Конспект НОД «Выразительное чтение сказки В.И.Даля «Старик Годовик»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чевычелова Екатерина Владимировна

Цель: Познакомить детей со сказкой-загадкой русского писателя В.И.Даля «Старик-Годовик», обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starik_godovik.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №3 «Журавленок»

Конспект НОД

«Выразительное чтение сказки В.И.Даля «Старик Годовик»»

                                                                                   Выполнила: Чевычелова Е.В.

                                                           

     

2019 год

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Образовательная область: Речевое развитие (чтение художественной литературы)

Цель: Познакомить детей со сказкой-загадкой русского писателя В.И.Даля «Старик-Годовик», обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать умение понимать жанровые особенности сказки;
  • Формировать умение выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; 
  • уточнять знания детей о временах года;
  • обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей;
  • Развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание детей слушать произведение;
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • Воспитывать желание познавать новое.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок.

Оборудование:  доска; иллюстрации времен года; иллюстрации к сказке; настольная игра «Секреты В.И. Даля»; карточки с загадками.

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством  В.И.Даля; загадки про времена года,  беседы по временам года: зима, весна, лето, осень; работа в уголке природы по временам года, месяцам.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадки. 

  1. Хоть сама и снег, и лёд,

А уходит — слёзы льёт. (Зима)

  1. Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна)

  1. Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

  1. Пришла волшебница прекрасная

Листву без краски перекрасила. (Осень)

Воспитатель: Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? А что на это указывает? Какие признаки осени вы знаете? Сколько всего времён года? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте еще одну сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

2. Основная часть

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик - годовик» (с показом иллюстраций)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Воспитатель: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

Воспитатель: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

Воспитатель: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?

  1. Так кто же такой Старик-Годовик? (иллюстрация)
  2. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? 
  3. Сколько месяцев в году?
  4. Какие весенние (зимние, летние, осенние) вы знаете?
  5. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (иллюстрация)
  6. Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (иллюстрация)
  7. Назовите дни недели.
  8. Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? (иллюстрация)

Воспитатель: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Ребята, а теперь давайте немножко поиграем в настольную игру «Секреты В.И. Даля»

Воспитатель: А почему это произведение названо сказкой - загадкой? Что сказочного?

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

3. Заключительная часть

Воспитатель: С какими новыми словами познакомились? Ребята, а какие вы молодцы, за то, что вы столько знаете о временах года, я дарю вам книжку-раскраску «Времена года», спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....

Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Цель. Познакомить с  творчеством В.И.Даля. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года....

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа...