Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Камышенцева Ольга Юрьевна

 

 

Программное содержание:

Цель:

Расширить и уточнить знания детей о временах года.

Задачи:

 

  • Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
  • Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;
  • С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
  • Воспитывать желание познавать новое.

Коррекционная работа:

Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_dekabrya_hl_vremena_goda_starik_godovik.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению

                                               

              с художественной литературой + история.

                                                             

                                                     

Тема: 

Беседа «Времена года».                       Чтение рассказа В.Даля                  «Старик – Годовик»

                                               Составила:

                                           воспитатель подготовительной группы

                                                                                                                                 

                                                Камышенцева О.Ю.

Программное содержание:

Цель:

Расширить и уточнить знания детей о временах года.

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;
  2. Дать знания о названиях месяцев года в древнем Риме, развивать познавательный интерес к истории развития человечества;
  3. С помощью опыта дать знания о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  4. Развивать умение отвечать полно, распространенными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
  5. Воспитывать желание познавать новое.

Коррекционная работа:

Продолжать закреплять временные представления детей, активизировать работу сохранных анализаторов, ориентировку в пространстве.

Оборудование:

Иллюстрированный материал, музыкальное оформление, глобус, листы бумаги, карандаши, текст рассказа, разные виды календарей.

Ход:

1ч. Вводная игра на внимание «Расставь посты»  (с изменением направления).

2ч. – Ребята, отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (4 времени года). Показ календаря.

- А знаете ли вы, ребята, почему год называют круглым?                                   На макете календаря (настольная игра «Времена года») покрутите стрелочку «колеса времени»- ЗИМА, ВЕСНА,  ЛЕТО,  ОСЕНЬ… вот и прошел год, и так по кругу, до бесконечности…

У человечества есть разные формы отсчета времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы узнаем время суток. А что нам помогает узнать дни, месяца? – Правильно, календарь (демонстрация разных видов календарей).

- Календарь – это перечень дней года.  В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь.  Каждый листочек день года, а для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их? Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?

3ч. Дидактическая игра:

Раздать детям карточки, на которых написаны не по порядку месяц и его порядковое число, дети должны исправить то, что неправильно.

4ч. Физминутка:                                                                              Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег, (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег, (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки                       согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь, (пальчик к губам, шепотом).

5ч. а) Упражнение «Движение Земли» - карандаш в правой руке в двух пальцах ставим на плоскость, одновременно вращать вокруг.

Вывод: - Земля также вращается вокруг своей оси, проходящей через Северный и южный полюса.

б) показ вращения Земли на глобусе.

Вывод: - Оказывается год – это время оборота Земли вокруг Солнца.

Опыт – эксперимент: показ детям с помощью глобуса и настольной лампы или свечи смены дня и ночи на Земле.

6ч. Гимнастика для глаз.

Дети выполняют упражнение по показу.

Вправо - влево, вправо - влево,

Ты глазами посмотри.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

Закрывай и отдохни.

Ты зажмурься крепко - крепко,

Поморгай и отдохни.

А потом опять начни!

7ч. – Ребята, вы хотели бы совершить путешествие в историю названия месяцев года? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте:                                         - Во многих странах мира месяцы года называют так, как это придумали в древнем городе Риме. Римляне вначале называли месяцы года по номерам или цифрам: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12… , а затем постепенно некоторые месяцы они переименовали в честь своих богов и героев.

ЯНВАРЬ  в честь бога времени, покровителя путешественников и моряков – ЯНУСА;

ФЕВРАЛЬ – в честь большого праздника – дня очищения от грехов и плохих поступков – ФЕБРУТУСА;

МАРТ – МАРТУС – В ЧЕСТЬ БОГА ВОЙНЫ -  МАРСА;

АПРЕЛЬ - АПРИКУС – согретый Солнцем расцвет;

МАЙ – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря;

АВГУСТ - назван в честь другого императора – Октавиана Августа;

А остальные месяцы остались названы по порядковым числам.

Понравилось вам путешествие по месяцам?

А теперь я вам прочту сказку – загадку, написанную В.Далем более 100 лет тому назад, а вы послушайте и попробуйте отгадать её.

8ч.  В.Даль « Старик-годовик»

 Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

  1. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
  2. Какие это четыре крыла у каждой птицы?
  3. Какие семь перьев в каждом крыле?
  4. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

9ч. Итог занятия:

  1. Что нового и интересного узнали сегодня?
  2. Как можно показать опыт с вращением Земли?
  3. Из какого города пришли к нам названия месяцев?
  4. О чем еще сможете рассказать друзьям, родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Мнемотаблица к произведению В. Даля "Старик- годовик".

В. Даль "Старик- годовик".Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик- годовик первый раз- полетели первые три птицы. Повеял холод,...

Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....

Презентация к сказке В.Даля "Старик-годовик"

В качестве занятия по развитию речи предлгаю взять сказку В.Даля, сделать презентацию к тексту с картинками для наглядности происходящего....

Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»

              Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...