Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чтение сказки-загадки В. Даля «Старик - годовик»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евдокимова Надежда Михайловна

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_dal.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инжавинская СОШ"

Конспект

образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Чтение сказки В. Даля

«Старик - годовик»»

Возрастная группа: подготовительная группа

Подготовила: Евдокимова Н.М.

2021г.

Цель: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Задачи

  • учить выделять жанровые особенности и главную мысль сказки;
  • уточнять знания детей о временах года, временных отрезках;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • развивать умение отвечать развернуто, обосновывая свой ответ;
  • воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: портрет В. Даля, книги сказок и пословиц В.Даля, Словарь живого великорусского языка, иллюстрации к сказке, виды календарей, отрывки из фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года», 5 подарочных коробок.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Ход ООД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в страну Загадок. А вот на чем, угадайте?

Маленькие домики

По рельсам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут.

( Поезд)

В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. 

В. - Мы приехали. Посмотрите, что изменилось на книжной полке?

(Портрет В Даля, Словарь, книги)

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Сегодня мы познакомимся с его сказкой-загадкой «Старик-годовик»

 - Кто это вы узнаете из сказки-загадки, написанной Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

Рассаживаемся

Чтобы вам легче было отгадать загадки из сказки – вот вам наши подсказки, тоже загадки

Загадки о временах года.

- Сверкает морозный узор на окошках,

И падает снег на деревья, дома,

Пурга замела все тропинки, дорожки,

На улице холодно - это ….

- Снег растаял, трава зеленеет,

На кустах и деревьях – листва,

И на улице стало теплее,

Светит солнышко - это ….

- Птицы, бабочки летают,

 Много солнечного света,

Пчелки вьются над цветами,

Лес зеленый – это ….

- Листва желтеет на деревьях,

Дожди бывают часто очень,

И птицы к югу улетели,

 Холодный ветер – это ….

В: Молодцы, а теперь – сказка

Старик-годовик. (прослушиваем)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В: Ребята, кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами (Из Словаря)

 В: Ребята, в этой сказке 5 загадок:

 Загадка №1.

- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

А почему три птицы в каждом времени года?

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. - Декабрь, январь, февраль. (иллюстрация)

В. - Какие осенние месяцы вы знаете?

Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь(иллюстрация)

В. - Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. - Март, апрель, май(иллюстрация)

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август(иллюстрация)

Выстраиваем иллюстрации на магнитной доске

В. –Отгадали – молодцы – вот вам подарок – МУЗЫКА- сочинение П.И.Чайковского «Времена года» (январь, март, июль, сентябрь)

В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. – Зима

В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года

В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. - Лето.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

В. - Вы очень хорошо определили времена года.

Следующий вопрос Старика-Годовика:

Загадка  №2.

В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?

 В. –Наш помощник - Календарь.

Он нам помогает узнать месяцы, недели и дни?

Работа с календарём - недели

Д: недели. 
Д. – Четыре крыла –это недели

В. - Правильно, в подарок - календари

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

Загадка  №3.

Какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, вспомним дни недели.

 Молодцы. И в подарок – Минутка отдыха

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Загадка  №4.

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили и в подарок вам – игра

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. - Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. - Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. - Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. - Ярче.

В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. - В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. - Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

Загадка  №5. Что значит имя старика- Годовик?

В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. - В году  12 месяцев- это год

В: Молодцы – справились со всеми загадками, а в подарок вам - знания

Что вы узнали?

Д: - нового писателя

-новую сказку

-новые слова,

-какие календари бывают

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Рассказ «Четыре желания»

 

  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?