Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы
материал (старшая группа) на тему

Пенская Наталья Александровна

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы

(2014-2015год)

По итогам обследования речевого развития  на начало 2014 учебного года в старшей группе было 90 % детей с проблемами в ЗКР. Чаще всего наблюдались нарушения групп сонорных звуков (Л), (Р) – у большинства детей велярное произношение и шипящих звуков.

Также были обнаружены  в речи детей  дефект смягчения (замена твёрдых звуков мягкими) и озвончения (замена звонких звуков глухими), а также один случай – дефект произношения нёбных звуков (К), (Г) замены на (Т),(Д).

У большинства детей недостатки произношения отягчались недоразвитием фонематического восприятия.

Кроме этого  недостатки в речевом развитии дополнялись проблемами в поведении, дефицитом внимания, двигательной расторможенностью, сниженным уровнем интеллекта.

В результате с такими детьми был сформирован путь формирования и исправления речевых недостатков. Работа проводилась индивидуально, а также с подгруппой детей. Вся деятельность детей строилась с учётом принципа тематичности.

Пример тематических недель, форм работы и методов и приёмов

СЕНТЯБРЬ

Тема

Лес, грибы, ягоды

Артикуляционная гимнастика «Осенью», упражнение на дыхание «Ветер дует»

Физминутка «Осень»

Отработка падежных окончаний «К нам пришла осень»

Тема

Труд овощеводов и садоводов

Тема

Артикуляционная гимнастика в стихах «Овощи»

Лексико – грамматические игры «В земле и на земле» «Чем угостишь»

Физминутка «У Лариски две редиски»

Составление связного рассказа по картинкам

Упражнения на дыхание и на

«Золотая осень»

артикуляцию под музыку

Фонематические упражнения

Игра «Звуковой кубик»

Упражнения «Какие грибы», «какое слово короче»

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Тема

«Перелётные птицы»

Самостоятельное выполнение гимнастики для языка, самоконтроль, взаимоконтроль

Вызывание непроизносимых звуков и их автоматизация с помощью упражнений «Повторялочка», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь звук»

Речевые игры «Птички», «Чьи следы»

Итог: Большие подвижки отмечены у детей с речевыми нарушениями. За год они научились: делать звуковой анализ коротких слов, знают многие буквы, научились читать слоги. Хорошо справились с заданием по составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Дети стали активнее, принимают участие в открытых мероприятиях, читают стихи, участвуют в сценках. У детей с дефектом озвончения и смягчения звуков звукопроизношение исправлено полностью, но родителям даны рекомендации продолжать наблюдение у логопеда для профилактики дисграфии.

Сравнительные данные по итогам диагностики приведены в таблице

месяц

Старшая группа

Сентябрь

2014г.

В – 24%

С – 55%

Н – 31%

Май

2015г.

В- 41%

С – 49%

Н – 10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, включённых в коррекционную работу по решению ЦПМПК...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...