Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Цель: совершенствовать диалогическую речь детей.
Задачи: продолжить формировать умение понимать жанровые особенности сказки,
Выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое.
Материал: иллюстрации к сказке В. Даля «Старик-годовик», календарь
Ход деятельности:
Воспитатель интересуется у детей, знают ли они новые загадки.
Заслушивает 4–5 детей. «Моя загадка посложнее, потому что это сказка-
загадка, сочинённая Владимиром Далем. Эту фамилию вы еще не раз услышите, так как Владимир Даль составил словарь, которым люди пользуются до сих пор, хотя позже появилось много других словарей», – рассказывает воспитатель.
Педагог читает сказку В. Даля «Старик-годовик» и предлагает вслушаться в слово годовик, которое поможет разгадать загадки.
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель, оценивая ответы, следит за их речевым оформлением.
Разобравшись с первой загадкой, педагог подсказывает детям ответ на вторую загадку: четыре крыла у каждой птицы – четыре недели в каждом месяце. Предлагает дошкольникам после занятия рассмотреть календарь и посчитать количество недель в разных месяцах. «Я знаю, что вы можете назвать дни недели», – говорит воспитатель. – Называйте, а я буду считать. Итак, в каждой неделе семь дней. О каких же семи перьях в каждом крыле птицы идёт речь в сказке?
Остается последняя загадка: одна половина каждого крыла белая, вторая – чёрная. Что это значит?
Вот какая необычная сказка-загадка вам теперь известна. Сейчас я прочитаю ее еще раз, а вы запоминайте. Потом загадаете загадки родителям,
удивите их».
В. Даль «Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.
Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз
– и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик- годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно. Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа «Времена года».Чтение рассказа В.Даля «Старик – Годовик»
Программное содержание:Цель: Расширить и уточнить знания детей о временах года.Задачи: Уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Дать знания о назван...
Чтение сказки В.И. Даля «Старик - годовик» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе)
разработка конспекта - занятия...
Презентация к сказке В.Даля "Старик-годовик"
В качестве занятия по развитию речи предлгаю взять сказку В.Даля, сделать презентацию к тексту с картинками для наглядности происходящего....
Презентация к сказке В.Даль "Старик - Годовик" (подготовительная группа)
Сказка - загадка "Старик - Годовик"...
Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик "
Презентация "Экологическая игра-занятие по сказке В.Даля "Старик-годовик"...
«Конспект НОД «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года....
Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»
Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...