Исправление ошибок в речи дошкольников
статья по развитию речи по теме

Корсакова Елена Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_detsad..doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Исправление ошибок, встречающихся в речи детей дошкольного возраста

/Корсакова Е. Н. старший воспитатель ГОУ ЦО № 1631 САО г. Москва/

Культура речи сегодня: теория и практика, коллективная монография, МИОО, кафедра филологического образования, Москва, 2009

Одна из важнейших практических задач, которая стоит перед педагогами детского сада – развитие речи детей. Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше.

Большую помощь в решении этой задачи могут оказать стихи детских авторов. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, легко запоминаются, тем самым закрепляя правильное произношение слов. Кроме того, выразительное поэтическое слово  –  прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению словарного запаса, развитию речи ребёнка. Примером может служить стихотворение С. Михалкова «Сашина каша».

          Красиво, чисто, ясно,—

Как люди говорят,—

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

 Произнесет словечко —

И сам тому не рад.

Он скажет: «До свидания»,

 А слышится:   «До  здания».

Он спросит: «Где калоши?»

 А   слышно:   «Это   лошадь».

В речи дошкольников встречаются различные ошибки: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические.

К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например коклета вместо котлета, колидор вместо коридор. Детям также нелегко выговаривать губной и губно-зубной звуки на стыке слогов, поэтому в слове трамвай некоторые дошкольники мв заменяют на нв.

Для закрепления в речи детей правильного произношения этих слов можно прочитать детям следующие стихи:

  1. Рано утром в коридоре

Вдруг раздался топот ног.

Встал сосед Иван Петрович,

Ничего понять не мог.

Встала   бабушка   с   кровати –

Все равно вставать пора!

Это Лида в коридоре

Прыгать учится с утра.

(А. Барто. Веревочка.)

2. Ешь конфетку,

Ешь котлетку,

Молоко свое допей —

И пойдем    гулять скорей.

(3.  Александрова. Мой мишка.)

3. Сегодня — лучший  день  весны,

Сегодня Первомай.

 Оркестры дальние слышны,

В   цветных   флажках   трамвай.

(С .  Маршак. Первое  Мая.)

В практике часто встречается непра вильное произношение согласных в словах скучно, скучный, конечно (чн вместо шн); что, чтобы, чтоб, потому что (чт вместо шт).

Для закрепления правильного произношения можно использовать стихи:

Мне не скучно без огня —

Есть фонарик у меня.

(А. Барто. Фонарик.)

2. У нее томится утка,

Не ныряет, не плывет,

У нее певунья-дудка

Скучным голосом поет.

(Е. Серова. Нехорошая история.)

3. В это время по дорожке

Шел   зверек   страшнее   кошки,

 Был на щетку он похож.

Это был, конечно, еж.

(С.  Маршак. Сказка   об умном мышонке.)

Часто дети произносят «всё равно» как «сирамно». (А. Барто Мишка») 

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

 Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Нередко на месте (о) появляется (э) в таких словах, как оседланный (вместо нормативного осёдланный), щелка, щелочка (вместо щёлка, щёлоч ка), шерстка (вместо шёрстка).

Для исправления таких ошибок  хорошо использовать стихи:

      Горит на столе

Одинокий огонь,

 И смотрит в кроватку

Осёдланный конь.

(Л. Квитко. Лошадка.)

2. Но вот приближаются Дом и забор.

 Жучок через щёлку

Пробрался во двор.

(Л. Квитко. Жучок.)

3.  Бродили   по дороге  Дремота  и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота,

Заглядывала в окна

 И в щёлочки дверей

И детям говорила:

— Ложитесь поскорей!

(С. Маршак. Дремота   и   Зевота.)

4.  Я люблю свою лошадку,

Причешу   ей    шёрстку   гладко.

(А. Барто. Лошадка.)

Иногда неправильная замена (о) на (э) сопровождается смешением ударе ния в слове: шофер, шофера, шоферу и др. (вместо нормативных шофёр, шофёра, шофёру и др.), планер (вме сто планёр), белесый (вместо белёсый). (А. Барто «Дом переехал») 

Там, на улице заторы,

Там волнуются шофёры.

Вторая группа ошибок – акцентологические. Это речевые ошибки, состоящие в неверной постановке уда рения в слове.

Дошкольники произносят: запыхавшись (вместо запыхавшись), ракушка, ракушек, в ракушке и т. д. (вместо ракушка, ракушек, в ракушке и т. д.), красивей (вместо красивей), лебедей (вместо лебедей), маляры (вместо маляры), столяр, столяру, столяры (вместо столяр, столяру, столяры), квартал (вместо квартал) и т. п.

Закрепить нормативное ударение в данных словах помогут следующие стихи:

1. И вдруг, запыхавшись,

Зайчишка Бежит,

перепуган до слез:

—  Скорее! Какой-то мальчишка

 Ежинку в корзине унес.

(В. Осеева. Ежинка.)

2. Я каждое утро

 На берег хожу,

Заснувших медуз

На песке нахожу.

 Есть все у меня.

Что выносит вода:

И маленький краб,

И морская звезда,

Большая ракушка

С подводного пня...

И только кораблика

Нет у меня.

(В. Коржиков. Кораблик.)

3. Дерево прячет

    Корни в земле.

    Искры таятся

    В теплой золе,

   В желуде зрелом

   Спрятан дубок

   В хрупкой скорлупке

    Спрятан желток.

   Жемчуг — в ракушке,

   Рыба в пруду.

   Только лишь глупость

    Одна на виду.

    (О. Д р и з. Что где спрятано.)

4. Над бухтой бродит ветерок

  Несет волну на мол...

 Давно помятый катерок

 Поставлен на прикол.

К бортам ракушек нанесло

 Зеленою водой.

 А днище густо обросло

 Травой, как бородой.

   (В. Коржиков. Старый катер.)

 5. Нет на свете Родины красивей -

     Боевой страны богатырей

     Вот она, по имени Россия,

      От морей простерлась до морей.

   (А. Прокофьев. Нет на свете Родины красивей.)

 6. Маляры пришли втроем,

    Обновили старый дом...

     Все ребята со двора

     Малярам кричат: «Ура!»

     (М. Пожарова. Маляры.)

 7. Он и слесарь, и монтер,

     И столяр, и полотер.    

 (А. Барто. Про деда и его соседа.)

8.  Нужные работники —

     столяры и плотники.

     (В. Маяковский. Кем быть.)

Слово лучше запоминается, а завершает  строку  или  четверостишье:

9. Просветлели облака,

Улыбнулась им река,

И плывут они по ней,

 Словно стая лебедей.

(С. Сеньков. Рассвет.)

10. Пахнет маляр

Скипидаром и краской,

 Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

(Д. Род ар и. Чем пахнут ремесла.)

У старших дошкольников наблюда ется неверное произношение слова квартал в значении «часть города, отрезок пути». В значении «четвертая часть года» произносится квартал, а не квартал. (С. Маршак «Пожар»)

Но пожарные узнали.

Где горит, в каком квартале,

Командир сигнал дает,

И   сейчас  же — в   миг  единый —

Вырываются машины

Из распахнутых ворот.

Довольно часто дети допускают акцентологические ошибки в некоторых глагольных формах: раскидал (вместо раскидал), звонит, позвонит (вместо звонит, позвонит), баловался, балуется, балуюсь (вместо баловался, балуется, балуюсь) и др.

Воспитатель должен подобрать четверостишья с нужными глаголами, например:

       В квартире над нами

Есть мальчик Андрюшка

По   комнате   всей   раскидал   он игрушки.

(Я. Аким. Неумейка.)

2. Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

(С. Баруздин. Телефон.)

3. То тюлень позвонит, то     олень...

(К. Чуковский. Телефон.)

4. Мишка топал, баловался —

Легкий мостик зашатался.

По воде идут круги...

Шарик, Шарик, помоги!

(3. Александрова. Мой мишка.)

     5. И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать и баловаться,

Лимпопо!

(К. Ч у к о в с к и п. Айболит.)

Третья группа – словообразовательные ошибки. Они состоят в неоправданном словосочинительстве и в неверном употреблении приста вок и корней. Так, вместо по скользнулся дети говорят «подскользнулся», вместо сшить платье – просторечное «пошить платье», вместо прививка – «приливка».

  1. Поскользнулся,

   Задом пятясь,—

    И к милиции

     В объятья.

                  (А. Барто. Мальчик наоборот.)

2. В деревушке Три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

 Шуре сшили сарафан,

 Сшили дедушке кафтан,

 Сшили бабушке - жакет,

Сшили дедушке жилет.

А   девчонкнм    и    мальчишкам.

Всем Андрюшкам и Наташкам

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.

 Отложили три катушки

И запели: «Тритатушки».

(А. Строило. Три Катюшки.)

Детям очень нравится концовка сти хотворения «…и запели: «Тритатушки», и, ожидая её, они с удовольствием повторяют предшествующие строки, закрепляя нормативное употребление глагола сшили. 

Слово прививка закрепляется одноименным стихотворением

С. Михалкова. 

На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!.. -
Я прививки не боюсь:
Если надо - уколюсь!

Четвертая группа – морфологические ошибки, связанные с ненор мативным образованием форм слов и употреблением частей речи. Ребенок первоначально вырабатывает для себя упрощенный ва риант нормативного языка и придерживается его логики, подгоняя исклю чения под общие правила. Так, в дет ской речи, вопреки нормам литератур ного языка, существительные пальто, кенгуру изменяются по падежам и чис лам, существительные ножницы, брюки, чернила приобретают единственное чис ло и т. п. Чтобы предостеречь детей от этих ошибок, нужно обучать их правильному формообразованию слов такого типа. И в этом опять же по мощниками воспитателя могут стать стихотворные строки:

Побывал я на пиру

  У хвостатых кенгуру.

(С. Маршак. Где обедал воробей.)

2. За партой Павлик и Тарас.

Сидят два друга милых.

Вот  видит   Павлик  как-то  раз:

У друга нос в чернилах.

(А. Барто. Позорное пятно.)

Часто фамилия воспринимается детьми как существительное среднего рода «фамилие». Для исправления этой ошибки можно прочитать стихотворение А. Барто «Имя и фамилия», где нужное существительное согласуется с прилагательными и местоимениями, кото рые помогут детям осознать слово фамилия как существительное женского рода.

Дети иногда произносят «опенок» – «опята» (вместо опенок  опенки). Следует прочитать детям стихи И. Ва силевского «Призадумалась река».

Под вечер тише голоса,

Домой идем с добычей —

Полны лукошки, туеса

Опенков и лисичек!

В речи малышей встречаются просторечные местоименные образования: «ейный», «ихний», «егойный».  При исправлении ошибок необходимо тренировать дошкольников в правильном употреблении местоимений его, ее, их. (А. Барто «Тридцать братьев и сестер»).

Дети образуют новые глагольные формы: «дремайте» (вместо дремлите), «дремают» (вместо дремлют), «шептают» (вместо шепчут). 

  1. А в коляске на постели

       Дремлют белые метели.

       (В. Орлов. Зимняя коляска.)  

2. Шепчут ежику ежи:

— Ты не двигайся, лежи.

(С. Маршак. Тихая сказка.)

В речи дошкольников подвергаются деформации личные глаголы, имеющие в основе  настоящего  времени  чередования согласных: зажгет, жгется, жгет (норма зажжет, жжется, жжет).

    Кто пришел? Что принес?

Знаем мы: Дед Мороз.

Дед седой, с бородой.

Он наш гость дорогой,

Он нам елку зажжет,

С нами песни споет.

(Е. Благинина. Елка.)

2. Мать на рынок уходила,

 Дочке Лене говорила: —

Печку,   Леночка,   не  тронь:

 Жжется, Леночка, огонь!

(С. Маршак. Пожар.)

3. Испеклась в золе картошка-

Ароматна  жжет ладошки.

(М. Кравчук. У костра.)

Велика частота неправильного образования разноспрягаемых глаголов хотеть и бежать. Дети произносят «хотит», «хочут», «хочим» (вместо хочет, хотят, хотим), «побегим» (вме сто побежим). 

       Далеко в другом углу

  Мяч и мишка на полу.

Взять их Оля хочет,

 Ножками топочет.

     (Е. Ильина. Топ-топ.)

2. Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в речке.

    (3. Александрова. Мой мишка.)

Много глаголов с корнем -бег-/-беж- в произведениях К. Чуковского: «Федорино горе» 

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
- Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!

и «Мойдодыр»

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять

Затрудняет детей и образование формы повелительного наклонения от глагола ехать. Постоянно приходится слышать просторечные формы «ехай», «едь» (норма езжай, поезжай). Последнее слово многократно повторяется в стихотворении М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны...».

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти

Некоторые языковые явления невоз можно объяснить дошкольникам, не опираясь на громоздкие правила. И с этим связаны определенные методи ческие трудности. В частности, так об стоит дело с глаголами класть поло жить. На многих примерах детям нужно показать, что корень -лож- появ ляется в глаголах лишь там, где есть приставка или частица -ся: за ложить, положить, выложить, прило жить, переложить, уложить, изложить, предложить, доложить, подложить или ложиться. (В. Орлов «Редиска», А. Барто «Раковина», «Твой праздник»)

Пятая группа – лексические ошибки. Наиболее часто встречается та кое типичное искажение нормы, как употребление слова обратно в значе нии «опять, снова». Слово опять хоро шо закрепляется с помощью стихотворения С. Михалкова «Тридцать шесть и пять». 

У меня опять

Тридцать шесть и пять.

Шестая группа – синтаксические ошибки, заключающиеся в невер ном построении словосочетаний и пред ложений. Дошколь ники в своей речи обходятся без сложных синтаксических конструкций, поэтому такие речевые ошибки встречаются редко. На уровне словосочетания можно наблю дать нарушение норм согласования и управления, например: «день рожде ние» вместо день рождения, «смеется с меня» вместо смеется надо мной (А. Барто  «День рожденья»).  

  1. Что за наважденье?

Чей же день рожденья?

(А. Барто.  День рожденья.)

В детской памяти слово закрепляется, если воспитатель не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения. Дети черпают знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к собственной речи, тщательно готовиться к чтению вслух детской художественной литературы, постоянно следить за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.

Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном образовательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.