Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 92.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик»
Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;
Задачи: развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу)прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.
Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, портрет В. Даля, домик старика.
Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь», светлее, темнее, холоднее, ярче, теплее, звонче, длиннее.
Ход НОД:
В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Д. - Поезд.
В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.
В. - Кто же такой Старик-годовик?
В. - Кто это вы узнаете из сказки 0 загадки, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русские язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). Послушаем его одну сказку.
Старик-годовик. (прослушиваем)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Старик — годовик приготовил нам задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы?
-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Д. Времена года. (картина «Времена года»)
Задание №1.
В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.
В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Д. - Зима
В. -Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. - Декабрь, январь, февраль.
В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?
Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.
В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
Д.:- Осень.
В. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?
Д.: - Дождь идет, листья пожелтели.
В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года?
Д.: - Весна
В. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д. - Март, апрель, май.
В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Птицы прилетели, снег тает.
В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
Д. - Лето.
В. -Какие летние месяцы знаете?
Д. июнь, июль, август.
В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Бабочки летают, трава зеленая.
В. - Вы очень хорошо определили времена года.
В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?
Д. - Календарь.
В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.
В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).
В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?
Д. - В году 12 месяцев.
Задание №2.
В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили
В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?
Д: год.
В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?
Д. - Дни недели.
Задание №3.
Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
В. - Утром светло, а днем еще …
Д. -Светлее.
В. - Вечером темно, а ночью еще …
Д. -Темнее.
В. - Осенью холодно, а зимой еще …
Д. -Холоднее.
В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Д. - Ярче.
В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Д. -Звонче.
В. - В пальто тепло, в шубе еще …
Д. -Теплее.
В. - Весной день длинный, а летом …
Д. -Длиннее.
Задание №4.
Д/и "Собери картинку правильно" Дети собирают картины по порядку.
В: А теперь давайте присядем на стульчики.
В: Определение главной мысли сказки:
В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?
Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
В: Что сказочного?
Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.
Главная мысль, мораль.
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего
Задание № 5. Загадки о временах года.
- Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.
- Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.
- Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.
- Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.
В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?
Д. - Год.
В. -Сколько времен года?
Д. – 4 времен года.
В. - Назовите месяцы каждого времени года.
Д. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Какие календари бывают?
Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.
В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика годовика.
Итог занятия
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
В: До свидания!
Определение главной мысли сказки:
А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.
Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.
Старик годовик
Старик-годовик - сказка Владимира Даля, в которой любознательные ребята заметят немало интересного. В ней показано, как на простор выходит старик и размахивает рукавом и выпускает птиц. Что происходит в природе после таких действий старика, и почему все меняется, прочтите вместе с детьми в сказке-загадке. Она развивает память, наблюдательность и воображение юных читателей. Произведение также учит любить природу, относиться к ней с уважением и замечать красоту каждого дня.
Старик годовик
Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.
Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые.
У каждой птицы по четыре крыла.
В каждом крыле по семи перьев.
Каждое перо тоже со своим именем.
Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Вопросы.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (времена года)
Какие то четыре крыла у каждой птицы? (недели)
Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Задачи: 1. Продолжать учить де...
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Средняя группа
Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. ...
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.
Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки Сивка-бурка». Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки Сивка-бурка». Старш...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чтение сказки-загадки В. Даля «Старик - годовик»»
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»» Вторая младшая группа
Тема занятия «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы. Задачи:Формировать у детей умение слушать сказку.Продо...
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.Провела Седова О. А. 15.12.2022.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая ...