Доклад на тему: "Формирование грамматичкского строя языка ребенка- важнейшее условие его полноценного речевого развития"
статья по развитию речи на тему

Грамматическая работа с детьми-дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. она строится постепенно, последовательно и только на игровой форме обучения и воспитания.

 

Термин "грамматика" употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку. свод правил об изменении слов и их сочетаний в предложении. Грамматика по словам К.Д.Ушинского-логика языка. каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. ребенок трех  лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как, род, число. время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит. замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму. на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи.Морфология изучает грамматические свойства слова, синтаксис-словосочетания и предложения. И лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка. овладение грамматикой как наукой осуществляется в школе. Уже в начальных классах ставится задача сознательного усвоения основных грамматических правил и законов. У детей школьников формируют ряд грамматических понятий ( о составе слова, о частях речи и т.д)..Появляется новое отношение к своей речи.

 В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления:предупреждать у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей. грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами.

_общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

- трудностями овладения;

_ запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря

_педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

начало образования новых слов начинается с двух лет. По сути дела они являются искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых. Например, ребенок, услышав от взрослого слово картинки, по-своему произносит "акинии". Психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать и объяснить все растет, поэтому дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по аналогии "Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель" Большинство слов укладывается в усвоенные модели, но иногда нужное слово в русском языке имеет словообразовательную особенность, о которой ребенок дошкольник еще не знает. Так и появляются лексические и грамматические ошибки. "Я рисоваю", "Большая платье", "Вон голубчики ходят", увидев голубей говорит малыш.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможностьпредупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения. Н а занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. На занятиях дети учатся изменять слова, строить предложения, образовывать формы слов. Грамматический строй речи дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм. Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы с исправленной ошибкой пропал интерес к слову, о котором она свидетельствует. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строится так, чтобы предоставить каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи. На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка перед ребенком ставят задачу понимать смысл сказанного . Следующая задача- использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как хотят, как говорят по аналогии со знакомыми ( например, форму "фишками"-играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже ед.числа. И совсем иная, еще более трудная задача- оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать) В средней группе детей учат использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы- тарелка, чашка, блюдце. Но есть такие, которых дети еще не знают,- салфетница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, детей надо многократно упражнять в их использовании. С этой целью можно провести дидактическое упражнение " Накрой Таня на стол", в этой игре педагог ставит задачу познакомить детей с назначением предметов, ввести их в активный словарь . Отклонения в усвоении грамматического строя речи чаще всего наблюдаютсЯ в случае задержки речевого развития. Если переход к фразовой речи заметно запаздывает, т.е. осуществляется лишь после 2-3 лет, то аграмматизмы в речи задерживаются до 6-10 лет и более. Когда ученик 2-3 класса говорит ДОМЫ вместо слова ДОМА, то и здесь не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы. такие аграмматизмы устной речи обычно отражаются и на письме.

Грамматическая работа с детьми не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок. Она строится постепенно и только на игровой форме обучения и воспитания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Развитие грамматического строя языка ребёнка - важнейшее условие его полноценного психического развития"

Данный материал содержит информацию о подготовке и методологии проведения семинара-практикума с воспитателями, посвящённого речевой подготовке детей в дошкольном образовательном учреждении. Материал о...

Условия для полноценного речевого развития

Руководство для родителей об этапах формирования и развития речи в разные периоды дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: Активизация двигательной активности детей в режиме дня - важное условие для полноценного развития.

Консультация для педагогов:Активизация двигательной активности детей в режиме дня - важное условие для полноценного развития....

Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Доклад "Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста"...

«Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как условие для полноценного речевого развития дошкольников».

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенк...

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад» Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре» Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи»

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад»Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Формирование диалогическойи монологической речи в режиссёрской игре...


 

Комментарии

Это сообщение для воспитателей можно использовать на педчасах или семинарах