Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зыбарева Наталья Викторовна

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик»

Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Задачи: развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу)прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, портрет В. Даля, домик старика.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь», светлее, темнее, холоднее, ярче, теплее, звонче, длиннее.

Ход НОД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Д. - Поезд.

В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)

В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.

В. - Кто же такой Старик-годовик?

В. - Кто это вы узнаете из сказки 0 загадки, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русские язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). Послушаем его одну сказку.

Старик-годовик. (прослушиваем)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Старик — годовик приготовил нам задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы?
-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

Задание №1.

В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.

В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. - Зима

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. - Декабрь, январь, февраль.

В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?

Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

Д.:- Осень.

В. - Какие осенние месяцы вы знаете?

Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?

Д.: - Дождь идет, листья пожелтели.

В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года?

Д.: - Весна

В. - Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. - Март, апрель, май.

В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. - Птицы прилетели, снег тает.

В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. - Лето.

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август.

В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. - Бабочки летают, трава зеленая.

В. - Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. - Календарь.

В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. - В году 12 месяцев.

Задание №2.

В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели. 
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?

Д. - Дни недели.

Задание №3.

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. - Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. - Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. - Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. - Ярче.

В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. - В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. - Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

Задание №4.

Д/и "Собери картинку правильно" Дети собирают картины по порядку.

В: А теперь давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Задание № 5Загадки о временах года.

- Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.

- Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.

- Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.

- Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.

В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?

Д. - Год.

В. -Сколько времен года?

Д. – 4 времен года.

В. - Назовите месяцы каждого времени года.

Д. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. - Какие календари бывают?

Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.

В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика годовика.

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: До свидания!

Определение главной мысли сказки:

А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Старик годовик

Владимир Даль

Старик годовик

Старик-годовик - сказка Владимира Даля, в которой любознательные ребята заметят немало интересного. В ней показано, как на простор выходит старик и размахивает рукавом и выпускает птиц. Что происходит в природе после таких действий старика, и почему все меняется, прочтите вместе с детьми в сказке-загадке. Она развивает память, наблюдательность и воображение юных читателей. Произведение также учит любить природу, относиться к ней с уважением и замечать красоту каждого дня.

Старик годовик

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.

Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые.

У каждой птицы по четыре крыла. 

В каждом крыле по семи перьев. 

Каждое перо тоже со своим именем. 

Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Вопросы.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (времена года)
Какие то четыре крыла у каждой птицы? (недели)
Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: "Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».Задачи: 1.      Продолжать учить де...

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Средняя группа

Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. ...

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.

Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки Сивка-бурка». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки Сивка-бурка».                     Старш...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»» Вторая младшая группа

Тема занятия «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы. Задачи:Формировать у детей умение слушать сказку.Продо...

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.Провела Седова О. А. 15.12.2022.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая ...