Сказки и рассказы.
методическая разработка по развитию речи по теме

Яковлева Наталия Леонидовна

Сказки и рассказы собственного сочинения для работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЫШОНОК,  КОТОРЫЙ ПЛОХО ЕЛ[1] (сказка)

(преодоление страхов, неуверенности, особенно у детей со сниженным аппетитом)

Жил-был на свете один маленький Мышонок,

который очень плохо ел.

 Мама Мышонка из-за этого часто расстраивалась, потому что рос он очень медленно и был очень слабым.

Больше всего на свете Мышонок любил играть в «Догонялки» вместе со своими братьями и сестрами.

Но каждый раз игра для Мышонка заканчивалась очень печально. Он уходил один в норку, забивался там в самый  дальний ее  угол и грустил.  Грустил Мышонок от того, что все над ним смеялись.  Ведь  он не мог бегать так  быстро и долго, как  его братья и сестры.

Часто к Мышонку  приходила мама. Она  успокаивала его и говорила:

- Не огорчайся, я тебя очень люблю.  Но, чтобы над тобой не смеялись твои братья и сестры, тебе нужно научиться хорошо есть. И стать сильным и ловким.  

Потом мама уходила.

Она готовила еду для всей своей большой семьи.

И вот однажды Мышонок решил посмотреть, как она это  делает.

  В это время у мамы как раз подошло тесто для пирогов.

А когда она увидела рядом с собой Мышонка, то очень обрадовалась и спросила:

-   Хочешь помочь мне приготовить вкусные, румяные пирожки?

- Очень хочу,- ответил Мышонок.

- Тогда за работу, - скомандовала мама.

Мышонок сел поближе к маме и стал внимательно следить, как она ловко скатывает тесто в одну большую колбаску.

 Потом мама делила ее ножом на небольшие кусочки, которые они уже вместе с Мышонком раскатывали скалкой до получения круга.

 В середину круга они  положили разную начинку: капусту, яблоки, творог, морковь, клубничное варенье.

А дальше слепили и сам пирожок.

Да так  умело, чтобы начинка из него никуда не вытекла и не вывалилась.  

- Бери двумя лапками за края круга и соединяй их вместе крепко - крепко. Вот так!- одновременно говорила и показывала Мышонку мама.  -  А чтобы было еще надежнее, придавливай края теста подушечками пальцев.  

 Это было самым сложным.

 И пирожки у Мышонка долго не получались.  

Заботливая мама все время подбадривала сына:

-  Лепи, у тебя обязательно получится.

 Мама еще, и еще раз показывала ему, как это нужно делать.  

И получилось.

От радости Мышонок запрыгал на месте и закричал во все горло:

-  Ура, у меня получилось!

 Мама сказала:

-  Я и не сомневалась.

Мышонок почувствовал себя самым счастливым!

Он даже не заметил, как они вместе с мамой испекли целую большую кастрюлю пирогов. Ведь за работой время пролетело очень быстро.

И в первый раз мама положила ему на тарелку такую же порцию пирожков, как и  его братьям, и сестрам. Мышонок их съел с удовольствием!

С тех пор он ел хорошо.

И рос сильным и здоровым.

Братья и сестры каждый день играли с ним в «Догонялки».   И больше никто никогда над ним не смеялся.

А мама называла его своим помощником.

 Автор Яковлева Н.Л.


[1] Автор Яковлева Н.Л.



Предварительный просмотр:

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК[1] (сказка)

(взаимопомощь, преодоление страхов, знакомство с физическими свойствами воздушного шара)

Жили - были в своей норке Мышка и ее мама, мама Мышка.  Жили они дружно. Мышка старалась помогать маме по хозяйству. И уже хорошо научилась  вытирать пыль и подметать пол в норке.

Мама Мышка была этому очень рада. Она верила, что дочка Мышка вырастет настоящей помощницей. Маме Мышке очень хотелось сделать для нее что-то приятное.

И вот однажды она наконец-то собралась пойти в лесной магазин.

- Мышка,- обратилась она к дочке, - мне нужно срочно сходить в магазин, а я так и не успела вытереть пыль и подмести пол в норке.

- Я и сама с этим прекрасно справлюсь, - ответила ей Мышка.

- Помощница! - сказала довольная мама и отправилась в магазин.

В лесном магазине мама Мышка купила дочке воздушный шарик. Он ей сразу понравился.

Воздушный шарик был голубого цвета -  цвета неба.

А это был любимый цвет ее дочки Мышки.

Всю дорогу мама Мышка шла и любовалась воздушным шариком. И поэтому не заметила, как оказалась возле своего дома.

- Мышка, я вернулась, - окликнула она дочку.

Мышка выбежала из норки и на мгновенье остановилась. Она увидела воздушный шарик, который ей тоже сразу понравился. Он был голубого цвета – цвета неба. Она стояла и любовалась им.

- Мышка, дочка, - снова позвала ее мама Мышка, - надеюсь, ты успела сделать то, о чем я тебя просила?

- Конечно, мама, я вытерла всю пыль в норке и подмела пол, - быстро проговорила она, не отводя глаз от воздушного шарика.

 - Этот воздушный шарик я купила специально для тебя, - сказала мама Мышка, - возьми его, он твой.

Мышка еще больше обрадовалась и решила пойти с ним погулять.

- Смотри, во время прогулки будь осторожнее. Ведь поблизости всегда могут оказаться Кот или Кошка, - предупредила дочку заботливая мама Мышка.

- Хорошо мама, - пообещала Мышка и отправилась на прогулку.

Мышка радостно прыгала с воздушным шариком по дорожке. И, конечно же, не заметила, как появился черный Кот с белым брюхом и белыми лапками.

Он сидел за кустами и следил за ней. Кот терпеливо ждал, когда же Мышка подойдет поближе…

Как только это произошло, он быстро выбрался из-за кустов.

Мышка, конечно же, испугалась, но не растерялась. Она спряталась за воздушный шарик.

Воздушный шарик был не только голубым, но еще и прозрачным.

Кот жадно смотрел на Мышку и облизывался. Ему казалось, что она стоит совсем, совсем рядом от него, совсем, совсем близко. Он не понимал, что рядом с ним была не Мышка, а ее отражение в воздушном шарике. Кот быстро протянул к ней свою лапу, высунул коготки. Но неожиданно для себя вцепился не в Мышку, а в воздушный шарик.

И в тот же самый момент раздался сильный-пресильный хлопок.

Воздушный шарик лопнул!

Мышка быстро побежала к своей норке, юркнула в нее. Но тот час же высунулась обратно наружу. Ее распирало любопытство.

В это время на шум из норки выбежала ее мама Мышка.

И  они вместе, вдвоем, увидели такую картину: посреди дороги неподвижно стоял Кот с круглыми зелеными глазами, весь взъерошенный, с растопыренными лапами. А рядом с ним валялся лопнувший воздушный шарик.

Не трудно было догадаться, что Кот сильно испуган.  Мышка даже успела его пожалеть, пока вдруг не вспомнила, что он сам виноват. И если бы не ее воздушный шарик, то она могла бы оказаться в кошачьих лапах.

Мышка развеселилась и радостно крикнула:

- Эй, Кот, ловко же  у меня получилось тебя перехитрить?

От радости Мышка еще и запищала: пи-пи-пи-пи-пи…

А мама Мышка продолжала смотреть на Кота. Она еще не совсем понимала, что же здесь произошло, и  от удивления  развела лапки в стороны.

Тем временем Кот постепенно пришел в себя.  Как ошпаренный, он убежал обратно в кусты  и долго потом, оттуда не высовывался. Боялся.

Мышка со  своей мамой вернулись обратно в норку.  Наступил вечер.

Так закончилась Мышкина прогулка! Кот и Мыши всегда играют в «Кошки-мышки», кто кого перехитрит…

Продолжение:

В этот вечер Кот все-таки выбрался из кустов.  Он тихонечко подошел к Мышиной норке и стал прислушиваться:  оттуда доносились мышиные голоса.  Коту  захотелось узнать, о чем говорят мыши.

По вечерам, перед тем как лечь спать, Мышка и ее мама рассказывали друг другу о том, как прошел их день.

Еще Мышка очень любила рисовать. Каждый раз она рисовала для мамы что-то интересное из своей жизни. Иногда даже придумывала своим рисункам название.

Так было и в этот вечер.

Мышка нарисовала 4 рисунка под названием: «Воздушный шарик».

Мама с нетерпением ждала, когда дочь закончит последний рисунок.            Ей очень хотелось  узнать, что же на самом деле произошло на прогулке.

Наконец Мышка подошла с рисунками к маме, разложила их и начала рассказывать все по порядку, от начала и до самого конца.

Выслушав дочь, Мышка мама сказала:

- Молодец, Мышка, ловко ты перехитрила Кота. Выходит, ты у меня уже совсем большая! Давай вместе с тобой еще что-нибудь нарисуем.

И они  увлеклись этим интересным делом.

Кот тем временем пошел к себе домой.

Дома его ждала Кошка мама. Она тоже не ложилась спать до тех пор, пока ее любимый сын не расскажет ей, как прошел его день.

Когда Кот вернулся, то Кошка мама  по его грустной мордочке сразу поняла, что он чем-то расстроен.

Кошка мама ласково попросила сына:

-  Расскажи, пожалуйста, что с тобой сегодня приключилось. Только все по порядку: от начала и до самого конца.

Выслушав сына, Кошка мама сказала:

 - Не переживай сынок, ты просто растешь и каждый день узнаешь что-то новое. Сегодня Мышка тебя перехитрила, а завтра ты ее. Недаром Кошки и     Мышки всегда играют в «Кошки-мышки».

Тем временем уже совсем стемнело. Кот и Кошка мама сели рядышком, обнялись и уснули.

А в мышиной норке, наконец-то, Мышка и ее мама  закончили рисовать. Они тоже сели рядышком, обнялись и уснули.

Так закончилась вся эта история.

 Автор Яковлева Н.Л.


[1] Автор Яковлева Н.Л.



Предварительный просмотр:

Добрые дела

(рассказ)

Танечка очень любила смотреть по телевизору разные мультфильмы.

Но еще больше ей нравилось играть. А в игре изображать кого-либо из персонажей мультфильмов.

То она была Черепахой, и лежа на солнышке, пела ее нежную песенку:

- Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу…

И так у Танечки это славно получалось, что можно было заслушаться.

То  она превращалась в попугая и начинала что-либо в квартире измерять. Чаще всего мебель: диван, стол, кровать.

А также высчитывать расстояние, например, от окна до ковра, лежащего в середине комнаты.

 Измеряла Танечка всем, что ей попадалось на глаза: зайчиками,  медведями, собачками и, конечно же, попугаями.

Это было очень занимательно.

-  Итак, - говорила она, - длина бабушкиного дивана: 10 зайчиков или 5 медведей; 7 собачек или 38 попугаев. И каждый раз она не переставала удивляться тому, что у нее получалось.

Однако дело это было не только ужасно интересным, но и достаточно сложным, так как считать Таня умела еще только в пределах десяти. И справиться с этой непростой задачей помогала ей мама.

Однажды, когда мамы не было дома, Таня посмотрела по телевизору мультфильм про каких-то рыцарей, которые сражались с другими рыцарями против какого-то зла. Они сражались на шпагах.

Тане вдруг так сильно захотелось этому научиться, что она без разрешения  сняла  со стены любимую папину удочку и стала   размахивать ею как шпагой и одновременно бегать по квартире.

Она чувствовала себя настоящим рыцарем, который боролся со злом. И все было бы прекрасно, если бы Таня случайно не задела шпагой-удочкой бабушкину вазу, которая с грохотом упала на пол и разбилась.

От внезапного пронзительного звука Таня остановилась и  не сразу  поняла, что произошло, а когда сообразила, то испугалась.

В это время вернулась мама.

Когда она вошла в комнату, то увидела испуганную Таню, у которой в руке почему-то была папина удочка, а на полу валялась разбитая бабушкина ваза.

Для того чтобы как-то разобраться в случившемся и разрядить обстановку, мама спокойно обратилась к дочери:

- Танечка, расскажи, пожалуйста, как ты сегодня играла?

- Понимаешь, мамочка, - тихо проговорила Таня. - Я играла в рыцарей,  и  мне очень сильно захотелось научиться  бороться со злом, как те рыцари в мультфильме. У них еще шпаги были.

- А вместо шпаги, - продолжила она. -  Пришлось без разрешения взять папину удочку,  но я это, правда,  не специально сделала и вазу я тоже случайно разбила.

- Я так и подумала, - одобрительно произнесла мама и подошла к дочери поближе.

Мама с любовью посмотрела в Танины глаза и увидела в них уже не испуг, а интерес.

-Ты, правда, хочешь научиться бороться со злом? – спросила она дочку.

- Даже очень как хочу, – с уверенностью ответила Таня.

Мама еще раз внимательно посмотрела на дочь и сказала:

- Раз ты так уверенно об этом говоришь, значит,  стала уже совсем, совсем взрослой. И сможешь  ответить на такой вопрос: нужно ли будет бороться со злом, если никто друг с другом не будет ссориться?

- Думаю, что нет, - сказала Танечка.

- Хорошо, - поддержала ее мама. - Ну тогда скажи, как ты сама считаешь, что необходимо делать, чтобы не ссориться?

- Я думаю, чтобы не ссориться, нужно всегда с товарищами делиться, например, конфеткой, игрушкой или еще чем-нибудь. И обязательно, перед тем как начать играть, договориться о том, кто будет первый, а кто второй. Это совсем нетрудно сделать, - заметила девочка. - Например, при помощи считалки.

- Совершенно верно, - согласилась мама. - Чтобы не ссориться, нужно учиться делать добрые дела.

- Мамочка, - вдруг заторопилась Таня. - Я, кажется, все поняла.

 Сейчас мне просто необходимо повесить на место папину любимую удочку, и если конечно получится, склеить бабушкину вазу. Затем обязательно рассказать  папе и бабушке,  как все было на самом деле. И особенно о том, что я не хотела с ними ссориться. А главное, что я буду учиться делать добрые дела.

- Умница, Танюша. Ты все правильно поняла. Я в тебя верю! – сказала мама и крепко ее обняла.

- Спасибо, мама, - проговорила Таня. И быстро убежала по своим делам.

- Пожалуйста, - сказала ей мама вдогонку. И ушла на кухню.

 Надо сказать, что у Танечки  действительно все получилось. Папа и бабушка с ней не поссорились, а наоборот, похвалили за честность и стали уважать  ее еще больше. И вазу Тане  все-таки удалось склеить, хотя и не очень красиво, и не достаточно крепко. Но бабушка и этому была очень рада. Она забрала вазу  к себе в комнату и берегла ее еще очень долгое время. Как память о добрых делах своей любимой внучки.  

 Автор Яковлева Н.Л.



Предварительный просмотр:

Игра в прятки (сказка)

        

Преодоление у детей эгоцентризма,  неосознанных действий (щиплют кого-то, кусают и т. д.) и снятие у них  эмоционального напряжения.

Однажды Медвежонок, Зайчик и Жук собрались на лесной полянке, чтобы поиграть в любимую игру «прятки». Перед тем как начать играть они посчитались (считалка по выбору). Медвежонку выпало водить первым. Только он хотел водить, как вдруг к нему подбежал Зайчик и, смеясь, укусил его за лапу. А потом как ни в чем не бывало, убежал прятаться. Все произошло так внезапно, что Медвежонок от неожиданности, даже растерялся. Он стоял, потирая больную лапу, и ничего не понимал.

- Странно, может мне это все приснилось? – сказал Медвежонок. Ведь Зайчик уже большой и я не помню, чтобы он кусался. Затем Медвежонок посмотрел по сторонам и добавил:

- Никого нет. Наверное, все уже давно спрятались. Надо идти их искать. И пошел. ИГРА В ПРЯТКИ!*

 В игре Медвежонок забыл про свою укушенную лапу и не заметил, как она перестала болеть.

Друзья наигрались вволю и начали расходиться по домам. Первым улетел Жук. И как только это произошло, Зайчик вдруг снова подбежал к Медвежонку и, смеясь, еще раз укусил его за ту же лапу и быстро убежал.  Медвежонок даже вскрикнул от боли:

- Ой, ой е ей! - Зайчик, ты, что такое делаешь? - Мне же больно!

Услышав крик друга, Зайчик удивился  и вернулся обратно.  Он с интересом посмотрел на Медвежонка и спросил:

-Тебе, правда, больно?

- Он еще спрашивает! - возмутился Медвежонок. Да как у тебя язык поворачивается. Ты, что издеваешься надо мной. Сейчас я тебе покажу, как может быть больно.

И Медвежонок потянулся к Зайчику. Он захотел его стукнуть по- настоящему. Но Зайчик почувствовал это и успел увернуться от него. Медвежонок разбушевался и стал активнее размахивать кулаками. Зайчик испугался. И даже спрятался от Медвежонка  за колючую елку.

 Медвежонок продолжал еще некоторое время размахивать кулаками,  пока не  понял, что делает это напрасно, ведь Зайчика на полянке уже  не было. Лапа, почти не болела, и уставший  Медвежонок сел на траву. Вокруг было непривычно тихо, и Медвежонок заскучал. У него даже обида на Зайчика прошла.  И так  захотелось его увидеть, что он с интересом стал  посматривать по сторонам.  

Тем временем Зайчик сидел за елкой и переживал. Он давно не видел Медвежонка таким сердитым.

- Наверное, я на самом деле его сильно укусил, - думал Зайчик. И Медвежонок рассердился.  Но я ведь этого не  хотел!

 Зайчик переборол страх  и принял решение. Он вышел из укрытия, подошел к другу и попросил у него прощение:

- Медвежонок, прости, пожалуйста, я больше никогда не буду кусаться, - сказал Зайчик. Тем более  что это делают только маленькие дети, которые не умеют  играть, и не умеют говорить.

- Я тебя уже простил, - ответил ему Медвежонок.  Но объясни, пожалуйста,  почему  все так глупо получилось?

- Мне очень стыдно, но тебе расскажу, - произнес Зайчик.

Вчера вечером, по дороге домой, я встретил Ежика. Он сказал, что знает одного Бельчонка, который кусает своего брата от радости. Мы посмеялись над малышом и разошлись. Ну а сегодня, даже не знаю, что на меня нашло.  Я вел себя также как маленький Бельчонок, - опустив глаза, сказал Зайчик.

- ФУ! – с облегчением вздохнул Медвежонок. Теперь все понятно!  Получается, что  ты меня покусал от радости? – посмеялся Медвежонок.

Получается! – согласился Зайчик.

- Ладно, не расстраивайся, я тебе  всегда очень и очень рад, - поддержал Зайчика Медвежонок. Но, если ты будешь опять кусаться, то мы обязательно с тобой поссоримся.

- Я этого не хочу, - сказал Зайчик.

- И я не хочу, - ответил Медвежонок.

- Тогда мир! – обратился к Медвежонку Зайчик.

- Мир! – крикнул Медвежонок. И друзья с радостью крепко пожали друг другу лапы.

- Как приятно быть большим, - произнес Зайчик.

- И мне тоже, - сказал Медвежонок и на всякий случай спросил:

- Зайчик, скажи, но только честно, а ты будешь кусаться, если  вдруг на меня за что-то обидишься?

- Конечно, не буду, - ответил Зайчик.

- А что будешь, -  поинтересовался Медвежонок?

 - Я, - задумался Зайчик.  Я, я про обиду расскажу.

 - Ведь дружбой нашей дорожу! -  быстро добавил Медвежонок.

- Точно! - обрадовался Зайчик.

- Вот и  хорошо, - сказал Медвежонок.  Теперь  мир!

И друзья  снова  крепко пожали друг другу лапы.

      * Для того чтобы при обыгрывании сказки игра в прятки стала еще интереснее, Жук предлагает друзьям (Медвежонку и Зайчику) жужжать. Они одновременно вдыхают через нос, а

на выдохе жужжат. Далее Жук водит (считает…), а Медвежонок и Зайчик прячутся.

В тот момент, когда Жук пролетает мимо того, кто спрятался, Медвежонок или Зайчик жужжат. И по их жужжанию Жук старается определить, кто это и где спрятался.

К примеру, Жук говорит:

- Медвежонок за елочкой стоит и жужжит, жужжит, жужжит.

- Да, Медвежонок за елочкой стоит и жужжит, жужжит, жужжит, - отвечает Медвежонок. Или

- Медвежонок за елочкой лежит, а не стоит и жужжит, жужжит, жужжит.

Жук: - Медвежонок выходи и водить мне помоги (он выходит). Далее Жук летит, Медвежонок идет. Зайчик жужжит.

Жук и Медвежонок вместе: - Зайчик за деревом сидит и жужжит, жужжит, жужжит. И так далее.

 Автор Яковлева Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки и рассказы для детей дошкольного возраста

В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за ...

Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта

для детей старшего дошкольного возраста...

Логопедические сказки и рассказы для детей с ОНР I уровня

Логопедические сказки и рассказы для детей с ОНР I уровня...

Как правильно читать ребенку сказки и рассказы

Полюбит ли ваш ребенок книгу, научиться  правильно передавать интонацию действующих лиц в сказке,  рассказе,  зависит от того сколько и как ему читали в детстве. Ваш девиз : " Ни дня бе...

Сказки и рассказы

Детские сказки и рассказы про природу...

открытое занятие "Отличие сказки от рассказа"

1. Учить отличать сказку от рассказа2. Образование действительных причас3. Составление предложений из деформированного текста4. Анализ и синтез слов (подбор схем к словам)...