Чтение сказки В.И. Даля «Старик - годовик» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Бякина Александра Николаевна

разработка конспекта - занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starik_-_godovik.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: Чтение сказки В.И. Даля

«Старик - годовик»

(конспект занятия по образовательной области «Коммуникация»

(Чтение художественной литературы) в подготовительной группе)

2014 год

Форма проведения: фронтальная

Место проведения: группа детского сада

Задачи

Интеграция образовательных областей

Предварительная работа

Методы и приёмы

Оборудование

  • Образовательные
  • Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки,
  • учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;
  • уточнять знания детей о временах года
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Развивающие
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей;
  • развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ
  • Воспитательные
  • Воспитывать желание детей слушать произведение
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.
  • воспитывать желание познавать новое.
  • «Познание»
  • «Коммуникация»
  • «Физическая культура»;

Виды детской деятельности:

  • Коммуникативная
  • Двигательная
  • Познавательно-исследовательская.

  • Загадки про времена года;
  • Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
  • Беседы по временам года: зима, весна, лето, осень.
  • Знакомство с временем;
  • Работа в уголке природы по временам года, месецам
  • Словесный метод:
  • Беседа;
  • вопросы к детям;
  • педагогическая оценка;
  • пояснение.
  • Наглядный метод:
  • Демонстрация
  • Игровой метод:
  • Загадывание и отгадывание загадки.

  • «колесо времени» (времена года),
  • виды календарей, иллюстрации времён года,
  •  портрет

В.И. Даля.

Картинки времена года на каждого ребёнка

Ход занятия

1. Вводная часть

На одном боку цветы расцветают,

На другом  - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  - сучья подсыхают.

(времена года)

Посмотрите в окошко.

  • Какое время года наступило?
  • А что на это указывает? Какие признаки зимы вы знаете?
  • Сколько всего времён года? Назовите их.

2 . Времена года. Год.

  • Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колеса времени» - зима, лето, весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

Есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже  знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

  • А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. (демонстрация видов календарей и нахождение различий)

Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их, какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?

  • Постановка задачи

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

словарная работа 

В сказке нам встретятся такие слова как «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

«Знойно» - горячий

«душно» - спёртый для дыхания воздух. Насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

«жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.

Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вопросы:

  • Ребята, а что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
  • (иллюстрация к каждому времени года, приметы времени года).
  • Какие это 4 крыла у каждой птицы?
  • Какие семь перьев в каждом крыле?  (вспомнить названия дней недели)
  • Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – чёрная? (смена дня и ночи)

 ФИЗМИНУТКА «Зимняя прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп!

Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте.

Прыжки на месте на обеих ногах

Присели.

Ходьба на месте.

Определение главной мысли сказки:

  • А почему это произведение названо сказкой?
  • Что сказочного?
  • Что выдумано автором?
  • Главная мысль, мораль.
  • Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку?
  • Чему хотел научить?

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Даль Владимир Иванович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....

Конспект НОД «Выразительное чтение сказки В.И.Даля «Старик Годовик»»

Цель: Познакомить детей со сказкой-загадкой русского писателя В.И.Даля «Старик-Годовик», обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) для подготовительной группы ДОУ по теме: «Обувь» (Туфельки для Золушки).

Образовательная область Социально-коммуникативное развитиеЗадачи:Систематизировать элементарные знания дошкольников об обуви Образовательная область Речевое развитиеЗадачи:Расширять и обогащать з...

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына» Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Три сына»Конспект непосредственно образовательной деятельностипо чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи с чтением художественной литературы в средней группе

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Цель занятия развитие речи детей; прививание детям интереса к чтению.Задачи занятия :Образовательн...