«Конспект НОД «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ковальчук Юлия Александровна
Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект НОД

«Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»»

Тема: Владимир Иванович Даль. «Старик-годовик».

Цели: Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое.

Оборудование: «колесо времени» (времена года, виды календарей, иллюстрации времён года, портрет В. Даля, 12 бумажных птиц.

1 ЧАСТЬ Вводное слово.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило? (Весна)

А что на это указывает? ( набухают почки, стало теплее, птицы прилетели и т.д.)

Сколько всего времён года? (4)

Перечислите (назовите по порядку)

2 ЧАСТЬ Времена года. Год.

Есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

2) А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. (демонстрация видов календарей и нахождение различий)

Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их, какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?

3) Постановка задачи.

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её.

4) Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? ( Месяцы)

Какие то четыре крыла у каждой птицы? (Недели)

Какие семь перьев в каждом крыле? ( Дни недели)

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

5) Ответы на вопросы (параллельно –словарнаяработа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь»).

Какие слова показались непонятными?

Ребята, а что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

 (иллюстрация к каждому времени года, приметы времени года).

Какие это 4 крыла у каждой птицы? ( недели )

Какие семь перьев в каждом крыле? (вспомнить названия дней недели)

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – чёрная? (смена дня и ночи)

Е) ФИЗМИНУТКА ( Дни недели)

В понедельник я купался (движения плавания), А во вторник рисовал (показ движения). В среду долго умывался (показ движения), А в четверг в футбол играл (бег на месте). В пятницу я бегал, прыгал (показ движения). Очень долго танцевал (кружатся на месте). А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (сесть на место).

6) Определение главной мысли сказки:

А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего Владимир Иванович Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём.

Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

3 ЧАСТЬ Итог занятия.

Что нового и интересного узнали сегодня?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Ребята, вы сегодня все очень старались, молодцы. Я вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»

Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...

Презентация к сказке В.Даля "Старик-годовик"

В качестве занятия по развитию речи предлгаю взять сказку В.Даля, сделать презентацию к тексту с картинками для наглядности происходящего....

Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик "

Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик"...

Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»

              Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...

Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Цель:совершенствовать диалогическую речь детей....