Комплексное занятие по развитию речи "Весна" (с использованием моделирования)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Петина Светлана Владимировна

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей с ЗПР. В занятии используются схемы -подсказки, тактильный материал "Весна" и компьютерная презентация для обобщения полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна»

Цель:   уточнять и расширять знания детей о признаках весны, развивать умение использовать свои знания в предметно- практической и игровой  деятельности.

Задачи: образовательные –  научить узнавать и называть  признаки весны,  перелетных птиц, весенние цветы; развивать  интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;

 коррекционно – развивающие - развивать зрительную память и слуховое внимание, речевую активность детей, общую моторику (общие двигательные навыки), переключаемость и координацию движений;

 воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни ;  учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми.

 Предварительная работа- проведение  бесед  о весне, знакомство с ее основными признаками на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной работе; проведение экскурсий и наблюдений за изменениями в природе с приходом весны; закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Оформление кабинета и вспомогательные материалы – соответствует весеннему лесу: имитация ствола березы с веточками и листиками; силуэты птичек, проталинки, подснежники (оригами), солнышко, тучка, силуэты птичек, угол крыши, сосульки из фольги; магнитофон, кассета с записью птичьих голосов; металлофон, компьютер

Конверт с письмом от Весны, карта с подсказками значками; лица двух человечков - грустное и веселое; разноцветные подушки; кружочки разного цвета,  счетные палочки разного цвета, 2 листа бархатной бумаги, фасоль, 2 пластилиновые основы синего цвета, разноцветные прищепки; по 4 картинки с изображением признаков различных времен года на каждого ребенка ;  картинка «Чего весной не бывает?»;   лента синего цвета - ручеек; картинки игры «Что сначала, что потом» (цветок); индивидуальные картинки для всех детей с признаками весны, цифры 1 и 2 на каждого ребенка; презентация о  весне, конверты с картинками – символами весны на каждого ребенка , полоска бумаги для выкладывания картинок на каждого ребенка.

Направления

коррекционной  работы

Содержание этапов занятия

Предполагаемые результаты, ответы детей

Оборудование

Организация детей, концентрация их внимания

Организационный момент

Дети садятся на свои места за столами

Дефектолог. Ребята сегодня  утром я получила  письмо. Оно от Весны. (читает).

«Дорогие ребята,  волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет, проснется природа,  и наступит Весна. Чтобы помочь вам в вашем нелегком деле, посылаю вам карту с подсказками. До скорой встречи»

Дефектолог. Ну, что, ребята, готовы помочь Весне?

Дети. Да, готовы.

Конверт с письмом от Весны, карта с подсказками.

Постановка проблемного вопроса.

Упражнение в употреблении детьми глаголов с частицей не

Сообщение темы

Дефектолог. Ребята, вы молодцы, что не побоялись отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?

Дефектолог. Мы отправляемся с вами в путешествие.  Чтобы  помочь Весне, нам предстоит попасть в  весенний лес,  Все ли готовы? Отправляемся! Но прежде я прошу вас закрыть глазки:

- Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!

Дети.

Солнышко не будет греть и не растает снег.

Снег не растает - не будет ручейков - цветам и деревьям нечего будет пить. Не проснутся насекомые, не прилетят перелетные птицы. Не расцветут прекрасные весенние цветы.

1 значок на карте - лица двух человечков - грустное и веселое.

Закрепление полученных знаний, активизация словарного запаса, выявление уровня сформированности знаний и умений

Уточнение и закрепление признаков весны

Беседа по теме

Дефектолог. Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. Посмотрите, какое прекрасное деревце здесь растет. Кто знает, как оно называется?

Но посмотрите - солнышко не светит, сосулек на крыше нет, птички не поют,  снег не растаял, цветочки  не распустились - здесь нет Весны.

Дефектолог. Ребята, скажите,  что такое Весна?

Дефектолог. Какие еще времена года вы знаете?

Дефектолог. Какое время года наступает после зимы?

Дефектолог. Что бывает только весной? Какие приметы весны вы знаете?

Дефектолог. Ребята, посмотрите, Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте отыщем ее.  Сначала выложите картинки  по порядку, начиная с зимы.  Теперь найдите и покажите картинку, на которой, по вашему, нарисована весна. Почему вы думаете, что это весна?

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (выбор из 4 картинок  признаков времен года картинки весны)

Дефектолог. Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?

Дети. Это дерево- береза. У него белый ствол с черными точками

Дети. Весна – это время года.

Дети. Зима, весна, лето, осень

Дети. После зимы наступает весна.

Дети. Солнышко светит и греет, тает снег, бегут ручейки, висят сосульки на крышах, просыпаются насекомые, прилетают перелетные птицы из теплых стран, появляются первые весенние цветы.

Ответы детей

Дети. Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.

По 4 картинки с изображением признаков различных времен года на каждого ребенка.

Развитие мелкой моторики рук, мимики лица

Дефектолог. Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежную тучку. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте  поможем солнышку

3. Игровое упражнение «Солнышко»

1 пара детей выкладывает солнышко  из палочек и кружочка на бархатной бумаге;

2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;

3 пара детей собирает солнышко из прищепок

Дефектолог. Молодцы, ребята, какие замечательные солнышки у вас получились, какие веселые, ровные лучики!  Да и солнышко мы разбудили. Давайте с ним поиграем.

4. Самомассаж «Солнышко»

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой.

Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед.

Носики подставили,

Гладят носик.

Щечки все поджарили,

Гладят щечки

Зажмурили глазки

Зажмуривают глаза

И оказались в сказке.

Открывают глаза.

Педагог убирает тучку, закрывающую солнышко.

2 значок на карте - солнышко

Кружочки разного цвета, палочки разного цвета, 2 листа бархатной бумаги,

фасоль, 2 пластилиновые основы синего цвета, разноцветные прищепки

Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни

Упражнение в употреблении детьми глаголов с частицей не

Дефектолог. Мы с вами превратились в солнышко и растопили весь снег на крыше, с крыш закапало.

Дефектолог. Давайте послушаем, как звенит капель. Какие чудесные звуки! Как красиво звенит весенняя капель!

Педагог играет музыку капели на металлофоне.

 Что же капает?  Откуда берутся сосульки?

Дефектолог. Ребята, скажите пожалуйста, сосульки можно брать в рот? Почему?

Педагог прикрепляет сосульку на крышу на панно

Дефектолог. Ребята посмотрите,  на картинках нарисованы признаки Весны, но Зима и здесь постаралась. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, чего Весной не бывает?

Дидактическое упражнение «Чего весной не бывает?»

Дети. Снег тает, превращается в воду. Еще холодно, вода замерзает.

Дети. Сосульки брать в рот нельзя, потому что можно заболеть, и  в ней много грязи, мусора.

Ответы детей.

3 значок карты – сосулька

Металлофон

Сосулька, сделанная из фольги

Картинка «Чего весной не бывает?»!

Развитие  умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Развитие  умения  классифицировать птиц по общему признаку, дифференцировать зимующих и перелетных птиц.

Дефектолог. Посмотрите, ребята, Весна нам подсказку прислала. По ней мы можем назвать, какие еще приметы весны мы знаем.

 Дети вместе с дефектологом рассматривают мнемотренажер, называют приметы весны, особое внимание обращают  на приметы, говорящие о прилете птиц

Дефектолог. Ребята, скажите, каких вы знаете  птиц, которых можно увидеть зимой  в городе?

( называют по картинкам)

Дефектолог. Какие это птицы?

Дефектолог. Откуда появляются птицы?

(показ картинки «Синица» (яйцо –птенец - взрослая птица)

Дефектолог.  Где птицы откладывают яйца?

Дефектолог. Птенцы в гнездах появятся позже, ближе к лету. Сейчас же только ранняя весна и птицы еще только готовятся к весне, ждут своих друзей из теплых стран. Какие птицы прилетят с юга?

Дефектолог. Какие это птицы?

Дефектолог. Почему перелетные птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно?

6.Дидактическая игра «Раздели птиц»

На доске кружочки: синий, обозначающий зимующих птиц, зеленый - обозначающий перелетных птиц. Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют картинки зимующих птиц под синим  кружочком, перелетных - под зеленым кружочком.

Дефектолог. Молодцы, ребята, выполнили задание, освободили птиц, запели они свои веселые весенние песенки

Педагог прикрепляет силуэты птиц на панно

(звучит аудиозапись голосов птиц)

Дефектолог. Птички прилетели нас поблагодарить:

Диана: Здравствуй, матушка весна,

Хорошо, что ты пришла.

Надоел нам снег и холод

Да еще замучил голод

Яна: Чем кормиться нам зимой,

Вот и плачем: «Ой-ой-ой!»

А с Весной мы оживаем

Песни громко распеваем.

Вместе: Хорошо, что ты пришла

Нам надежду принесла.

Дети Синица, воробей, дятел, сорока, голубь, ворона.

Дети Зимующие

Дети Птицы появляются из яиц.

Дети Птицы откладывают яйца в гнездах

Дети Лебедь, цапля, ласточка, грач, кукушка, аист.

Дети Это перелетные птицы.

Дети Перелетные птицы улетают на юг, потому что им нечего есть: насекомые зимой спрятались и спят, рыба и лягушки подо льдом.

4 значок-птицы

Картинки зимующих и перелетных птиц - по 1 на каждого ребенка; картинка-«Синица» (яйцо- птенец- взрослая птица);

мнемотренажер; кружочки синего и зеленого цвета;

аудиозапись голосов птиц

Обучение согласовыванию своих действий  с текстом и движениями своих товарищей.

Развитие общей моторики (общих двигательных навыков), переключаемости  и координации движений

Дефектолог. Растаял снег и появились…(ручейки). Давайте найдем весенний ручеек. Нашли? Опустите ручки, потрогайте ручеек. Какая в нем вода, теплая или холодная? Почему?

Дефектолог. Скажите, а настоящий ручеек можно взять с собой? Но мы-то с вами в волшебном лесу и ручеек у нас волшебный. Давайте возьмем его с собой. Он поможет нам найти цветочную полянку.

7.Физкультминутка «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Дети стоят в кругу, держась за синюю ленточку-ручеек

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Поднимают руки  с лентой  вверх.

Побежал в саду ручей,

Прилетело 100 грачей,

Руки вытягивают вперед и делают волнообразные движения.

А сугробы тают, тают,

Постепенно приседают.

А цветочки подрастают.

Поднимаются на носочки и тянутся вверх.

(Дети садятся на ковер на подушки)

Педагог прикрепляет ручеек к панно на стене в виде ручейка

Дети Ручейки

Дети  Холодная вода в ручейке потому что снег  холодный и кругом еще холодно.

5 значок-ручеек

Лента синего цвета – ручеек

Развитие умения  устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Дефектолог. Садитесь, отдохните. Путь был такой долгий. Вот мы с вами на цветочной полянке, а цветов-то никаких нет. Скажите, какие первые весенние цветы должны появиться?

Дефектолог. Что нужно, чтобы появились цветы?

Дефектолог. Вот здесь внизу у нас будет земля. Что еще нужно? Солнышко у нас уже есть. Что еще нужно? Ручеек водички принес.

Дефектолог. Теперь у нас есть земля, солнце, вода. Что же из земли появится первое  листья, стебельки или лепестки цветка?

8.Игра «Что сначала, что потом?»

1 ребенок раскладывает по порядку картинки ( стебелек- бутон- цветок), остальные дети на местах  выполняют подобное задание  с картинками признаков  весны – раскладывают цифры 1 и 2 под картинками 

Дефектолог. Молодцы, ребята, выполнили   задание - освободили первые весенние цветочки

Педагог достает из коробки цветы (оригами), прикрепляет к панно на стене

Дети Подснежники, сон трава, мать –и– мачеха, ландыши, медуница.

Дети. Для цветов  нужна земля

Дети. Цветам нужны солнышко и вода.

Ответы детей

6 значок-цветы

Картинки игры «Что сначала, что потом»

(цветок); индивидуальные картинки для всех детей с признаками весны, цифры 1 и 2 на каждого ребенка

Развитие зрительной памяти и слухового внимания

Дефектолог. Чтобы Весна смогла прийти  к нам, нам осталось выполнить последнее самое сложное задание. Перед вами на столах лежат конверты с картинками-  символами Весны. Вам нужно будет очень внимательно смотреть кадры фильма о весне и положить на полоску бумаги по порядку  картинки- символы,  о которых мы говорили сегодня.

Просмотр презентации о весне

Презентация о  весны, конверты с картинками – символами весны на каждого ребенка, полоска бумаги.

Закрепление умения детей оценивать работу на занятии своих товарищей.

Итог занятия

Дефектолог. Понравилось вам сегодня наше путешествие в весенний лес? В какие игры мы играли? (по схеме-подсказке)

Дефектолог. Скажите, ребята, кто был самым активным на занятии, кто вам понравился и почему?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием моделирования «В поисках клада» для детей средней группы

Закрепить представление детей о сенсорных свойствах предметов: цвете, форме, весе, шероховатости и т. п., о размере, умение устанавливать размерные и пространственные отношения посредством использован...

НОД Комплексное занятие по развитию речи в средней группе на тему "Моделирование русской народной сказки "Теремок"

Материал занятия знакомит детей с новым видом пересказа русских народных сказок посредством моделирования, учит подбирать заместителей персонажей сказки, развивает речь детей....

Конспект комплексного занятия ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ с использованием мнемотаблиц

развитие навыков работы с мнемотаблицами детей старшего дошкольного возраста с овз...

Конспект комплексного занятия на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ «Советы веселому Колобку»

Конспект комплексного занятия на развитие воображения, с использованием элементов ТРИЗ «Советы веселому Колобку»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием моделирования сказок в старшей группе "Каша из топора"

Детский сад «Незабудка» с. Михайловка филиалМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждениядетский сад «Малыш» с. Михайловка муниципального районаБижбул...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»

Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...