Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.
проект (старшая группа) на тему

Иванова Людмила Николаевна

С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.  Эта  проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_melkoy_motoriki.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик» ГО «город Якутск»

Доклад на тему:

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ

Выполнила: Иванова Л.Н.

Воспитатель первой категории

Якутск 2017г.

Введение

С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.  Эта  проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию мелкой моторики. Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики ,умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с различными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе -можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, листиком берёзы). Происходит развитие наглядно образного, и словесно-логического мышления. Активизация самостоятельной  деятельности. А чем я могу ещё рисовать? Что я могу ещё интересного с этим материалом нарисовать?)

"Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное"

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития мелкой моторики  детей не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию мелкой моторики.  Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности. 

Актуальность:

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.[25]

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук.[5]

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и формы  нетрадиционной техники рисования как позитивный фактор  в развитии мелкой моторики.

В основу положена гипотеза, согласно которой работа педагогов по развитию мелкой моторики будет наиболее эффективным если:

- знакомство с основами нетрадиционной техникой рисования будет носить комплексный характер, осуществляться в творческой атмосфере, на специальных практико-ориентированных занятиях, учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Цель исследования: раскрыть особенности влияния нетрадиционных рисования на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:

-изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме.

-апробировать цикл образовательных ситуаций для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности. 

Методы исследования: анкетирование, тестирование, наблюдение, сравнительный анализ и математическая обработка результатов.

База  исследования: МБДОУ детский сад «Подснежник»№21 село Чапаево Олёкминского улуса

   Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

1.1 Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

 «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев»

Сухомлинский В.А.        

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другие было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. [26]

Работы В. М. Бехтерова так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. [38]

М.М. Кольцова отмечает зависимость уровня развития мелкой моторики и речи: «если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше». М.М. Кольцова полагает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».Однако значение мелкой моторики не ограничивается ее влиянием на развитие речи. О связи развития моторики и общего психического развития свидетельствуют исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко. Движения пальцев повышают тонус структур головного мозга, что создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся. Педагоги и психологи, основываясь на этом факте, используют упражнения кисти для улучшения внимания, памяти, слуха, зрения, умственных способностей, для сохранения здоровья. При этом, что подтверждается в статье Г.А.Кураева, Л.Н.Иваницкой, в исследованиях, посвященных проблемам внимания, памяти, не находится подтверждений зависимости уровня развития моторики и внимания, памяти. Эту связь авторы считают опосредованной, выстраивая цепочку: развитие мелкой моторики – развитие речи – развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти. Л.Г. Парамонова, говоря о подготовке ребенка к школьному обучению, а именно о готовности руки к письму, отмечает необходимость целенаправленной работы по развитию тонкой моторики пальцев рук. В дошкольном возрасте идет активное развитие моторики. Как отмечает Г. Крайг, развитие умений, требующих использования тонких движений пальцев рук, включают ряд процессов, начинающихся еще до рождения ребенка (например, хватательный рефлекс у младенца сменяется произвольным хватательным движением, а тот, в свою очередь, «пинцетным захватом» предметов). Проследим этапы развития мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте. [32]

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие . Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.[11]


1.2.Значение использования нетрадиционных изобразительных техник в развитии мелкой моторики  детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
         Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
        По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук детей являются занятия по изобразительной деятельности. И. М. Соловьёв в своих исследованиях обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребёнка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции.[39]

        Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.[25]

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития". Детство является наиболее благоприятным для развития творчества.

Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию способностей. К сожалению, современная массовая "школа" еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.[7]

В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Художественная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Сначала у детей возникает интерес к изобразительным средствам, манипуляциям с ними, к следам  оставленным на листе бумаги, от действия карандашом или кистью и лишь постепенно, освоением изобразительных приемов, появляется мотивация к творчеству – желание получать результат, создать изображение.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Ведь, именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого возможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

При взаимосвязи обучения и творчества, по мнению Т.С. Комаровой, ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, на связывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе [18]

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться  правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) – щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат – неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е, движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений.[24]

Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Понятие "техника" имеет несколько значений. Рассмотрим трактовку понятия "техника" из разных источников.

Техника (от греч. – искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опромедчивания  в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы. (Большой Энциклопедический словарь)

Техника – совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова)

Техника – совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой. (Культурология  Энциклопедия. Том 2) [40]

В словаре Ожегова [45]техника понимается как:

1. Круг наук, связанных с изучением и созданием средств- производств, орудий труда.

2. Совокупность средств - труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. Передовая технику. Овладеть техникой.

3. Совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве.

Рассмотрев трактовку понятия в разных источниках, можно сделать вывод, что техника это: совокупность приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса производства и получения наилучшего результата.

Что же представляет собой техника изобразительного творчества?

Советский художник Д. И. Киплик в книге "Техника живописи" указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники даст художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения.

Техника рисования художниками понимается широко. Сюда включается техника линии, тушевки. Определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя ее выработке особое внимание.[8]

Замечательный русский художник - педагог П.П.Чистяков, подготовивший и воспитавший, целую плеяду русских художников. И он  неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал, что, к сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-несмелое исполнение, а ведь это большой недостаток. Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, – это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники К. Е. Репин, И. Н. Крамской.

В понятие, техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, праздничному изображению контура, формы предметов.

Педагогу необходимо научить детей технике так, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в работе свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.

То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую самостоятельно ребенок не может.

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт, овеществленный в каждом конкретном инструменте, орудии. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению различным техникам изобразительной деятельности.

Изображение в рисунках создается при помощи разнообразных материалов. Художники в своем творчестве используют различные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель), соус, уголь, сангину, пастель и многие другие. Нередки случаи, когда для создания выразительного образа в одном произведении используются разные материалы (например, уголь, сангина, гуашь; белила, акварель и цветные карандаши ). Необходимо учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности, а также учить сочетать доступные материалы в изобразительном творчестве.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детских заведениях, в дошкольных, школьных, специализированных школах искусств, художественных школах, в детских домах, в домах- интернатах, в различных художественных студиях, в домах творчества. Изобразительная деятельность в детском саду направлена на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.[13]

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства недостаточно решалась в теории и практике дошкольного художественного образования. Современные же техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и "это сделал Я – все это мое.

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Не способны  провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе имеют очень медленный темп письма.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы:

1.  Пальчиковая  гимнастика

2.  Пальчиковые игры

3.  Система игровых упражнений и др.

   Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой  изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук.

- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.  

- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

           Дети младшего возраста еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить и самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов.

Возможности детей старшего дошкольного возраста не совершенны, желания детей очень часто не соответствуют реальным возможностям. "Хочу" очень часто больше чем "могу". И понимание ребенком не совершенности своих работ может привести даже к отказу от изобразительной деятельности. От ребенка, понявшего что у него не получается задуманное очень часто можно услышать " У меня не получается", "Я не умею, не буду рисовать", "У меня ничего не получится". Именно в этом возрасте важно научить ребенка разнообразным техникам изобразительной деятельности. Они помогают ребенку создавать задуманное, Что- то новое, оригинальное, необычное, даже если технические навыки ребенка несовершенны. В старшем возрасте дети овладели определенным набором технических навыков и умений. Детские работы становятся правильнее, технически грамотными и осторожными. Но менее выразительными. И поэтому встает вопрос о нахождении путей разрешения данных противоречий.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, мелкой моторики  коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

• рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и моторные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.[8]

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

В процессе изобразительной творческой деятельности ребенок учится:

-самостоятельному  переносу  ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

-видению новой функции предмета (объекта);

-видению проблемы в стандартной ситуации;

-видению структуры объекта;

-способности к альтернативным решениям;

-комбинированию ранее известных способов деятельности с новыми.


Вывод к 1 главе:

Изучив теоретические положения использования нетрадиционных техник рисования в психолого-педагогической литературе, мы можем с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством развития мелкой моторики детей.

Современные пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений  содержат в себе информацию о возможностях использования разнообразных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками. Таким образом, рассмотрев разнообразные техник изобразительного творчества, мы можем говорить, что они являются основным средством творческого развития ребенка и развития мелкой моторики руки. Недаром педагоги пытаются все больше внимания уделять внедрению современных техник изобразительного творчества в воспитательный процесс ДОУ. Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества  детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению.

Мы решили провести опытно-экспериментальную работу, чтоб определить возможности влияния нетрадиционных техник  на развитие мелкой моторики  детей дошкольного возраста, в современных ДОУ.


Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.

2.1. Диагностика определения уровня развития мелкой моторики  у детей старшего  дошкольного возраста.

Для подтверждения гипотезы о том, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, нами было проведено эмпирическое исследование.

Нами были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- диагностические методы – методики:

Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста включила три самостоятельных этапа, отличающихся, целями, формами работы, содержанием.

Этапы исследования:

I этап - констатирующий

II этап - формирующий

III этап - контрольный

1 - этап – констатирующий.

         Мелкая моторика - это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным - важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Целью исследовательской работы является определение методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

- провести констатирующий эксперимент с целью диагностики уровня мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

-провести работу с детьми с низким и средним уровнем развития моторики;

-провести повторную диагностику развития мелкой моторики после занятий нетрадиционной техникой рисования;

-проанализировать динамику.

На первом этапе эксперимента нами были протестированы 15 детей при помощи диагностики развития мелкой моторики:

Автор: Соснина С.П. Кострома • 10-06-2011

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Перед ним лежал листок с заданием. Его задача состоит в том, чтобы он внимательно выслушал задание и приступил к его исполнению. Все задания выполнялись простым карандашом.

Задание№1Перед ребенком лежит лист бумаги в линеечку. Ребенку необходимо провести прямые линии между полосками на листе. На задание отводится 60 секунд. Заполнено 10 строк и более - 3 балла, от 6 до 9 - 2 балла, 5 и менее строк - 1 балл. №2.На листе бумаги нарисованы две дорожки. Нужно провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги. Без ошибок - 3 балла, 1-2 ошибки - 2 балла, более 2 ошибок - 1 балл 3.На листе изображены мячики и кегля. Нужно попасть мячиками в кеглю, т.е. провести прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги. Если все лини прямые и попадают точно в кеглю - 3 балла, если 1-2 линии непрямые или не попадают в кеглю - 2 балла, если 3 линии непрямые и не попадают в кеглю - 1 балл. 4.На листе изображен рисунок, нужно обвести рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.1-2 раза сошел с линии - 3 балла, 2-4 раза сошел с линии - 2 балла, более 4 раз сошел с линии - 1 балл. 5.Не отрывая карандаш от бумаги нужно продолжить рисовать узоры. Без ошибок - 3 балла, с ошибками - 2 балла, если ребенок не смог продолжить какой-либо узор - 1 балл. 6.Нужно продолжить рисовать узоры по клеточкам. Без ошибок - 3 балла, ошибка в одном узоре - 2 балла, ошибка в двух узорах - 1 балл.7Нужно нарисовать узор от точки: рисовать в последовательности: две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо и т.д. Без ошибок - 3 балла, 1 ошибка - 2 балла, более двух ошибок - 1 балл. 8.Нужно нарисовать такую же фигурку по клеточкам. Без ошибок - 3 балла, 1 - 2 ошибки - 2 балла, более трех ошибок - 1 балл. 9.Нужно нарисовать такую же фигурку по клеточкам. Без ошибок - 3 балла, 1 - 2 ошибки - 2 балла, более трех ошибок - 1 балл. 10.Нужно нарисовать такую же фигурку по клеточкам. Без ошибок - 3 балла, ошибки в 1 фигуре - 2 балла, ошибки в 2 фигурах - 1 балл. 11.Нужно скопировать фразу точно по образцу. Без ошибок - 3 балла, 1 - 2 ошибки - 2 балла, не смог - 1 балл.

Диагностика развития мелкой моторики

Автор: Соснина С.П. Кострома • 10-06-2011

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.

(На выполнение задания отводится 1 минута).

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Методика 3

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)

1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4

Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии

1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Методика 5

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ребенок ошибся в одном узоре

1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Методика 7

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

Методика 9

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10

Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.

Оценка:

3 балла – без ошибок

2 балла – ошибки в 1 фигуре

1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Подсчет баллов дал следующие результаты:

4 детей набрали 27 и более баллов. Такой высокий балл свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности, т.е. он правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

5 детей набрали от 17 до 26 баллов. У детей данной группы достаточно сформированы и автоматизированы навыки графической деятельности. Хотя существуют вопросы, над которыми необходимо поработать. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Остальные 6 детей набрали менее 16 баллов, что говорит о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе. Требуется целенаправленная работа на развитие мелкой моторики.

Экспериментальная группа МБДОУ «Подснежник»

001

Высокий

002

Высокий

003

Низкий

004

Средний

005

Средний

006

Средний

007

Низкий

008

Высокий

009      

Низкий

010      

Низкий

011      

Средний

012      

Средний

013

Низкий

014

Низкий

015

Высокий

Показатели развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста до применения нетрадиционных техник рисования.


2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования. Динамика  развития мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования.

2 этап формирующий.

Полученные эмпирическим путем результаты свидетельствуют о недостаточном развитии мелкой моторики испытуемых и, соответственно, о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы в данном направлении, что позволило нам разделить всех детей на три группы. Первую группу составляли дети (4 человека) с высоким уровнем развития мелкой моторики. Никаких развивающих мероприятий с ними проводится не будет.

Вторую группу составляют 5 детей со средним уровнем развития мелкой моторики. С детьми этой группы проводился кружок «Умные пальчики» с приминением нетрадиционной техники рисования.

Третья группа - 6 детей с низким уровнем развития мелкой моторики. С ними проводились занятия на развитие мелкой моторики, которые представлены в следующей таблице:

Тема

Нетрадиционная техника

«Красивая открытка»

Аппликация из бисера и пластилина

«Узоры»

Печать листьями

«Лебеди»  

Отпечатки

«Животный мир»

Метод тычка.

«Космос»

Набрызг

«Моя фантазия»

Нанесение густой краски цветными разводами, оттиск газетой и посыпание работы крупной солью.

«Морские обитатели»

ладошковая живопись, наложение целлофана на густой слой краски.

«Цветы»

Рисование мыльными пузырями

«Фреска»

Аппликация крупами и рисование свечой

«Русская березка»

Рисование   пеной для бритья

«Любимое время года!»

Рисование капустными листами

«Загадочные струйки»

Рисование (кляксография)

«Мой любимый домашний питомец»

Аппликация из ваты

 «В гости к солнышку»

Рисование поролоном, мятой бумагой, пальчиками

Ход выполнения задания1Лепка открыток  из пластилина. Прежде всего нужно определиться какую открытку хочет слепить ребёнок. Например, цветок. Ребенок должен перечислить, из чего он состоит. Далее приступаем к лепке. Сначала разминаем пластилин. Придумываем какой цветок, какого цвета, делаем набросок на бумаге. И по трафарету размазываем пластилин .2.Аппликация «Цветок». Для работы нужно: ножницы, клей ПВА, кисточка,крупа.  Цветок выполняем в технике фреска. Делаем аппликацию и добавляем элементы крупами. 3.Поделки из листьев. Рисунки листьями в технике печать.4.Рисование пальчиками.5.Тестопластика разных поделок.

3 Контрольный этап эксперимента

         После проведения развивающих занятий, была проведена повторная диагностика уровня развития мелкой моторики. Нами использовались те же методики, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента.

Были получены следующие результаты:

·Высокий уровень - 7детей;

·Средний уровень - 6 детей;

·Низкий уровень - 2 детей.

Контрольная группа МБДОУ «Подснежник»

001

Высокий

002

Высокий

003

Средний

004

Средний

005

Средний

006

Высокий

007

Средний

008

Высокий

009      

Средний

010        

Средний

011      

Высокий

012      

Высокий

013

Низкий

014

Низкий

015

Высокий

Показатели мелкой моторики после занятий нетрадиционной техникой рисования.

Сравнение результатов проведения диагностик на разных этапах эксперимента представлены в следующей схеме:

 Итак, при сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей с низким уровнем - уменьшилось. Можно сделать вывод о том, что проведенные занятия с элементами нетрадиционных техник рисования способствуют развития мелкой моторики детей старшего  дошкольного возраста.

В нашем экспериментальном исследовании была предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем делать следующие выводы:

-Организованные развивающие занятия по методике нетрадиционной техники рисования повышают уровень развития мелкой моторики дошкольников с изначальным средним уровнем развития мелкой моторики.

Организованные занятия по развития мелкой моторики у дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики также дают положительную динамику.

Исследуемые методики и способы, способствующие развитию мелкой моторики дошкольников достаточно эффективны, как для детей с низким уровнем развития меткой моторики, так и со средним.

Результаты проведенного нами исследовательского эксперимента носят предварительный характер и нуждаются в проверке на большей выборке детей, более продолжительное время.

         Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в несколько этапов.

Основным направлением своей работы мы выбрали: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования. Занятия проводились со всей группой детей в период с 5 октября 2013года  по 30 апреля 2014года. Занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками не являлись основными в сетке непосредственно-образовательной деятельности, а проходили как дополнительная кружковая работа. В работе мы использовали новые приемы рисования, использовали новый нестандартный материал.

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности (см.Приложение )

В результате проведенной работы, мы пришли к выводу о необходимости использования данного вида нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми для развития мелкой моторики этой возрастной группы, таких как рисование бусинами, мыльными пузырями, рисование поролоном, чаем на стекле, наложение целофана на густой слой краски и др.

2.3 Методические рекомендации по развитию мелкой моторики, нетрадиционной техникой рисования.

 Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Предполагается, что представленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям дошкольного возраста возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Начиная с раннего возраста, нужно побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. Вначале с детьми можно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинают с одного цвета: дают возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Необходимо показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик)

Позднее учат детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.

На втором этапе (начиная со средней группы) дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы можно нарисовать «Цыпленка», «Пушистого мишку».

С первой младшей группы можно учить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваем ладонь ребенка в краску и ставим ей отпечаток на бумаге. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета кисточкой. Предлагаю темы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ.

 Уже с младшей группы учат рисовать пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Темы для рисования: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

 Следующий способ нетрадиционного рисования - «Тычок жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь клеевую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, такие темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

 С 4 лет вводят технику «тампонирование».

Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».

Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Сначала рисуют свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносят акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получаются рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

Со старшей группы дети учатся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуют симметричные предметы. Интересно выполнить работы на следующие темы:

«Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», ««Чудесный букет», «Отражение в воде».

Можно предложить детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть

непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

 Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже? » дорисовывают недостающие детали.

Возможен вариант: ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Следующей нетрадиционной формой обучения, которую можно предложить для использования в работе, является рисование штрихом.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

Вывод по 2 главе

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта  человека с искусством, его влияние на отдельную личность. Удивительное  явление  искусство-рисование в детстве. Каждый ребёнок в определённый период своей жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики существенно влияет на формирование многих психических функций. Отставание в развитии детей младшего дошкольного возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.

Использование нетрадиционных техник рисования в непосредственной образовательной деятельности в старшей группе способствуют развитию мелкой моторики. Дети имели возможность, работая и с привычными материалами (красками), создавать необычные образы, сочетать необычные образы, сочетать необычные материалы для получения более полного образа. Особенно большой интерес вызвали: рисование капустными листами, веником и пеной для бритья +гуашью при помощи целлофана.

Вывод: грамотный и своевременный подход педагогов и родителей к  развитию мелкой моторики, правильно подобранный метод развития, непременно приведёт к положительным результатам. Ведь наша главная задача, разностороннее развитие детей.


Заключение

Актуальность темы: использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми со слабой мелкой моторикой, может способствовать преодолению моторной неловкости. По новому открывает перед ребёнком мир. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

В теоретической части исследования изучалась проблема развития мелкой моторики нетрадиционными техниками рисования  в психолого-педагогческой литературе, был дан перечень и характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста разных авторов, которые занимались данным вопросом. А также в теоретическом исследовании мы определили причины актуальности выбранной темы.

Анализ литературы позволил сделать выводы о том: что именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги, должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. А это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.

На первом нами было проанализировано состояния работы ДОУ по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мы использовали такие методы как:

-беседа с воспитателями групп детского сада;

-анкетирование воспитателей детских садов.

-анализ продуктов детской деятельности.

После проведенного исследования стало понятно, что необходимо шире использовать не только разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, но и использовать в комплексе нетрадиционные техники  рисования. Например, сочетать ежедневный массаж кисти рук, пальцевые упражнения и развивающие занятия с ребёнком, начиная с раннего возраста.

На втором этапе мы занимались составлением цикла образовательных ситуаций для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, основанных на использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче, а значит развивается мелкая моторика.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально.


Список использованной литературы:

1. Ветлугина Н.А.Художественное творчество и ребенок – М.,1999.

2.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 2002

3.Выготский Л.С. Психология.-М.:ЭКСМО-Пресс.2000

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 1997.

5.Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.

6. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2007.

8.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе "Радуга" / Т. Н. Доронова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

9.Дошкольное воспитание. -2009. №1

10. Дошкольное воспитание. -2009. №11

11.Дошкольное воспитание. -2009. №3

12. Дошкольное воспитание. -2010. №6

13.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников - М.: Педагогика, 1997.

14. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий - Москва. ТЦ Сфера, 2005.

15. Кириенко В.И. Психология способностей к изображению. М., 1996.

16.Комарова Т.Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание.-1999.

17. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание, 2001

18.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество - М.: Педагогика, 2003.

19. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию-Москва.:Просвещение,1999. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду-М.: Просвещение,2001.

20.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание.-2005.

21.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России. 2005.

22.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2008

23. Пидкасистый П.И. Словарь справочник по педагогике.-Москва.: ТЦ Сфера, 2004.

24.Полуянов Ю.А. Дети рисуют.-М.: Педагогика,1988.

25. Психология / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевкого.-2-е изд., испр.4 доп.- М.: Политиздат, 1990.

26.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

27.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве - Педагогика, 1965.-214с.

28. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду –М.Просвещение, 1982.

29.Семаго Н.Я. Детский рисунок: Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог.-2003.-№35.

30. Современный Ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации. Сборник научных материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Часть II (Новокузнецк, 16-22 мая 2011 г.)

31.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания//  2006

32.Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной, М., "Педагогика", 1997.

33. Современное дошкольное образование 2009

34.Эльконин Д.Б. Детская психология ( Развитие ребенка от рождения до семи лет).-М.: Уч педгиз, 1999.

35. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. Ред. Н.А.Ветлугиной. -М.: Просвещение, 2001.

36. Пухова О.А. Маленький художник или Рисую сам., Ростов-на-Дону, 2008г.

37.www. dovosp. Ru

38.www.1 september.ru

39.www. solnet.40.www.maam/ru.


Приложение № 1

Примерные вопросы к беседе с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

1. Место работы (возрастная группа)

3. Какие техники вы традиционно используете на занятиях по

изобразительной деятельности:

В рисовании

В лепке

В аппликации

4. Необходимо ли использовать нетрадиционные техники для развития мелкой моторики  детей в связи, с чем вы склоняетесь к такому ответу

___________________________________________________________________

5. Проявляют ли дети большую заинтересованность на занятиях по

изобразительной деятельности , на которых используются нетрадиционные техники

6. Какие нетрадиционные техники целесообразно использовать в работе с детьми вашей возрастной группы:

В рисовании

В лепке

В аппликации

7. Испытываете ли вы затруднения в использовании нетрадиционных

изобразительных техник на занятиях по рисованию, лепке, аппликации,

если да, какие

___________________________________________

___________________________________________

________________________________________              Большое спасибо!!!!

Приложение № 2

Сводная таблица используемых нетрадиционных техник по возрастным категориям

Возраст

Нетрадиционные техники

Младший возраст

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

ватными палочками

печатание листьями

оттиск печатками из картофеля

Средний возраст

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

ватными палочками

печатание листьями

рисование свечой

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

Старший возраст

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

гравюра

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

рисование песком

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой

кляксография с трубочкой

монотипия пейзажная

печать по трафарету

монотипия предметная

кляксография обычная

пластилинография

свеча + акварель

Подготовительная группа

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

гравюра

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

тиснение

тычок жесткой полусухой кистью

рисование по сырому

черно-белый граттаж

кляксография с ниткой

батик

рисование солью

расчёсывание краски

двойное примакивание кисти

печать по трафарету

монотипия предметная

чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

кляксография обычная

кляксография с ниточкой

набрызг

акварельные мелки

тычкование

цветной граттаж

монотипия пейзажная

Таблица 2.Особенности планирования используемых техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Возрастная группа

Нетрадиционные техники, используемые в изобразительной деятельности

В рисовании                           В лепке                В аппликации

Младшая

пальчиковая живопись

Лепка из соленого теста

Плоскостная аппликация

Средняя

пальчиковая живопись

Лепка из глины, соленого теста

Старшая

пальчиковая живопись.

тычок  жесткой кистью, монотипия рисование по -мокрому фону

Лепка из глины

Плоскостная аппликация

Подготовительная

рисование печатками из сухих листьев, овощей, монотипия

Лепка из бумажной смеси

Аппликация -рванная мозай- ка

Младшая

пальчиковая живопись, рисование по-мокрому  фону

-

Средняя

Лепка из глины, пластилинография

Плоскостная аппликация

Старшая

пальчиковая живопись, рисование ладошкой, оттиск поролоном

Лепка из глины, лепка из соленого теста

Плоскостная аппликация из отпечатков рук коллаж, аппликация из пуговиц, крышек

Подготовительная

граттаж, кляксография. монотипия, выдувание из трубочки

Лепка из соленого теста, лепка из бумажной массы

Коллаж, коллаж из яичной скорлупы, бумагокручение, мозайка из природного материала, рванная  мозайка, аппликация из отпечатков рук

Младшая

Лепка из соленого теста

Плоскостная аппликация из рванной бумаги

Средняя

кляксография

Из глины и соленого теста

Аппликация из природного материала

Старшая

пальчиковая живопись, рисование ладошкой, монотипия

Из глины

Плоскостная аппликация из пластилина, объемная аппликация из природного материала, из салфеток

Подготовительная

 кляксография, набрызг, монотипия, выдувание из трубочки, рисование чаем, манкой, 

Из глины, бумажной массы, из репейника, из песка

Плоскостная аппликация из природного материала, из яичной скорлупы, сухих листьев, рванная аппликация

Младшая

-

Лепка из соленого теста

Средняя

пальчиковая живопись,

Лепка из глины

Плоскостная аппликация, из салфеток

Старшая

по-мокрому, ладошками, печатками из картофеля

Лепка из глины и соленого теста

аппликация из природного материала, из яичной скорлупы

Подготовительная

пальчиковая живопись,  рисование ладошкой, монотипия,кляксография

Лепка из бумажной массы, пластилиновая живопись

Плоскостная аппликация из бумаги, из макарон

Младшая

пальчиковая живопись

Плоскостная аппликация

Средняя

пальчиковая живопись, рисование по- мокрому фону

Лепка из соленого теста, глины

Плоскостная аппликация

Старшая

рисование по-мокрому фону, монотипия предметная, рисование манкой

Лепка из глины

Плоскостная аппликация,

Подготовительная

пальчиковая живопись, рисование песком, выдувание из трубочки.

Лепка из глины, бумажной массы

 Аппликация из природного материала, крышек

Таблица 3

Тема

Нетрадиционная техника

«Красивая открытка»

Аппликация из бисера и пластилина

«Узоры»

Печать листьями

«Лебеди»  

Отпечатки

«Животный мир»

Метод тычка.

«Космос»

Набрызг

«Моя фантазия»

Нанесение густой краски цветными разводами, оттиск газетой и посыпание работы крупной солью.

«Морские обитатели»

ладошковая живопись, наложение целлофана на густой слой краски.

«Цветы»

Рисование мыльными пузырями

«Фреска»

Аппликация крупами и рисование свечой

«Русская березка»

Рисование   пеной для бритья

«Любимое время года!»

Рисование капустными листами

«Загадочные струйки»

Рисование (кляксография)

«Мой любимый домашний питомец»

Аппликация из ваты

 «В гости к солнышку»

Рисование поролоном, мятой бумагой, пальчиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

Развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте через нетрадиционные техники рисования в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.        Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые ...

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

Презентация "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Презентация "Развитие мелкой моторики  детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...