Сообщение: Формирование мелкой моторики.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В данном сообщении описано значение  разития мелкой моторики для формирования речи ребенка и для успешгого обучения в школе. Дано много способов развития мелкомоторных функций ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.formirovanie_melkoy_motoriki..doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 « Формирование мелкой моторики».

                                                                                    Составила: учитель-логопед

                                                                                     Сергеева Елена Евгеньевна.

        Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук .В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

.

(Л. В. Фомина). Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки дви жений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри...

У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями, помощником воспитателя, , родителями, начали  эту работу со средней группы.

Поставили следующие цели и задачи:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
  1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей;
  5. умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Познакомились  с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметили, что одни  из них отдают предпочтение пальчиковой гимнастике,другие штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель г.Москвы третьи  - теневому театру (А.В. Мельникова, г.Краснодар),  лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г.Ульяновск)...

Мы же используем  в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает  возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись  подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло:

  1. Игры с пальчиками.
  2. Пальчиковые игры с палочками и  спичками.
  3. Пальчиковые игры со скороговорками.
  4. Пальчиковые игры со стихами.
  5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
  6. Пальчиковый алфавит.
  7. Пальчиковый театр.
  8. Театр теней.

II. Используем  элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

  1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щЈткой и т.д.
  2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.
  3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

Конструирование из бумаги - оригами.

Можно использовать и ручной труд  в развитии мелкой моторики

  1. Шитьё.
  2. Вышивание.
  3. Макраме.
  4. Плетение.
  5. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

IV. Развиваем графическую моторику:.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Штриховка.
  3. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  4. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

     Для этого выделили время в блоке специально организованного обучения:

  1. в форме занятий:
  2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются задания по развитию тех или иных способностей: развитию мелкой моторики, развитию общемоторных навыков, развитие сенсорных способностей, и т.д.. Взрослый здесь всегда инициатор.

   В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, макраме...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом или он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает  и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет , учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечивает  условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков.

При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия логопеда и воспитателей.

Так например, планируя работу по лексическим  темам, мы тут же планируем работу и по формированию мелкой моторики. Тема: «Домашние животные».тут же подбираем пальчиковую гимнастику «Кошка», речедвигательную игру «Лошадка», игры с использованием спичек- выложить «домик для собаки» и назвать его – конура; штрихуем контуры животных; используем эти игры во всех трех блоках работы: в занятиях, в совместной деятельности с воспитателем во время вечернего выполнения заданий логопеда, во время режимных моментов- утренней гимнастики и в свободной деятельности детей.  И так по каждой теме.

Теперь о проведенной работе.

1. На одном из первых занятий  познакомила детей с пальчиками:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Вот –большой, а это средний, безымянный и последний

Сам мизинчик малышок постучался на порог.

Вместе пальчики друзья.

Друг без друга им нельзя.

-Как вы думаете, почему они так называются? Почему он  называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.

2. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке совместной деятельности. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:


Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Вначале произношу стихотворение  четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца, В процессе работы над стихом меняю темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Стихи к пальчиковой гимнастике стараюсь подбирать  в сочетании с лексическими темами.( показать книгу «Игры с пальчиками»)

В группе имеется набор спичек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Можно  использовать  этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев.
  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
  3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?).
  4. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
  5. Самому придумать и сложить фигуру.

Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.

Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.

Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и пратического плана.

Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

   

И много других интересных примеров.

В старшей группе в  свободное от занятий время отправляемся с детьми к героям "Спичечного королевства". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления. называю геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей (звездочкой).

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.

".

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

  1. Включение пальчиковой гимнастики . в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.( показ кино)

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

  1. подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  2. развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

). Учим детей штриховать:

  1. параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
  2. по косым линиям, точками;
  3. круговыми линиями, полуовалами;
  4. волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронутся к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

 Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется сказать ещё о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребЈнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребЈнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

Работа с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка  к обучению в школе.

После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребЈнка взрослым, сообщение диагностических данных. Затем вместе с воспитателями  приглашаем на первое родительское собрание:

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в занятиях в вечернее время, где они могут познакомиться с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем, овладению ребёнком основных графических навыков, что дает хорошие результаты

Для родителей, затрудняющихся  в оказании помощи  своим детям, провожу как бы "Обучающий - семинар практикум" (где с их же детьми) показываю пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, элементы ТРИЗ, штриховку, знакомлю с необходимыми для письма гигиеническими правилами: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как держать правильно ручку, карандаш, тетрадь.

В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов и приглашаем на открытое занятие и праздник "Детский сад у нас хорош" или "Посиделки". Использую и наглядные папки, ширмы - передвижки, на темы:

      * Загадочные спички

      * Пальчиковые игры

     * Гимнастика для рук

     *

     *

 

Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения, с методами и приёмами работы с детьми, всевозможными рекомендациями, наглядным материалом.

Литература

Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.

Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994.

Новоторцева Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. "Академия развития", 1998.

Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.

Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург 1997.

Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.

Цвинтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург 1997.

Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.

Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста, М., Педагогика 1988.

Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. 1986 - №3 - С. 36.

Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1988 - №9 С. 81-82; 1989 - №10 С.94-95.

Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 1994 - №8 С. 12-13.

Рузина М. Поиграем? //Дошкольное воспитание. 1997 - №5 С. 73-75.

Потапова Е. Н. Писать красиво может каждый. //Семья и школа. 1991 - №11 - С. 10-12

Богатеева 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. //Дошкольное воспитание. 1987 - №8 С. 49-53.

Баренцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. 1996 -№2 - С. 89.

Корякина Л. В. ВесЈлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 -С. 33-35.