябрь

Д/и «Цветные бомбошки»

Развивать мелкую моторику, пространственное мышления, логику, усидчивость;

запомнить названия цветов и научится считать.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Прищепки»

Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать усидчивость, обогащать сенсорный опыт детей.

Д/и «Баночки»

Развитие сенсорного восприятия; развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый) ; развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами; учить группировать предметы по определенному признаку.

Ноябрь

Самомассаж «Ручки греем».

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Физминутка «У оленя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из крышечек мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из крышек из по детского питания.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

волшебной палочки или пальчиком на песке.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя ёлочка»

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома».

Упражнять детей выкладывать из

счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление

Д/и «Шурупы и гайки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

рисовать пальчиками, ладошкой

Д/и «Шнуровки»

Повышение подвижности, ловкости и сенсомоторных способностей у детей

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

Д/и по пособию М.Монтессори

Развитие мелкой моторики рук

Апрель

Упражнение «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Развивать речь, координацию движений пальцев рук, внимание, память, мышление

Музыкальная игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

движениям взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

с родителями (законными представителями)

на 2023-2024 учебный год.

 

 

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Анкета «Развитие мелкой моторики у детей»

Октябрь

Консультация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки

Январь

Рекомендация «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Февраль

Беседа «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Фотовыставка «Руки мамы и мои»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками»

Май

Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок.

 

 

 

 

Литература по теме:

 

1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»

3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

4.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

Методическая разработка о специфике освоения аппликации в младшем дошкольном возрасте; об особенностях использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошкольного возр...

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста "Цветные ленточки"

Почему игры шнуровки полезны1) Игры шнуровки развивают мелкую моторику.2) Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).3) Игры шнуровки развивают усидчивость, терпени...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности   во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» (организация игр по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольн...

Инновационная деятельность воспитателя «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

Актуальность темыРебёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Умение выполнять мелкие движения с пре...

«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».

laquo;Развитие мелкой моторики    детей младшего дошкольного возраста для развития активной речи».Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Именно с помо...