Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Чтение сказки-загадки В. Даля «Старик - годовик»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_dal.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инжавинская СОШ"
Конспект
образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Чтение сказки В. Даля
«Старик - годовик»»
Возрастная группа: подготовительная группа
Подготовила: Евдокимова Н.М.
2021г.
Цель: продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
Задачи:
- учить выделять жанровые особенности и главную мысль сказки;
- уточнять знания детей о временах года, временных отрезках;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать умение отвечать развернуто, обосновывая свой ответ;
- воспитывать желание познавать новое.
Материал и оборудование: портрет В. Даля, книги сказок и пословиц В.Даля, Словарь живого великорусского языка, иллюстрации к сказке, виды календарей, отрывки из фортепьянного цикла П.И.Чайковского «Времена года», 5 подарочных коробок.
Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
Ход ООД:
В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в страну Загадок. А вот на чем, угадайте?
Маленькие домики
По рельсам бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
( Поезд)
В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали.
В. - Мы приехали. Посмотрите, что изменилось на книжной полке?
(Портрет В Даля, Словарь, книги)
Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Сегодня мы познакомимся с его сказкой-загадкой «Старик-годовик»
- Кто это вы узнаете из сказки-загадки, написанной Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.
Рассаживаемся
Чтобы вам легче было отгадать загадки из сказки – вот вам наши подсказки, тоже загадки
Загадки о временах года.
- Сверкает морозный узор на окошках,
И падает снег на деревья, дома,
Пурга замела все тропинки, дорожки,
На улице холодно - это ….
- Снег растаял, трава зеленеет,
На кустах и деревьях – листва,
И на улице стало теплее,
Светит солнышко - это ….
- Птицы, бабочки летают,
Много солнечного света,
Пчелки вьются над цветами,
Лес зеленый – это ….
- Листва желтеет на деревьях,
Дожди бывают часто очень,
И птицы к югу улетели,
Холодный ветер – это ….
В: Молодцы, а теперь – сказка
Старик-годовик. (прослушиваем)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
В: Ребята, кто знает, что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами (Из Словаря)
В: Ребята, в этой сказке 5 загадок:
Загадка №1.
- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Д. Времена года. (картина «Времена года»)
А почему три птицы в каждом времени года?
В. -Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. - Декабрь, январь, февраль. (иллюстрация)
В. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь(иллюстрация)
В. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д. - Март, апрель, май(иллюстрация)
В. -Какие летние месяцы знаете?
Д. июнь, июль, август(иллюстрация)
Выстраиваем иллюстрации на магнитной доске
В. –Отгадали – молодцы – вот вам подарок – МУЗЫКА- сочинение П.И.Чайковского «Времена года» (январь, март, июль, сентябрь)
В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Д. – Зима
В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года
В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
Д. - Лето.
В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
В. - Вы очень хорошо определили времена года.
Следующий вопрос Старика-Годовика:
Загадка №2.
В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?
В. –Наш помощник - Календарь.
Он нам помогает узнать месяцы, недели и дни?
Работа с календарём - недели
Д: недели.
Д. – Четыре крыла –это недели
В. - Правильно, в подарок - календари
В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).
Загадка №3.
Какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Ребята, вспомним дни недели.
Молодцы. И в подарок – Минутка отдыха
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Загадка №4.
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили и в подарок вам – игра
Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
В. - Утром светло, а днем еще …
Д. -Светлее.
В. - Вечером темно, а ночью еще …
Д. -Темнее.
В. - Осенью холодно, а зимой еще …
Д. -Холоднее.
В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Д. - Ярче.
В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Д. -Звонче.
В. - В пальто тепло, в шубе еще …
Д. -Теплее.
В. - Весной день длинный, а летом …
Д. -Длиннее.
Загадка №5. Что значит имя старика- Годовик?
В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?
Д. - В году 12 месяцев- это год
В: Молодцы – справились со всеми загадками, а в подарок вам - знания
Что вы узнали?
Д: - нового писателя
-новую сказку
-новые слова,
-какие календари бывают
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего
Рассказ «Четыре желания»
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- О чём сможете рассказать друзьям, родителям?