Анализ условий в группе по формированию мелкой моторики
материал по теме

Братенкова Марина Михайловна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_usloviy_v_gruppe_po_formirovaniyu_melkoy_motoriki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ условий  в группе по формированию мелкой моторики

Немаловажную роль в развитии мелкой моторики занимает предметно – развивающая среда группы. Именно она обеспечивает развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и потребностям.

В группе организована систематическая работа по развитию мелкой моторики: проведения режимных моментов, непосредственно- образовательной деятельности,  прогулок,  игр, самостоятельной деятельности детей.

При подборе игровых упражнений используются такие принципы:

  • игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребёнка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребёнок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
  • постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью пальцев рук.

В группе существует полка для игр, где есть игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», «Лото», «Цветные кубики», «Шнуровки», «Собери картинку», «Пазлы», «Ёжики», и многие другие.

Весь материал аккуратно оформлен, в ярких коробках, что привлекает внимание детей. Все пособия, картинки оформлены эстетично, что способствует долговечности и прочности материала.

Для развития мелкой моторики рук используется изготовление поделок техникой  оригами. В доступном для детей, хорошо освещённом месте находится всё необходимое для изготовления поделок:  бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, карты - схемы по изготовлению бумажных фигурок.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Работа по ознакомлению детей с искусством оригами представлена двумя основными этапами:

I этап – знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами: «книжка»,  «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;

II этап - изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

  • Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и  кистей рук;
  • учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях;
  • научить детей складывать базовые формы «книжка», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;
  • формировать добрые чувства по отношению к близким;
  • формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
  • помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности.

В течение года  рассматривались   такие  темы: «Знакомство с искусством оригами», «Изготовление базовых форм оригами»,  «Новый год», «Мои любимые сказки», «Папин праздник», «Мамин праздник», «Мои любимые игрушки», «Весна пришла».

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок состоит из   ряда  последующих операций:

- знакомство с образцом готовой игрушки;

- анализ схемы с выполнением одной операции;

- одновременное складывание игрушек;

- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию;

- работа с родителями.

Предусматривается регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций  для педагогов ДОУ «Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики с использованием техники оригами», «Оригами как средство интеграции в детскую деятельность», «Оригами в дошкольном воспитании»                              и для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребёнка», «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников».

Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо с ребёнком отработать самые простые приёмы  складывания квадрата. В первую очередь надо научить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

Упражнения по отработке основных элементов складывания.

  1. Сложить квадрат по диагонали.
  2. Сложить квадрат пополам.
  3. Найти центр квадрата, складывая его по диагонали.
  4. Найти центр квадрата, складывая его  пополам.
  5. Загнуть край листа к середине (середину определить путём сгибания пополам).
  6. Загнуть край листа к середине (середину определить путём сгибания квадрата по диагонали).
  7. Загнуть углы квадрата к центру (центр определить путём сгибания квадрата пополам от разных сторон).

Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:

 - где угол квадрата?

 - где нижняя сторона (верхняя, левая, правая)?

 - где диагонали?

Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приёмов складывания.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

- поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;

-  выполнение упражнений должно быть регулярным;

- занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;

- время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка быстро иссякают;

- нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения;

- очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Всё вышеназванное возможно при серьёзной, вдумчивой, творческой работе педагога совместно с родителями воспитанников.

Непосредственно – образовательная деятельность  по оригами в группе организуются как самостоятельные, входящие в образовательную область «Художественное творчество» и как форма кружковой работы.

Основные задачи организационно – образовательной деятельности:

- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;

- развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных способностей ребёнка;

- развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;

- познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку;

- развивать мелкую моторику рук;

- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;

- приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

Непосредственно - образовательная деятельность по изготовлению поделок в стиле оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна превышать 30 минут.

В зависимости от организации НОД воспитатель заранее планирует проведение музыкальных, физкультурных или игровых пауз.

Для каждого ребёнка необходимо подготовить:

- цветную бумагу;

- ножницы с тупыми концами;

- клеящий карандаш или клей, кисточку, клеёнку, салфетку.

Первые занятия  являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить умения распознавать геометрические фигуры.

Изготовление сложных композиций осуществляется в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только видеть результаты своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом, совместно ставить цель, добиваться её достижения, согласовывая свои действия с действиями детей.

На первых этапах происходит знакомство детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то определённом этапе, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь.

После того как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационной карты, вводятся  схемы. В дальнейшем можно использовать и карты, и схемы – на своё усмотрение.

Кроме этого, в группе созданы условия для свободной самостоятельной деятельности детей.

Работа с бумагой  планируются следующим образом:

- планирование работы в первой половине дня (утром). Это наиболее благоприятное время  для индивидуальной работы с детьми;

-  при обучении детей различным техникам изобразительного творчества ставится  акцент на эстетической сущности поделки, а не на формальном копировании образца;

- сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребёнка. Развитие умения выстраивать композицию;

- интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальные (например, непосредственно – образовательная деятельность по ФЭМП дети изготавливают поделку по типу оригами);

-  использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги;

- создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Родители, дети подключаются к деятельности, связанной с бумагопластикой.  Они собирают книги, альбомы, журналы по оригами. Идёт процесс, понятный детям и взрослым. Все видят реальные плоды собственной деятельности. Это даёт толчок к новым поискам, открывает простор для творческой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка

Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления реб...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья написана на основе опыта работы, рассматриваются и описываются методы и приемы развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития....

Формирование мелкой моторики у детей подготовительной группы посредством техники «Модульное оригами».

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступ...

Презентация с докладом "Анализ игр и игрушек для развития мелкой моторики рук у детей"

Материал будет полезен не только для педагогов, но и для родителей при выборе игр и игрушек для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД воспитателя с детьми по формированию мелкой моторики и развитию речи в старшей группе «Птички песенку запели»

Цель занятия: профилактика и преодаление имеющих отклонений в речевом развитии ребёнка посредством слова и движения....

Мастер-класс для детей и родителей 2 мл. группы «Гномики» «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, пальчиковойгимнастикой, направленными на развитие мелкой моторики....