Инновационная деятельность воспитателя «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».
методическая разработка (старшая группа)

Никула Алёна Сергеевна

Актуальность темы

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время, в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости, является - оригами - японское искусство складывания бумаги.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность; позволяют детям испытать свои возможности и проявить  конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана мною, для развития у детей старшего дошкольного возраста, мелкой моторики руки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost_pedagoga_na_temu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность воспитателя Никула Алёны Сергеевны на тему

«Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Тема на 2018 – 2019 уч. год:

 «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

 «Настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение!»

Актуальность темы

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время, в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости, является - оригами - японское искусство складывания бумаги. 

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность; позволяют детям испытать свои возможности и проявить  конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана мною, для развития у детей старшего дошкольного возраста, мелкой моторики руки.

Цель:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук посредством техники оригами.

Задачи:

  • Формировать умение работать с бумагой, используя различные приёмы: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.
  • Упражнять в концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
  • Развивать пространственное воображение – формировать умение  читать пооперационные карты, действовать в соответствии со схемой, представлять конечный результат (объёмную фигурку).
  • Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать аккуратность ответственность.
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять и уточнять представления детей о живой природе.
  • Формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми, в ходе выполнения коллективных работ.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

Интеграция с другими образовательными областями.

  • «Физическое развитие» Формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток. Укрепление здоровья детей, за счёт сохранения правильной осанки во время продуктивной  деятельности.
  •  «Социально-коммуникативное» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время продуктивной деятельности. Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.
  • «Познавательное развитие» Развитие обследовательских действий и умений, установление причинно – следственных связей в процессе продуктивной деятельности.
  • «Речевое развитие» Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.
  • «Художественно-эстетическое развитие» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.

Для более продуктивного, интересного проведения образовательной деятельности с воспитанниками, я использую современные технические средства: ПАК «Колибри», проектор, «Документ камера «Doko».

Значение оригами для развития детей.

  •  Оригами развивает мелкую моторику рук.
  • Совершенствует координацию тонких движений пальцев;
  • Воспитывает терпение и внимательность;
  • Развитие способности четко формулировать мысль;
  • Обучает элементам логического и абстрактного мышления;
  • Развитие усидчивость, наблюдательность, память и пространственное конструирование, увлекает дошкольников;
  • Будит детское воображение;
  • Приносит радость детям, так как в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;
  • Развивает креативность.

Реализация занятий оригами проходит через разные виды деятельности:

- Наблюдения;

- Дидактические игры;

- Учебная деятельность;

- Театральная деятельность;

- Взаимодействие с родителями;

- Трудовая деятельность;

- Чтение художественной литературы;

- Пальчиковые игры;

- Ролевые игры.

Перед тем как приступить к выполнению того или иного изделия из бумаги, необходимо провести с детьми  предварительную работу, а именно:

  1. Ознакомиться со свойствами бумаги (толщина, плотность, предназначение, цвет и др.)
  2. Ознакомление с условными обозначениями в оригами (умение понимать схему выполнения оригами, следовать инструкции воспитателя).
  3. Чтение художественной литературы (отгадывание загадок, пение песен, обсуждение истории международных праздников) по теме предстоящей деятельности.
  4. Рассматривание иллюстраций, презентаций.
  5. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  6. Пальчиковая гимнастика.

В процессе ознакомления детей с искусством складывания из бумаги, мы столкнулись с некоторыми трудностями. В начале года, некоторым ребятам было трудно согнуть лист бумаги просто пополам, соединив при этом все углы. Не хватало силы нажима, уверенности в своих движениях для проглаживания сгибов. Но со временем, включая в свою деятельность элементы «сюрприза», заинтересовывая ребят своей деятельностью, они стали достигать больших успехов. В свободное время, дети просят напомнить им, как изготавливается, та или иная игрушка из бумаги. А некоторые самостоятельно без подсказок, складывают лист бумаги в изделие. Все работы мы используем в дальнейшем, во время сюжетных игр, постановок сказок или дарим их родителям, в качестве подарка, открытки к праздникам.

Совместно с детьми, были изготовлены следующие работы – подделки из бумаги:

- «Собачка», «Лягушка», «Лисичка»;

- Цветок «Тюльпан»;

- «Лодочка», «Самолетик»;

- «Забавные зверята», пальчиковые игрушки;

- открытка к Новому году «Нарядная ёлочка»;

- «Военный: моряк, пограничник, полицейский»;

- «Ежик» и др.

По мимо занятий по оригами, мы с ребятами проводим много других интересных и полезных мероприятий для развития мелкой моторики рук. Мною был проведен мастер – класс по изготовлению народной куколки – мотанки (обережек). Конечно, с помощью родителей, которые предоставили нам много материала для работы. Ребята под моим руководством, с интересом создавали свою собственную куколку, заворачивали лоскутки ткани, обматывали нитью или тесемкой. Некоторые дети смогли даже завязать узелок.

Также, в качестве пособия по поддержания мелкой моторики рук и развития познавательных навыков и творческого воображения, мною были изготовлены макеты зданий из картонных коробок, на крышах которых, ребята высаживают на мох – ягель, веточки растений, цветочки, выкладывают камни. Воспитанники занимаются «озеленением» крыш домов, как настоящие агрономы (профессия будущего – агроном – сити).

Взаимодействие с родителями и (или) законными представителями.

Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных во время общения с воспитателем навыков в предметно – игровую деятельность. Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей.

Первым этапом моей работы, было анкетирование родителей с целью узнать их уровень осведомленности в вопросах развития мелкой моторики рук у дошкольников. Мною была составлена анкета, состоящая из 13 вопросов (см. Приложение). Результаты анкетирования показали, что родители в основном имеют представление о том, что такое мелкая моторика рук и для чего ее нужно развивать. Но практически все родители затрудняются в плане выбора дидактических игр, занятий для развития моторики. Некоторые взрослые, вообще не уделяют этому вопросу особого внимания, не догадываются, что даже при обычных бытовых играх дома, превосходно можно развивать чувствительность пальцев рук, координацию движений, а следовательно подготавливать руку к письму. Родители отметили, что согласны принимать участие в изготовление игр и пособий для развития мелкой моторики, своими руками.

Мою работу с родителями по формированию культуры воспитания у детей мелкой моторики, можно условно разделить на несколько групп:

  1. Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.
  2.  Информирование родителей о перспективном плане моей работы с воспитанниками на 2018-2019 уч. год по развитию мелкой моторики рук посредством оригами. Систематическое обновление информации в папках – передвижках, на стендах группы. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.
  3. Показ – демонстрация родителям дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики рук, изготовленных из бросового и природного материалов. Деятельность детей с данными пособиями они могут увидеть на открытых занятиях, на родительских собраниях, на «День открытых дверей», а также на сайте nsportal (страничка педагога) и в месенджерах (viber).
  4. Показ мастер – класса «В гостях у Золушки», с участием детей и родителей. Работа проводилась по подгруппам, у каждой было свое задание. Данное мероприятие проводилось в рамках программы фасилитации «Мы с ними».
  5. Привлечение родителей к обновлению и созданию дидактических игр и материалов для развития мелкой моторики рук (например, морские ракушки и гальки различной формы и величины, шишки, каштаны, крышечки и т.д.)
  6. Участие в творческих конкурсах воспитанников и их родителей. Например, в конкурсе «Лего – сюрприз», номинация «Дед Мороз и снегурочка», участвовал Кузнецов Валера и семья. В городском фестивале - конкурсе  «Юный шахматист», номинация «Рисунок», Калпак Дарья заняла 2 место, а также Протасова Полина заняла 3 место. На ежегодном городском конкурсе подделок из бросового и природного материала «Символ года», Додух Яна и ее мама, под моим руководством, заняли почетное 2 место, с работой «Свинка на карнавале».
  7. Проведение мероприятия по программе фисилитации «Они с нами», а также подведение итогов совместной работы с родителями, в виде видео – презентации (отчета) «Они без нас», по развитию мелкой моторики дома, в быту.
  8. Участие в квест – игре «Профессии города», проводимой на территории МАДОУ «Гусельки» в сентябре 2018 г. Там ребятам и некоторым родителям, пришлось продемонстрировать уровень развития своей мелкой моторики рук, проходя интересные и увлекательные испытания.

Подробный план работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год, представлен в  Приложении 1.

В заключение, хотелось бы напомнить, что:

- изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста.

- игрушки – самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, формируют умение детей общаться друг с другом.

- кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии.

План мероприятий с родителями старшей группы №6 на 2018 – 2019 уч. год, по инновационной деятельности на тему «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель Никула А.С.

2018 – 2019 уч. год я планирую работу по следующей теме «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

Перспективный план:

1 этап – подготовительный – сентябрь.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь  – апрель.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации  – май.

Цель – подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.

Сентябрь:

Подготовка к реализации проекта: подбор, изучение и анализ методической литературы по теме проекта.

Составление перспективного плана работы с родителями по теме проекта.

Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка.

  1. Анкетирование родителей «Мелкая моторика рук».
  2. Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать».

Октябрь:

  1.  Папка – передвижка «Оригами - как способ развития мелкой моторики рук. История возникновения оригами».
  2. Консультация «Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов».
  3. Открытый показ родительницы для других родителей «Пальчиковые упражнения (по методу ментальной арифметики), работа одновременно двумя руками, для развития моторики рук, мышления, речи, для лучшей работы головного мозга».
  4. Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе.

Ноябрь:

  1. Выставка «Наши первые поделки из бумаги».
  2. Открытый мастер – класс по развитию мелкой моторики с детьми «В гостях у Золушки» (форма взаимодействия «Мы с ними»).
  3. Папка – передвижка «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

Декабрь:

  1. Консультация: изготовление дидактических игр (пособий) для развития мелкой моторики своими руками.
  2. Папка – передвижка «Оригами для дошкольников. Почему оно так полезно? Советы родителям для занятий оригами дома».
  3. Консультация. Индивидуальные беседы по развитию моторики рук «Игры на кухне». Игры с крупами, перебирание круп, аппликация, рисование пальчиками по манке и т.д.

Январь:

  1. Папка - передвижка «Развитие графических навыков у дошкольников».
  2. Родительское собрание. Ознакомление с накопленными работами детей – оригами. Обобщение опыта.
  3. Консультация «Изготовление кукольного пальчикового театра из бумаги».

Февраль

  1.  Творческая мастерская – совместное изготовление «Оригами – военного» к празднику Дню защитника Отечества. (форма взаимодействия «Они с нами»).
  2. Консультация «Развиваем мелкую моторику в быту. Развиваемся играя».

Март:

  1. Папка – передвижка с информацией «Зачем нужны шнуровки».
  2. Индивидуальные консультации по презентациям.

Апрель:

  1.  Показ – презентация (фото, видео) со стороны родителей, по развитию мелкой моторики детей и умения складывать изделия из бумаги «Я всё умею делать сам!» или «Изготовление бумажных героев кукольного театра, посредством оригами» (форма взаимодействия «Они без нас»)
  2. Буклет для родителей «Схемы выполнения игрушек – оригами, игры и способы использования бумажных изделий».

Май:

  1. Фото – выставка «Наши умелые руки, не знают скуки!» (фото с занятий, работ – оригами)
  2. Родительское собрание. Рассказать о наших успехах по развитию мелкой моторики. Достижения в конкурсах и выставках.
  3. Консультация «Игры для детских ручек в летний период».

В течение года, планирую участие в некоторых конкурсах по рисованию, ДПИ и других, показывающих нашу работу по развитию мелкой моторики детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.

С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.  Эта  проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольног...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

quot;Развитие мелкой моторики детей  младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Консультация для воспитателей «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

       Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не тольк...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

Мастер –класс для воспитателей На тему: «Ум на кончиках пальцев» Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозг...